Главная » Главное, Политика

Абхазский суверенитет как ценность и перспектива

10 марта 2012 Комментариев нет

Продолжая тему, поднятую Павлом Зарифуллиным по национальному вопросу, хочу вспомнить нашу новейшую историю. В предлагаемой статье описаны события последних 22 лет Республики Абхазия.
Статья была опубликована в октябре 2011 года, но многие предложения, сделанные в ней, сохраняют, на мой взгляд, свою актуальность и сегодня.

К вопросу о суверенитете Абхазии.

К нынешнему статусу Абхазии как свободного и независимого государства наша страна пришла очень непростым и тернистым путем. В нашей богатой истории случалось разное, были взлеты и падения, был период расцвета Абхазского Царства, было многое другое. И Абхазия никогда не оставалась в стороне от мировых процессов. Хочу вспомнить, как абхазская делегация во главе с президентом всемирного конгресса абхаза-абазинского народа Т.М. Шамба посетила в 2008 году Тунис для участия в мероприятиях, посвященных 150 –летию со дня рождения главного Тунисского реформатора Хайруттдина Паши, который был абхазского происхождения и происходил из рода Лушба.

Так вот, на завершающей встрече мы сообщили нашим арабским друзьям, что мы (абхазы) и они (тунисцы) как минимум трижды были гражданами одного государства. Когда они попросили уточнить, мы вспомнили времена Римской империи, куда входили и мы и они, Византийской империи, в составе которой опять мы были вместе и , конечно же Османской империи, где опять мы тоже входили в ее состав. Вообще, Абхазия никогда не оставалась в стороне от мировых цивилизаций, входила в состав практически всех известных больших государственных образований, впитывая в свою культуру самое лучшее, что имелось на тот момент мирового развития.

И тем более важно для нас сегодня использовать уникальный исторический шанс по построению своего независимого государства. Надо осознать, что впервые за 1000 с лишним лет нам выпал такой шанс, и им надо распорядиться по максимуму.

Вспомним, как все это происходило в наше время.

Август 1990 года. Очень неспокойно в Абхазии, которая на тот момент является составной частью Грузинского государства. Парламент Абхазии, в очень непростой ситуации, проводит свое заседание, на котором с докладом выступает Председатель президиума Верховного Совета Абхазии В.О. Кобахия. В докладе, впервые за многие годы, были открыто поставлены вопросы состояния дел в Абхазии, заявлено о недопустимой политике грузинского государства по удушению Абхазии. По результатам обсуждения этого вопроса, парламент Абхазии 25 августа 1990 года принял Декларацию о государственном суверенитете Абхазия. Фактически, этот день можно считать Днем Независимости Абхазии. Считаю необходимым привести текст Декларации целиком:

ДЕКЛАРАЦИЯ

о государственном суверенитете Абхазской Советской Социалистической Республики

Верховный Совет Абхазской Советской Социалистической Республики,

— выражая волю всего народа республики и реализуя неотъемлемое право абхазской нации на самоопределение,

— сознавая историческую ответственность за судьбу Абхазии,

— свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, населяющих Союз Советских Социалистических Республик,

— действуя в соответствии принципам Всеобщей декларации прав человека и другими общепризнанными международно-правовыми актами,

— стремясь создать демократическое- правовое государство,

торжественно провозглашает, государственный суверенитет Абхазской Советской Социалистической Республики.

1. Абхазская Советская Социалистическая республика — суверенное социалистическое государство,

созданное на основе осуществления абхазской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, верховенства народа в определении своей судьбы. Суверенитет Абхазской Советской Социалистической Республики распространяется на всю территорию Абхазской ССР.

Абхазская Советская Социалистическая Республика обладает всей полнотой государственной власти на своей территории вне пределов прав, добровольно переданных ею Союзу ССР и Грузинской ССР на основании заключенных с ними Договоров.

Абхазская ССР имеет свой герб, флаг и гимн.

