Главная » Конфликты, Концепции, Политика

Белоруссия: европейские игры на раздевание. Часть I

21 марта 2010 Комментариев нет

luka
8 февраля судебные приставы опечатали Дом польский, принадлежащий непризнанному белорусскими властями Союзу поляков, выставили находящихся там на тот момент активистов и обвинили их руководителей в присвоении чужого имущества. Последовавший дипломатический скандал, начавшийся с отзывов обеими сторонами послов для консультаций, и сопровождающийся громкими заявлениями еврочиновников, в настоящий момент вроде как сошел на нет. Однако польско-белорусский конфликт вокруг действующей в Белоруссии польской организации выглядит опаснее, если обратить внимание на контекст происходящих процессов.

Вполне возможно, что обострившийся в столь неудачное для Лукашенко время спор о статусе белорусских поляков является одним из множества потенциальных инцидентов, призванных, в конце концов, поставить точку в затянувшемся проекте под названием «Европейская Беларусь».

Цивилизационная love story Польши и Белоруссии

С распадом Советского Союза и Организации варшавского договора, государство, в честь которого и назван военно-политический блок, угрожавший всему «свободному миру», оказалось вместо ранее занимаемого места в центре европейских социалистических стран на глубокой европейской нелиберальной периферии.

Сколь-либо значимых системных знаний в европейском научном и политологическом сообществе относительно Польши (как и относительно практически всех стран советского блока) тогда еще не было; данные демографии, социологии, социальной психологии, элитологии были минимальны и в основном подлежали ревизии, так как некоторые разделы наук были в советском обществе не востребованы. Речь идет, например, об этнических, гендерных исследованиях. Такая ситуация позволяла формировать политический заказ на научную и исследовательскую деятельность, превращая всю Восточную Европу в одну большую зону свободной геополитической охоты.

Вполне закономерно появились проекты ускоренного национального формирования самого фантастического вида и сорта: идеи Сороса о переносе экономического развития из Старой Европы в Восточную, новый санитарный кордон, идея единого черноморо-балтийского региона. Их отголоски до сих пор читаются в новостных лентах: на Украине фашистская дивизия СС «Галичина» признана национальным достоянием, а активный участник Холокоста – героем этой страны; в Молдавии румынская оккупационная армия при активном лобби Бухареста приравнена к Красной армии, воевавшей против Гитлера, а ветераны обоих армий уравнены в правах; в Прибалтике фашистские марши являются обычным явлением, проведение которых до сих пор являются важной политической практикой любого правительства, какое бы ни оказалось у власти в Латвии или Эстонии.

На той волне формируется и роль Польши, это роль собирателя польских земель бывшей Речи Посполитой, и формирование новой региональной державы с центром в Варшаве. Основания для этого были достаточные. Во-первых, у поляков уже был значительный опыт имперостроительства, во-вторых, по германской региональной классификации Европы Польша – это Центральная Европа (Восточной немецкие идеологи считают только Белоруссию, Украину и Россию). Однако проблема объединившейся Германии как центра всей Европы вынудила правительство Валенсы смириться с позицией догоняющих, а также обрекла Варшаву постоянно вносить в повестку дня Европы идею постоянного расширения на восток.

Здесь и возникла большая любовь Польши к цивилизационно близкой Белоруссии, проявляющейся в постоянных попытках ее «демократизировать». При этом практически всегда поляки брали на себя роль евросоюзного куратора демократических процессов в Белоруссии. Эту роль Польша сохранила за собой до сих пор, несмотря на очевидные провалы 1994 года, когда к власти пришел Александр Лукашенко, взявший резкий крен в сторону России, и 2007 года, когда наметился пик белорусской экономики, закрепившей за находящейся у власти элитой моральное право придерживаться выбранного курса.

Таким образом, Польша оказалась в авангарде наступления Европы на Белоруссию в пока еще не оформившихся геополитических проектах Запада в отношении этой страны.

