Главная » Политика

Арктика — Поморский Ход

11 ноября 2011 Комментариев нет

8 ноября в главном корпусе бывшего Поморского госуниверситета продолжила свою работу передвижная выставка «Арктика — Поморский Ход». Ранее жители и гости города могли ознакомиться с выставкой в здании Поморской филармонии и в главном здании Северного (Арктического) федерального университета.

Адрес выставки: г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 4

В начале прошлого тысячелетия на Белом море появились славянские поселенцы. Их привлекал богатый промысел: на суше – пушнина и птица, на море – морская рыба, зверь и «рыбий зуб» – высоко ценившийся моржовый клык. Первыми вышли к берегам Гандвика (Белого моря) словене — ильменцы (новгородцы).  Как правило, пришельцы селились не на безлюдных берегах, а в поселениях или рядом с поселениями  коренных жителей –  угро — финнов (чуди белоглазой), вепсов, карелов, саамов (лопарей), коми, зырян, печоры, ижемцев, чаще всего смешиваясь с ними, а где-то обосновываясь особняком, представляя собой словенские вкрапления среди местного населения. Постепенно переселенцы, оседая на постоянное житьё и перемешиваясь  с аборигенными народами, образовали симбиоз словенского и угро-финского этносов, позже долю своей крови добавили скандинавы, что привело к возникновению своеобразной этнической группы (народа) поморов.

Жизнь на берегах «Студеного моря» в условиях сурового климата сделала поморов сильными и трудолюбивыми. В Поморье, не знавшем крепостного права, витал дух вольности, свободомыслия и товарищества. В этих краях был особенно силен «мир» – поморское выборное самоуправление.

Связи с Западом существовали у поморов с глубокой древности. Близость Поморья к скандинавским землям, общение с европейцами, знание европейских устоев – всё это поддерживало демократические традиции на территории Поморья.

Как  утверждают учёные — В. А. Александров в своей работе «Русское население Сибири XVII – начала XVIII в.»., Москва., 1964 и П. А. Колесников в своём труде «Северная деревня в XV  первой половине XIX века», Северозападное книжное издательство., 1976., С. 48 – 49.

Территория Поморья это —  «…Северное Поморье (в основном Двинский, Мезенский, Кеврольский, Пустозерский уезды), Центральное Поморье (Вологодский, Тотемский, Устюжский, Сольвычегодский, Важский уезды, Устьянские волости), Западное Поморье (Каргопольский уезд, Чарондская округа и Заонежские погосты), Восточное Поморье (Соликамский, Пермский, Кайгородский и все уезды Вятской земли)».

Т. е. это практически вся территория Российского Севера, включая современные территории Архангельской, Мурманской Вологодской, Вятской, Пермской, севера Ленинградской  областей, а также республик Карелия, Коми и Ненецкого автономного округа.

В XII веке Поморье становится центром  судостроения – этому способствует развитие морских и речных промыслов. Поморы строили (шили) самые совершенные по тем временам суда, предназначенные для ледового плавания. Это были корабли разных типов: поморские ладьи, раньшины, шняки, ледянки, карбасы, кочи и множество  других типов судов.

Развитие морских и речных промыслов требовало от поморов создания грузоподъемных и устойчивых судов, приспособленных к местным условиям плавания и хождения в ледовых условиях Арктики. Развитое судостроение, способствовало  в дальнейшем продвижению поморов в Сибирь, Камчатку, Дальний Восток, Аляску, Калифорнию вплоть до Гавайских островов.

Поморы и сегодня никуда не исчезли. Сохранился  стереотип поведения, самоназвание, этническое самосознание, чувство «особости» и идентификации «свой-чужой». Просто у большинства, считающих себя поморами, сменилась форма самоидентификации. По-этому, чтобы сегодня считаться «полноценным» помором, вовсе необязательно шить кочи и карбасы, заниматься зверобойным и рыбным промыслом, ходить в море и на охоту. Поморский дух и поморский характер — вот ценности, которые выковали наши предки на протяжении веков, ведя борьбу за самовыживание и существование — именно эти ценности продолжают определять сущность современных поморов.

Автор выставки и аннотации — старший научный сотрудник Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы»Владимир Николаевич Ломакин (на фото)

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.