Любые насильственные действия против национальной государственности Абхазской ССР со стороны политических партий, общественных объединений или лиц преследуются по закону.

2. Граждане Республики всех национальностей составляют народ Абхазии. Носителем суверенитета и источником государственной власти в Абхазской ССР является ее многонациональный народ. Полновластие народа реализуется на основе Конституции Абхазской ССР непосредственно путем народного голосования и через выборные представительные органы.

3. Государственная власть в Абхазской ССР осуществляется на началах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

4. Вся полнота государственной власти на территории Абхазской ССР принадлежит Верховному Совету Абхазской ССР, который обладает исключительным правом выступать от имени народа Абхазской Советской Социалистической Республик.

В Верховном Совете Абхазской ССР обеспечивается институционное представительство нации, давшей название Республике.

5. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Абхазской ССР является Совет Министров Абхазской ССР — Правительство Абхазской ССР, правомочное решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Абхазской ССР, за исключением входящих в компетенцию Верховного Совета Абхазской ССР.

6. Судебная власть в Абхазской ССР осуществляется судами Абхазской ССР. Высшим судебным органом Абхазской ССР является Верховный Суд Абхазской ССР. Правосудие в Абхазской ССР осуществляется именем Абхазской ССР.

7. Абхазская ССР издает законодательные и иные нормативные акты по всем вопросам своей компетенции. Конституция Абхазской ССР и законы Абхазской ССР обладают верховенством на всей территории Абхазской ССР.

Действия актов Союза ССР и Грузинской ССР, нарушающих суверенитет Абхазской ССР и вступающих в противоречие с ее правами. приостанавливаются высшими органами законодательной и исполнительной власти Абхазской ССР.

8. Разногласия между Абхазской ССР, Союзом ССР и Грузинской ССР разрешаются в порядке, устанавливаемом заключенными между ними Договорами.

9. Абхазская ССР участвует в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР и Грузинской ССР, активно содействует осуществлению на своей территории союзных и межреспубликанских программ.

10. Абхазская ССР может открывать свои представительства в Союзе ССР и советских республиках, а также в зарубежных странах.

11. Территория Абхазской ССР не может быть изменена без ее согласия. Абхазская ССР решает все вопросы административно-территориального устройства республики.

12. Абхазская ССР устанавливает гражданство Абхазской ССР и гарантирует каждому гражданину право на сохранение гражданства СССР.

Республика принимает в гражданство Абхазской ССР и решает вопросы о выходе из ее гражданства.

13. Абхазская ССР самостоятельно определяет свой экономический статус и закрепляет его в законах.

Народ Абхазии имеет исключительное право на владение, пользование и распоряжение национальным богатством Абхазии.

Земля, ее недра, воздушное пространство, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Абхазской ССР, природные ресурсы ее континентального шельфа, весь экономический и научно-технический потенциал, созданный на территории Абхазии, являются собственностью ее народа, материальной основой суверенитета Республики и используются с целью обеспечения материальных и духовных потребностей ее граждан.

Предприятия, учреждения, организации и объекты других государств и их граждан, международных организации могут размещаться на территории Абхазской ССР и использовать природные ресурсы Абхазии согласно законам Абхазской ССР.

Абхазская ССР самостоятельно создает банковскую (включая внешнеэкономический банк), ценовую, финансовую, таможенную, налоговую системы, формирует государственный бюджет и валютный фонд республики.

Абхазская ССР образует национальный банк, подчиненный Верховному Совету республики.

14. Абхазская ССР самостоятельно устанавливает порядок организации охраны природы на территории Республики и порядок использования природные ресурсов.

Абхазская ССР имеет право запретить строительство и прекратить функционирование любых

предприятий, учреждений, организаций и других объектов, вызывающих угрозу экологической

безопасности.

15. Абхазская ССР самостоятельна в решении вопросов науки, образования, культурного и духовного развития абхазской нации, гарантирует всем национальностям, проживающим на территории Республики, право их свободного национально-культурного развития.

