Главная » Политика

Бабий Яр. Украинцы и евреи: взаимная ненависть, возмездие, отмщение

30 сентября 2016 Комментариев нет

1017034290В эти дни в Киеве проходят тожественные мероприятия, посвященные одной из самых печальных страниц в украинской, еврейской и в истории мировой цивилизации — трагедии Бабьего Яра. Именно к 75-летию этой трагедии была приурочена лекция директора проектов международной архивной программы научного центра Мемориального музея памяти жертв Холокоста в Вашингтоне, историка и архивиста Вадима Алцкана «Утраченная страница: история еврейских общин как часть общенационального наследия Украины».

По мнению историка, возвращение еврейской истории в общенациональную историю страны не только обогатит и расширит культурный и исторический диапазон самой Украины, но и станет важным дополнительным основанием реинтеграции страны в современный европейский культурно-историческое пространство. Предлагаем отдельные фрагменты из лекции Вадима Алцкана, которая была организована Киевским офисом Институтом Кеннана при финансовой поддержке посольства США.

О музейном вольнодумстве

«Истории еврейских общин практически нет в общей истории Украины. … Исторические, мемориальные музеи — это естественное и единственное место, где посетители могут познакомиться с современной историей, историей прошлого. Музеи, наряду со школьными учебниками, представляют, интерпретируют историю, то есть формируют понимание и оценку тех или иных исторических событий — это два важных компонента образования. То, что посетители увидят или, может быть, не увидят в историческом музее или выставке, так или иначе будет формировать их понимание и знание истории. …

Музеи, безусловно, всегда несут на себе печать современной идеологии, будь она тоталитарной или демократической. Если идеология тоталитарная, она не допускает никакого отступления от установленного курса в освещении утвержденной интерпретации официальной истории. Если она демократическая, то она, кажется, позволяет все, что не запрещено законом. А на самом деле, это немножко сложнее, поскольку государственные музеи потому и государственные, что являются бюджетными организациями и их финансирует государство, и не всегда музеи позволяют себе идти против государства, позволяют себе вольнодумство.

Тем не менее, если такое вольнодумство позволяется, то именно эти  становятся событием культурной жизни, о них пишут, снимают фильмы. Именно такие вольнодумные выставки, на мой взгляд, являются наиболее интересными и имеют очень широкий  резонанс в обществе. Например, выставка в Национальном музее аэронавтики и космоса в Вашингтоне о самолете, который сбросил бомбу на японские города Хиросима и Нагасаки, или же, например, выставка в Германии о роли Вермахта в уничтожении мирного населения, или же выставка в Мемориальном музее памяти жертв Холокоста в Вашингтоне о политике «закрытых дверей» в отношении беженцев, эмигрантов из оккупированной Европы в США. Уровень и размеры этого музейного вольнодумства пропорциональны уровню демократии гражданского общества в стране».

Об истории евреев в украинском музейном пространстве

«Как же представлена история евреев Украины в современном музейном пространстве Украины? В Украине в настоящий момент функционирует  около 13 еврейских музеев и все они, за исключением музея Шолом Алейхема в Киеве, частные, их финансируют либо еврейские общины либо филантропы-меценаты. Кроме стационарных музеев во многих музеях, в том числе и в Киеве, проходили выставки, посвященные истории евреев в Украине. Это невероятный прогресс — еще 25 лет назад не было ни одного еврейского музея, ни одной еврейской выставки в Украине.

 25 лет назад даже слово «еврей» можно было произносить только шепотом. Сказать, что ничего не происходит, что современные жители Украины не знают, кто такие евреи, нельзя. Но знания эти, как правило, ограничены, фрагментарны и представлены вне общего контекста истории Украины, то есть вне общей истории и культуры Украины».

