Лидеры алевитов о турецкой демократии
Односторонне суннитской считает демократию в Турции Иззеттин Доган, председатель алевитского Джем-Фонда, выступая на Первом съезде деревенских и территориальных алевитских обществ, прошедшем в Стамбуле. — сообщает газета Джумхуриет со ссылкой на Анатолийское агентство.
Обращаясь к представителям более чем 700 алевитских общественных организаций, Доган заявил: турецкой демократии необходима вторая опора — алевитская, и тогда демократия в Турции «перестанет хромать». Главной целью съезда президент Джем-Фонда назвал необходимость заявить об объединениях алевитов на всю страну, чтобы Турция «привыкла» к самому факту их существования.
Основными чертами XXI века Иззеттин Доган назвал демократию, самостоятельное определение народами своей судьбы, выдвижение ими собственных лидеров и разработку различных государственных моделей при соблюдении главенства закона. Он охарактеризовал алевизм как «последнюю остановку человечества, последнюю точку его пути» и с сожалением отметил, что «25-30 миллионов турецких алевитов не оказывают никакого влияния на политику государства».
Вышедший затем на трибуну председатель Федерации алевитских фондов Доган Бермек подчеркнул, что алевитское движение развивается в тяжелых условиях вот уже 500 лет, и все это время алевиты верят, что их проблемы могут быть разрешены на «правовой и демократической основе». Поворотным моментом в истории движения он назвал настоящий период, когда наконец стал возможным диалог между государством и алевитами.
Справка портала Права Народов:
Алевиты — самое крупное религиозное меньшинство в Турции: по разным оценкам их насчитывается от 15 до 30 млн — это примерно 25-35% населения Турции. Однако турецкие власти до сих пор предпочитали игнорировать их существование: алевитская община не имеет никакого официального статуса.
Сами алевиты (иначе — алавиты или алиане) считают себя мусульманами, в их вероучении есть положения, сближающие их с шиитами и суфиями (в то время как большинство турок — сунниты), но есть и практики, пришедшие из домусульманских верований, поэтому мусульмане часто отказываются признавать их единоверцами. Алевиты не посещают мечетей, а каждый четверг собираются в так называемых чема — молитвенных домах, где молящиеся, совместно мужчины и женщины, слушают музыку, исполняемую на сазе (разновидность лютни) и танцуют, тем самым переживая мистическое единство с Богом. Алевитские женщины убраны в покрывала красного цвета, символизирующие поклонение огню, характерное для древней Анатолии.
Leave your response!