Абхазская CCP обеспечивает национально-культурное возрождение абхазского народа, его исторического сознания и традиций, национально-этнографических особенностей, функционирование абхазского языка во всех сферах общественной жизни.

Абхазская ССР проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей абхазцев, проживающих за пределами республики и за рубежом.

Абхазская ССР подтверждает право и обеспечивает условия для возвращения на историческую Родину депортированной части абхазского народа.

Национальные, культурные и исторические ценности на территории Абхазской ССР являются исключительной собственностью народа Республики.

Абхазская ССР имеет право на возвращение в собственность народа Абхазии национальных, культурных и исторических ценностей, находящихся за пределами Абхазской ССР.

На территории Абхазской ССР государственным языком является абхазский язык, официальными языками абхазский, грузинский, русский.

Декларация является основой для новой Конституции Абхазской ССР и определяет позицию Республики при заключении Союзного Договора и Договора с Грузинской ССР.

Председатель Президиума Верховного Совета Абхазской АССР В. Кобахия.

Секретарь Президиума Верховного Совета Абхазской АССР Ю. Квициния.

25 августа 1990 г.

Потом была война 1992-1993 годов. Ценой неимоверных усилий и больших жертв нам удалось отстоять свою Родину.

По окончании войны продолжается процесс строительства нашего государства. Обсуждаются самые разные варианты статуса Абхазии. Их можно попробовать перечислить. Как мы помним, дважды во время войны и после нее парламент Абхазии под руководством В.Г. Ардзинба обращался к парламенту России с просьбой о вхождении в состав Российской Федерации. Когда стало ясно, что этот вопрос решить нельзя, руководство Абхазии поставило вопрос об ассоциированном членстве в составе России. Этот вариант тоже не прошел. Обсуждался вариант протектората России над Абхазией. Однако и этого решения принято не было. Одновременно, все послевоенные годы, шли переговоры с Грузией. И на переговорах обсуждалась возможность создания совместного с Грузией государства. Можно вспомнить варианты, которые обсуждались. Перед самой войной, в парламент Грузии был передан проект договора о разграничении полномочий между Грузией и Абхазией, автором которого был доктор юридических наук Шамба Т.М. Примечательно, что в нем не говорилось о разрыве отношений между Абхазией и Грузией. Совершенно нормальный и невинный документ, если смотреть на него сегодняшними глазами. К сожалению, в день, когда парламент Абхазии приступил к рассмотрению этого вопроса, в ответ началась война.

После окончания войны переговоры между Грузией и Абхазией были продолжены.На первых переговорах предложения Грузии сводились к тому, что Абхазия становится частью Грузии в составе унитарного государства. Предложения Абхазии сводились к созданию Федерации, куда могла бы войти Абхазия. Грузинское общество, по заявлению грузинских политиков, не было тогда готово к такому развитию ситуации, и поэтому отказалось обсуждать данный проект. Дальше события развивались следующим образом: абхазская сторона обсуждала возможность создания совместного с Грузией государства, причем , по мере развития, нами предлагались разные варианты. По памяти попробую вспомнить…

Итак, первый вариант был создание Федерации. Грузия оказалась не готова к этому.

Следом было предложение о создании Конфедерации. Грузия опять отказалась это обсуждать.

Дальше предлагалось создать равносубъектное государство. Тоже отказ. Были еще какие то разные предложения, всех и не упомнишь. Но сказанного достаточно, чтобы понять, как напряженно искало Абхазское руководство свой путь развития нашей страны. Неразбериха продолжалась вплоть до 1999 года. Наконец, пришло понимание, что спасение утопающих—дело рук самих утопающих.

Таким образом, несмотря на победу, одержанную в 1993 году над агрессором, абхазское руководство в течение 6 лет искало варианты развития нашего государства. В 1999 году, на проведенном референдуме, был выбран путь построения своего независимого государства. Это результат большого и трудного пути, пройденного нашим народом. И за это заплачены самая высокая цена- жизни тысяч наших граждан.

