А.Яровой: Казачьи национальные игры – шермиции (отклик на домашние игры в х.Пухляковском)
Прошедшие домашние игры ставят перед нами три вопроса. Первый вопрос – технический, второй – идеологический, третий – этнический. К техническому содержанию семинара, а почитай и всех игр в целом, можно отнести несколько моментов. Выбор дисциплин и критериев их оценки, методика обучения и техническая часть упражнений; порядок прохождения дисциплин, их культурная составляющая.
Второй вопрос – пристрастия и политические взгляды участников соревнования, которые естественно будут различаться, при этом какова должна быть идеологическая платформа игр?
Наконец, этническая составляющая игр. В чем, кроме технической части она должна заключаться? И достаточно ли только технической части?
Если начинать с общего взгляда на шермиции, как явление современной казачьей культуры, то видится перспектива их расширения в сторону представления полного канона воинской казачьей культуры, куда должны обязательно войти помимо пеших состязаний, обязательно конные ристания. Это естественно потребует определенной мобилизации людей и средств, поиск дополнительных ресурсов для такой организации. Создания большого комитета по проведению, с критериями отбора участников и проч.
Выбор дисциплин продиктован прагматикой клинкового и древкового оружия, умение владеть которым предполагает рубку, фехтование, фланкировку. Танец с оружием явление известное у воинственных народов, в нем отрабатываются навыки работы, перемещения, что собственно и должно быть представлено во фланкировке – танец и боевые элементы (перехваты, рубящие и колющие удары), даже прозвучало предложение поставить одну мишень – папаху на лозе, которую боец должен поразить для начала правой, а затем левой рукой, а если он будет выступать с двумя шашками, то левой и правой шашкой. Помимо танца с шашкой, есть еще и рубка полосы. Прозвучало предложение стандартизировать рубку полосы – длина 30 метров из 10 мишеней разной сложности, для колющего удара использовать стальное кольцо, зажатое в расщеп лозы. Для казачат и казаков использовать разного типа шашки, как для фехтования, так и для рубки и фланкировки.
При оценке прохождения полосы будут усовершенствована бальная система оценки, предполагается даже выработать норматив прохождения полосы.
Непосредственно по самому семинару. Демонстрировались рубка, фехтование, а также различные рукопашные состязания не с целью поразить своей боеспособностью, а с целью представления тех систем существовавших в среде донского казачества. Демонстрация кулачков и борьбы лишний раз подтвердили мысль о мифологизации этого направления, подстройку его под восточные или псевдовосточные системы. Вопрос о «пьяном казачьем стиле» вызвал улыбку и сожаление.
Идеологическая составляющая шермиций должна быть одна – национальные игры способствуют становлению этнического самосознания, вся идеология для участвующих в них казаков – это православие. Все остальное за пределами бойного места.
Этническая составляющая игр наиболее важная часть. ВСЕ участники (и организаторы) должны быть одеты в национальные костюмы. Это аксиома.
Второй момент. Когда мы проводим игры мы всегда друг другу указываем на тех казаков, которые в условиям чужеродного и инокультурного окружения выступали, зарабатывая на хлеб насущный. Что включали те выступления? Танец, казачья песня, декламацию стихов казачьих поэтов, упражнения с оружием. Кажется, что этого порядка необходимо придерживаться и на грядущих шермициях. Команды должны будут найти в себе силы не только для выступления на шермициях, которые уже включают танец с шашкой (крутка, фланкировка), но также спеть и прочитать пару стихотворений в заключительной части состязаний.
Андрей Яровой
Leave your response!