Проблема идентичности и Белоруссия

В то время как вся Европа, давно преодолевшая в себе националистические грезы, при освоении Восточной Европы начала делать ставку на близкую и понятную ей защиту прав человека и гражданина, Польша пошла другим путем. Она начала делать ставку на поляков, оказавших за пределами национальных границ.

Особенности идентичности поляков заключаются в особой роли языка, религии и польской этничности. Как отмечают в своих исследованиях Е.Н. Данилова, опирающаяся на работы 1998 и 2002 года «Россияне и поляки на рубеже веков: социальные идентификации жителей России и Польши», и ее польские коллеги, для поляков, длительное время не имевших своего государства, принципиальна этническая, родственная и языковая близость, а также особое место веры (и особенно приобщения к католичеству) в их оценке своих и чужих. Границы современной Польши для поляка подсознательно считаются несправедливыми, а живущие за пределами Польши поляки воспринимаются как часть польского мира, чья задача преобразовывать в интересах Варшавы ситуацию в государствах, где они волей судьбы удосужились оказаться.

В Белоруссии и в Литве польское меньшинство не было допущено к активному участию в политических процессах. Это касалось и других этнических меньшинств страны, не только поляков. В частности, в Белоруссии, где проживали также русские и украинцы. «Диктатуру» Минска в национальных вопросах точно охарактеризовал российский политолог Олег Неменский: «Позиция официальных белорусских властей вполне понятна: организации национальных меньшинств должны заниматься сохранением и развитием культуры своих народов, но не должны лезть в политику».

В это самое время Польша выступала с чисто европейских позиций, продиктованных собственной политической культурой, которые подразумевают использование живущих за пределами страны поляков со столь выгодной этнической идентичностью как агентов политической активности в интересах Варшавы. В Литве это уже принесло свои плоды. Два крупных скандала этого года, первый связан с проблемой проживающих на границе с Польшей поляках и на границе с Литвой литовцах, второй с непринятием Сеймом Литвы нового закона о нацменьшинствах вместо старого, утратившего силу 1 января с.г., закончились определенными экономическими уступками Литвы, в частности, в энергетике.

С Белоруссией это не сработало. А.Лукашенко и его окружение решили проблему так, как считали допустимым. В 2005 году при содействии спецслужб (по некоторым данным) Союз поляков Белоруссии был расколот на две организации.

Козырная карта поляка

В 2007 году на стол Леха Качиньского лег проект, призванный объединить поляков, оказавшихся за пределами своей исторической родины, с этой самой родиной. Документ, получивший название «Карта Поляка», планировалось выдавать всем лицам польской этнической принадлежности, у кого в роду были граждане Польши. Эта Карта давала целый комплекс неполитических прав.

Согласно официальной информации, лицо, обладающее Картой Поляка:

– может бесплатно получить долгосрочную визу на пребывание, дающую право на многократное пересечение границ Республики Польша;

– может легально работать на территории Республики Польша без необходимости получать разрешение на работу;

– может заниматься в Польше предпринимательской деятельностью на таких же основаниях, как польские граждане;

– может пользоваться в Польше бесплатной системой образования на основном, среднем и высшем уровнях на таких же началах, как польские граждане, и одновременно обращаться за финансовой помощью и стипендиями, предназначенными для иностранцев, обучающихся в Польше;

– может в срочных случаях пользоваться бесплатной системой здравоохранения Польши на таких же началах, как польские граждане;

– может пользоваться 37-процентной скидкой на железнодорожный проезд на территории Польши;

– может бесплатно посещать государственные музеи в Польше;

– имеет право в первоочередном порядке стараться получить финансовые средства, предназначенные на поддержку поляков за границей, из бюджета польского государства или из бюджета местного самоуправления на уровне гмины.

При этом Карта, увеличивая связь поляка с его исторической родиной, не давала необходимой миграционной трудовой мобильности, хотя и преподносилась как проект по привлечению в страну гастарбайтеров польской этнической принадлежности. В частности, получение Карты поляка не означало получения польского гражданства, постоянного вида на жительство на территории Польши или права безвизового пересечения границ Польши.