Мне кажется, что есть вопросы, которые являются фундаментальными, и которые нельзя подвергать сомнению. Считаю необходимым привести полностью Акт о государственной Независимости Республики Абхазия:

АКТ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ

Абхазская государственность имеет 1200-летнюю историю. На протяжении столетий народ Абхазии боролся за свою независимость.

С началом процесса распада СССР народ Абхазии усилил борьбу за восстановление утраченной им государственной независимости. Принятие 25 августа 1990 г. Верховным Советом Абхазии «Декларации о государственном суверенитете» явилось первым шагом к ее воссозданию. Разрыв государственно-правовых отношений между Абхазией и Грузией, произошедший по инициативе властей Грузии, и последовавшая за этим абхазо-грузинская война 1992-93 гг. привели де-юре и де-факто к независимости Абхазии.

Конституция Республики Абхазия, принятая Верховным Советом Республики Абхазия 26 ноября 1994 г., явилась правовым оформлением уже созданного независимого государства — Республики Абхазия (Апсны).

3 октября 1999 г. в Республике Абхазия был проведен референдум об отношении граждан к ныне действующей Конституции. На день проведения референдума на территории Абхазии проживало 219534 граждан, имеющих право голоса, т. е. 58,5% от довоенной численности избирателей. В голосовании приняло участие 87,6% граждан, внесенных в избирательные списки, что составило более половины от довоенной численности избирателей. 97,7% проголосовавших одобрили действующую Конституцию.

Согласно Конституции и Закону Республики Абхазия о всенародном голосовании (референдуме) народовластие — основа государственной власти в Республике Абхазия, народ осуществляет свою власть непосредственно путем референдума — или через своих представителей. Таким образом, народ Абхазии подтвердил свою решимость продолжить строительство суверенного, демократического, правового государства — субъекта международного права, и добиваться его признания международным сообществом.

Основываясь на воле народа, мы еще раз подтверждаем и провозглашаем Государственную Независимость Республики Абхазия.

Права и свободы, закрепленные Всеобщей декларацией прав человека, Международными пактами об экономических, социальных и культурных правах, о гражданских и политических правах, другими общепризнанными международно-правовыми актами, являются одной из главнейших основ Конституционного строя Республики Абхазия.

Республика Абхазия намерена строить свои отношения с другими государствами на основе равенства, мира, добрососедства, уважения территориальной целостности и суверенитета, невмешательства во внутренние дела, других общепризнанных принципов политического, экономического и культурного сотрудничества между государствами.

Исходя из этого, мы обращаемся к ООН, ОБСЕ, ко всем, государствам мира с призывом признать независимое государство, созданное народом Абхазии на основе права наций на свободное самоопределение.

Таким образом, все ясно и понятно. В приведенном документе обозначен вектор будущего развития нашего государства. И до сегодняшнего дня мы следуем по этому пути.

В настоящий момент Абхазия находится в стадии ее международного признания. А международное признание является одним из механизмов развития экономики как средства повышения качества жизни нашего населения.

Первой нас признала Российская Федерация. Собственно говоря, если отбросить все эмоции, то это был абсолютно прагматичный шаг со стороны России. Этим актом не были нарушены никакие международные законы, но появилась возможность выстраивание нормальных, взаимовыгодных отношений с Абхазией. Примеру России последовало уже пять государств, признанных международным сообществом и входящих в ООН. И не важно, что многие из этих государств небольшие по размеру и территории. Насколько мне известно, в ОНН входят 32 государства, по размерам и населению меньше, чем Абхазия.

Вместе с тем, мне кажется, что можно попробовать задействовать и другой ресурс, который есть у Абхазии. Это потенциал абхазских диаспор, находящихся в более чем 50 странах мира. Как мне кажется, необходимо активно и энергично задействовать возможности диаспоры в позитивном представлении Абхазии в международном сообществе.