«Почему история евреев отсутствует в исторических и краеведческих музеях Украины? Возможно, одна из главных причин, лежащих на поверхности, это то, что в Украине больше нет евреев. Это не так, мы все прекрасно знаем, что это одна из самых больших общин в Европе. По разным данным, от 100 до 300 тысяч евреев живут в Украине. В Польше, Литве гораздо меньше евреев, но там совсем другое отношение к еврейской культуре и к памятникам. Польские музеи, польские памятники еврейской архитектуры находятся в другом состоянии, нежели в Украине. Можно сказать, что отчасти виной тому тяжелое экономическое положение Украины. Можно также сказать, что это из-за низкого уровня культуры и знаний. И то и другое не совсем так… Эти знания есть, есть интерес. И это тоже не главные причины.  На мой взгляд, главная причина заключается в том, что есть общее незнание и непонимание истории евреев не еврейским населением. Евреи, в свою очередь, тоже не большие знатоки украинской истории. И у того, и у другого народа существует искаженное представление об определенных исторических фактах, очень много домыслов, очень много стереотипов. И это все, безусловно, очень тяжело поддается включению в историю, плохо вписывается в основные каноны украинской истории, в особенности в те моменты, когда речь идет о самых противоречивых моментах нашей совместной истории. Это Хмельниччина, Гайдамаччина, погромы, Холокост. Поэтому включить еврейский компонент в эти исторические факты и события потребует ответа на целый ряд неприятных вопросов, на которые украинская интеллектуальная элита пока не готова отвечать. Речь идет в основном о сложных еврейско-украинских отношениях, но без них невозможно понять нашу совместную историю». 

Еврейская и украинская историография

Иоганн Хёхле Массовое уничтожение евреев в Бабьем Яре. Справка «История евреев на тех землях, которые представляют сейчас территорию современной Украины, — это длинный список погромов и бедствий, обрушившихся на евреев во время крестьянских и казацких восстаний, национально-освободительных войн, революций, гражданской войны. Кульминацией и трагическим завершением этой кровавой истории становится нацистская оккупация и Холокост. Таково общее представление еврейской историографии.

  Какой представляется история евреев украинской классической советской и даже постсоветской историографией? Речь опять идет о крестьянских восстаниях, о национально-освободительной борьбе против оккупантов, насильственной коллективизации, голодоморе, героической борьбе и самопожертвовании во имя свободы и независимости Украины и кульминацией всего это является провозглашение независимой Украины в 1991 году. В основе  современной украинской историографии по-прежнему лежит еще советская историография с ее классовым подходом и пониманием исторических событий… Таким образом, героический образ украинской истории это, прежде всего, предводители крестьянских восстаний — Устим Кармелюк, Олекса Довбуш, Павлюк. И на этом лежит большая печать советской, российской истории: это такие «младшие братья»  Болотникова, Стеньки Разина, Емельяна Пугачева, то есть борцы с эксплуататорами и одновременно борцы за национальную независимость. 

Дальше в советском каноне шли герои большевистской и гражданской войны. Важно то, что сделала современная украинская история. Она, естественно, забраковала последнюю категорию — героев большевистской революции и гражданской войны — и внесла тех, кто боролся с советской властью, с польской оккупацией на территории Галиции и Волыни. Эти персонажи, предлагаемые в качестве национальных героев современной украинской историографией, не всегда являются таковыми для евреев и других национальных меньшинств, в частности русских, поляков.

Безусловно, не бывает так, чтобы все герои и не герои устраивали всех граждан страны. Проблема состоит только в этом, но и в том, что этих героев  преподносят как единственных героев. И проблема даже не в этих героях, а в историках, журналистах, публицистах, наделяющих этих исторических персонажей героическими, а иногда даже сверхчеловеческими романтическими качествами, которыми они не могли обладать, хотя бы в силу того, что они были людьми и ничто человеческое им было не чуждо.  И вторая проблема. В этой героически-романтической версии истории евреям и другим меньшинствам Украины отведена довольно неприятная роль, если они вообще появляются в этой истории.

В лучшем случае, они коллаборационисты этого оккупационного режима,  а в худшем случае —  это все те, против кого направлена национально-освободительная борьба украинского народа. И если рассматривать эту украинскую историю именно в таком одномерном, одноплоскостном аспекте, то совершенно понятно, что многочисленные украинские восстания и казацкие войны, ставившие своей целью освобождение Украины и изгнание оккупантов, почти всегда сопровождались грабежом и убийством еврейского, польского, католического, униатского населения, то есть врагов, оккупантов и их пособников. Тут можно сказать, что такова печальная судьба врагов и их пособников, но могут ли такие национальные герои быть героями для перечисленных выше национальных и религиозных меньшинств?

Безусловно нет. Эти национальные меньшинства не могут и не хотят разделять такую историю, в результате оказываются вне ее, или только в качестве вышеупомянутых врагов и союзников врагов. Это, конечно же, идеологическая максима, присущая известному трактованию истории: кто не с нами, тот против нас». 