Директор Центрально-Европейского исследовательского форума по миграции и народонаселению, член Польской академии наук Марек Купижевск высказал мнение, что введение «карты поляка» незначительно повлияет на количество мигрантов, приезжающих в Польшу на постоянное место жительства. «Введение «карты поляка» направлено на усиление этнических связей, но не предоставляет право на переезд в Польшу», — заметил эксперт.

Самым интересным в перечисленных благах с точки зрения этнополитических войн являются пункты 4 и 8. Однако если с образованием все понятно, остановимся на последнем пункте.

Первоочередность получения финансовых средств на деятельность польских меньшинств за рубежом вкупе со значительным бюджетом на эти цели открывает широкие возможности. Например, оградить внешнюю политику Варшавы от симметричных ответов: так был выигран конфликт вокруг проживающих на польско-литовской границе польских и литовских меньшинств, разгоревшийся в 2008-2009 году. Но по-настоящему оружием польских меньшинств в политической борьбе Карта Поляка стала именно в Белоруссии, где у поляков есть значительные зоны компактного проживания.

Европа наступает на Белоруссию: пока разведка боем

Пока страны Европы только пытаются определить и сформулировать будущую роль Белоруссии в новой европейской архитектуре, и еще не сформулировали свои цели в этом вопросе, конфликт Польши и Белоруссии вокруг польского меньшинства проявляет тенденции к тому, чтобы стать затяжным.

В 2005 году Союз поляков Белоруссии распадается на две организации. Тот Союз поляков, который принял условия Минска о недопустимости вмешательства в политику Белоруссии, стал официально признанным Союзом поляков и получил достаточное финансирование из бюджета страны наравне с другими организациями этнических меньшинств – русских, украинцев и др. Его возглавил Станислав Бурачевский, человек, до этого не получавший особых благ от реализации проекта «Карты Поляка» и являющийся весьма умеренным в вопросах политики. Альтернативную организацию с аналогичным названием, но непризнанную властями, возглавила Анжелика Борис. Ей в течение полугода удалось собрать вокруг себя сторонников националистических взглядов (Игорь Банцер, Мечислав Яскевич, Тереза Соболь и Анджей Почобут) и в достаточно быстрые сроки получить признание Варшавы и значительные финансовые средства.

Особую ставку Анжелика Борис делала на медийную огласку преступлений «режима Лукашенко», что сближало ее деятельность с оппозицией, а заодно позволяло получать финансирование не только из Польши, значительно урезавшей свой бюджет из-за финансового кризиса, но и из Вашингтона по программам поддержки демократии. Во всяком случае, задержанный за 5 дней до инцидента с Домом польским журналист польского телеканала TVP Иван Шульха и журналист Михал Янчук, которого не удалось задержать, работали напрямую с Анжеликой Борис и также по некоторым данным сотрудничали с американскими новостными агентствами.

Фактически же Союз поляков (непризнанный) формировался как группа, работающая целиком по проекту «Карта Поляка» и выступающая с позиций прав меньшинств.

Белорусские власти закрывали глаза на деятельность группы А.Борис в течение 5 лет; все это время она не сходила с новостных лент Белоруссии и прославилась многочисленными скандалами. И только в 2010 году Минск решил исправить нарушения в этом вопросе и вернуть здание и собственность Союза поляков (непризнанного) признанной организации, возглавляемой Бурачевским. Это и послужило началом последней на данный момент фазы затянувшегося конфликта.

После того как здание было освобождено, активисты Союза поляков (непризнанного) предстали перед судом по делу об «обороне Дома польского», а Мечислав Яскевич, вице-председатель, был уличен в использовании фальшивых водительских прав. 16 февраля также было арестовано 13 активистов незарегистрированного в стране Союза поляков. Их обвиняли в организации несанкционированного митинга в Гродно 10 февраля. Активисты получили небольшие сроки заключения под стражу, как правило, речь шла о 5 сутках ареста, и штрафы.

Реакция в Польше и Европе на захват Дома польского, «Восточное партнерство», интерес Европы в конфликте и тройной фронт против Белоруссии во второй части статьи.

Виталий Трофимов-Трофимов
Координатор Движения по защите прав народов

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.