Вот некоторые предложения, которые я хочу сделать:

Предлагаю создать в рамках Всемирного конгресса абхазо-абазинского народа Комитет по выводу Абхазии из международной изоляции. Считаю, что этот вопрос назрел, и требуется планомерная работа по выходу из создавшейся ситуации. Для работы в создаваемый Комитет можно привлечь всех известных абхазов из числа спортсменов, представителей оперного искусства, театральных деятелей, писателей и поэтов, научной и творческой интеллигенции, студенчества и молодежи. Так же, в состав этой организации могли бы войти известные в мире выходцы из Абхазии самых разных национальностей. Считаю, что мы мало используем возможности многочисленной армянской диаспоры Абхазии, у которой есть мощные диаспоры во всех развитых странах. Можно провести мероприятия по налаживаю отношений со всеми странами бывшего СССР, включая страны Прибалтики. В рамках Комитета можно было бы создать аналог Клуба друзей Абхазии, в который вошли бы многочисленные наши друзья по всему миру. Опорой Комитета могли бы стать наши землячества по всему миру.

В качестве первоочередных мер я бы наметил работы по продвижению межмуниципального сотрудничества, которое не только не запрещается, а наоборот, поощряется европейским законодательством. Инициаторами таких контактов могли бы стать наши диаспоры в различных странах. Опыт наведения подобных контактов нами накоплен. Так, в период полной блокады, в условиях непризнанной Абхазии, удалось в свое время организовать договор о побратимстве городов Гудаута и Кинешмы Ивановской области и несколько позже, Нового Афона и Сергиево Посада. Договора, подписанные мерами вышеназванных городов, полностью соответствуют международному законодательству. Помимо названных договоров, подобная практика побратимских отношений существовала в Абхазии с советских времен. Так, к примеру, город Сухум является побратимом нескольких европейских городов, в частности с (если не изменяет память) городом Килмарнок в Шотландии, Великобритании.

Начать можно было бы, на мой взгляд, со стран причерноморского бассейна, которые по сути, являются нашими соседями. Работу предполагается вести в тесном контакте с МИДом Абхазии, а так при поддержке Всемирного Конгресса абхазо-абазинского народа, используя наработанные связи с диаспорами. Как мне кажется, хорошие перспективы в налаживании подобных отношений с городами Адапазар и Стамбул Турецкой Республики, где проживает многочисленная абхазская диаспора. Кроме того, можно, как мне кажется, попробовать выйти на абхазские села в Турции, и если мы найдем села, где живут компактно выходцы из определенных мест Абхазии, то можно продумать и такие контакты с ними со своими родными местами. Каждое подписание подобных соглашений будет информационно привлекательным для средств массовой информации, что поможет нам и дальше утверждать в сознании окружающего мира необходимость и необратимость международного признания Абхазии. Помимо этого, данная работа может помочь нам и в вопросах консолидации абхазов во всем мире, стимулировать их к возвращению на Родину. Так же, я бы обратил бы особое внимание не только на абхазские диаспоры, но так же поработал с выходцами из Абхазии в Греции и Израиле, коих там немало. Мне кажется, налаживание межмуниципального сотрудничества с этими странами более чем вероятно.
В рамках одной статьи трудно обрисовать все аспекты работы предлагаемого Комитета и выгоды, которые он может принести нашей стране.

Поэтому, считаю, что на этом можно остановиться.

Настоящее предложение встретило понимание и поддержку со стороны руководства всемирного Конгресса Абхаза – Абазинского народа. Решение о его создании можно принять хоть сегодня. Но не хочется, чтобы это выглядело конфронтационным актом по отношению к руководству Абхазии. Ведь проблемы, которые ставятся в настоящей статье- они общие, и решать их можно только сообща, объединив усилия. Поэтому, прошу считать данную статью официальным обращением к руководству Абхазии с уверенностью поддержки в данном вопросе.

Беслан Кобахия, координатор международного Движения по защите Прав Народов, кандидат социологических наук.

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.