Бумеранг взаимной ненависти и возмездия

 «Оправдывая такое насилие и жестокость, многие украинские историки представляют свою историю как историю, в которой они преимущественно являются жертвами других народов-эксплуататоров. То есть, насилие, которое обращено по отношению к евреям, полякам — это постоянно возвращающийся «бумеранг»  взаимной ненависти и возмездия — жертвы против жертв. Такой взаимный эгоцентризм таких историй рано или поздно заведет любую дискуссию в тупик, исключит какой либо диалог историков и историй. На этом, конечно же, можно было бы поставить точку, не видя никакого выхода из тупика,  оставить в покое историю до более спокойных времен, воспользоваться теми определениями, которые уже существуют, когда речь идет об изучении диалога этих двух культур… Время такое, что все поймут, и никто не будет возражать сейчас — Украине не до этого.

Можно отложить или сказать, что диалог вообще не нужен. Я так не считаю, поэтому я и здесь, такой диалог важен именно сейчас. Речь идет о будущем Украины, будущем страны и будущем поколения, которое родилось в независимой Украине и не знало рабства. И для этого поколения история собственной страны и народов, населявших ее в разное время, является одной из основ, на которой будет формироваться собственное мировоззрение, понимание собственной истории, собственных корней, вклада их страны  и населяющего ее народа в европейскую и мировую цивилизацию.  Жителям Украины, гражданам Украины есть кем и чем гордиться, им некого бояться, они живут в своей стране, в которой все населяющие ее народы должны чувствовать себя равноправными и равноценными гражданами. И, в отличие от всех прошлых столетий, и это очень важный момент, у евреев и украинцев теперь есть свои государства. То есть, этот диалог возможен на самом высоком уровне, на равных, никакая третья сила здесь больше не помеха.

 Так вот, какую историю изучают и будут изучать наши дети и внуки во многом зависит от нас, нынешнего поколения. — будет ли это черно-белая, одноплоскостная история, в которой присутствуют только жертвы, убийцы, враги и герои, или же это будет история в широком измерении со всеми оттенками. Мы изучаем историю не только из праздного любопытства, но и наверное потому, что мы всегда ищем в ней себя, ищем и иногда находим в ней ответы на наши собственные, волнующие нас сегодня вопросы». 

История должна быть беспристрастной

«История украинско-еврейских отношений — это сложная история, простых историй не бывает. Я не разделяю мнение тех, кто считает, что в трудные времена история должна быть только героической и романтической, поднимать дух нации и сопротивления. Я скорее разделяю мнение тех, кто считает, что история должна оставаться беспристрастной и правдивой, особенно в трудные времена. Именно такая история объединяет, а не разъединяет. Историю не нужно бояться, историю нужно знать и осмысливать. Попытки вписать в эту сложную историю идеологические и революционно-романтические клише ни к чему хорошему не приведут: трудные времена пройдут — рано или поздно  все проходит — и понадобится новое переписывание и переосмысливание этой самой истории. Украина опять может оказаться страной с непредсказуемым прошлым.

И если украинским историкам нужно отойти от романтически-героических клише легендарных героев, то еврейские историки могут и должны отойти от устаревших стереотипов украинофобии, украинофобских обобщений, сводящихся к тому, что украинцы были хуже всех (собственно говоря, а кто был лучше?). И те, и другие историки должны помнить, что существует индивидуальные или личностные представители того или иного народа, поступки и действия таких исторических персонажей ни в коей мере не являются общим выражением или знаменателем  настроения всего народа, будь то украинский народ, еврейский, русский, польский. Тут уместно привести слова московского раввина Мазе, который говорил, что революцию делают Троцкие, а расплачиваются за нее Бронштейны. 

Не может и не должен весь народ нести ответственность за поступки одного из своих представителей, либо группы представителей. Патриотизм не является принадлежностью или закрепленной собственностью одного народа, как правило, этнического большинства, на это имеют также право национальные меньшинства. Евреи Украины и большинство евреев, живущих вне Украины, поддержали все украинские революции, тем самым в полной мере доказав свою лояльность независимой Украине. Демократический выбор Украины оказался им гораздо ближе, понятнее существующих альтернатив.

 Именно это больше, чем когда либо, сближает нас, наши народы и наши интересы. Опыт нашей истории показывает, что любое замалчивание, даже из самых лучших заблуждений, в конце концов оборачивается во вред, мешает взаимопониманию. Мы можем и должны говорить все».

РИА Новости Украина

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.