Главная » Политика

Дедушка евразийства, отец областничества

2 октября 2010 Комментариев нет

potanin24 октября исполняется 175 лет со дня рождения человека, которого называли «патриархом Сибири», «сибирским Ломоносовым» — Григория Николаевича Потанина (1835 – 1920 гг.).

Судьба отмерила Потанину долгий жизненный срок. Сделанного же им хватит на три-четыре биографии. Великий сибиряк преуспел во многих науках, подобно великому помору; архангельский юноша ушел в Москву с тресковым обозом, молодой сибирский казак отправился в Питер с золотым караваном. Михайло постигал науки в Европе; Григорий постигал тайны Азии. Ломоносов, покинув Поморье, более не возвращался в родной край; Потанин вернется в Сибирь, чтобы пробудить провинцию к интеллектуальной жизни, сделать купеческий Томск научным и культурным центром.

Ботаник, зоолог, географ, краевед, этнолог, собиратель фольклора, просветитель Сибири.

Экспедиции в Туркестан, на Алтай, в Монголию, Китай, на окраину Тибета, комплексные исследования природы и жизни народов.

Горный хребет в Китае наречен именем Потанина.

Одним из первых европейцев он посетил монастырь загадочной тибетской религии бон.

Собранные им коллекции обогатили русскую географическую науку.

Стараниями Потанина и его друзей был открыт Томской университет, первый в Сибири, а сам город, благодаря этому, получил неофициальный титул «Сибирских Афин».

На Востоке его воспринимали мудрого старца, своего рода гуру. Он шел в земли, еще не изученные европейцами. Глубочайшее уважение питал Григорий Николаевич к народам Центральной Азии. Здесь, в сердце евразийских степей, искал он прародину мифов и легенд Запада, Руси, Ближнего Востока, здесь видел он очаг богатейшей и самобытной культуры, отсюда, утверждал он, некогда пролился духовный свет, озаривший земли Запада. И пусть исследователя, порой, что называется «заносило» (он например, искал истоки библейских образов в монгольском и сибирском эпосе), но и в заблуждениях своих Григорий Николаевич был велик. И если научные изыскания его встречали непонимание ученого сообщества, то общественная деятельность стоила ему многих лет в Свеаборгской крепости и вологодской ссылке. Человек, пламенно любивший свой край, Григорий Потанин прошел в молодые годы через искус сепаратистских увлечений. Зрелый Потанин – убежденный областник, русский регионалист, патриот Сибири. Борьбу за деколонизацию Сибири, против гнета метрополии, уголовной ссылки за Урал он ведет на страницах провинциальной и общероссийской печати. Достижение этих задач мыслится им теперь в рамках единого Российского государства, без права на «сецессию».

Он обогатил русскую педагогику теорией «концентрического родиноведения»: от географии и этнографии родного села, города – к изучению своего края, Отечества, мира; то, что предложил Потанин, сегодня называется «региональной компонентой в обучении».

Он шел степями Азии – и неведомыми тропами, и по стопам великого соотечественника Николая Пржевальского. Но если второй являл собою классический тип «белого цивилизатора», разведчика новых земель, могущего залепить оплеуху строптивому проводнику (а в те же годы в Африке Генри Мортон Стенли вешал разбегавшихся проводников на пальмах!), то Григорий Николаевич неизменно почтительно относился к людям Востока, а некоторым самородкам-автохтонам дал путевку в науку и искусство.

Рискнем предположить, что в своих экспедициях Потанин выполнял и разведывательные функции. Будучи пожизненно записан в «неблагонадежные», он, тем не менее, выполнял глубоко патриотические задачи в центре Азии. Обратим внимание на тот факт, что вскоре
после отбытия вологодской ссылки он был восстановлен во всех гражданских правах, получил возможность снарядить и осуществить экспедицию за пределы Российской Империи. Вероятно, «политический» Потанин занимался в Азии тем же, что и офицер Русской Армии Николай Пржевальский, и русский мистик, автор романов об Азии Александр Барченко, выполняя наряду с чисто научными и военно-разведывательные: самодержавие умело поставить на службу России и своих политических противников.

Но даже если такой секретной миссии и не было, для России «сепаратист» Потанин, как и анархист Кропоткин сделали много больше иных «государственников».

Бок о бок с Григорием Николаевичем, разделяя все тяготы и невзгоды путешествия, шла его верная супруга и соратница Александра Потанина (Лаврская). Она и умрет в дороге.

Великая любовь. И великая дружба. Сподвижник, идеолог областничества, ученый, первым раскопавший развалины Каракорума Николай Ядринцев; историк, родоначальник земско-областной теории Афанасий Щапов; молодой, подающий надежды геолог, будущий автор «Земли Санникова» Владимир Обручев, исследователь сибирских древностей Александр Адрианов, историк русского праваНиколай Новомбергский и многие другие – объединение людей, которых часто называют «потанинским кружком». Он был подлинным центром этого кружка единомышленников и соратников. Он пережил многих своих друзей, видел крах сибирского областничества, пришедшегося не ко двору и красным, и белым (с последними, впрочем, некоторые областники находили возможность сотрудничать, что после прихода красных стоило жизни Адрианову). Потанину суждено было увидеть взметнувшийся над Сибирью бело-зеленый флаг свободы – и его падение.

Сегодня, спустя 90 лет после смерти великого гражданина Сибири, по-прежнему актуальными остаются те проблемы, над разрешением которых думал Григорий Николаевич. Нет больше ссылки в Сибирь как меры наказания, есть в Сибири мощные интеллектуальные центры, а экономическое закабаление метрополией регионов осталось, только вместо царских чиновников и старых московских купцов – федералы и олигархи.

Потанина можно назвать «дедушкой евразийства», впервые выразившим кредо этого самобытного учения: «Все – из Азии». Журналист, издатель, писатель, творец богатейшего эпистолярного наследия, естествоиспытатель и этнолог, теоретик и пропагандист областничества – права каждого народа и региона отстаивать самобытность, свою краску в общей палитре этносов, собственный голос в евразийской полифонии.

Анатолий Беднов
Координатор Движения по защите прав народов

Использованная литература

М.В.Шиловский «Полнейшая самоотверженная преданность науке. Г.Н.Потанин. Биографический очерк», Новосибирск. «Издательский дом «Сова», 2004.

А.М.Сагалаев, В.М.Крюков «Г.Н.Потанин: опыт осмысления личности», Новосибирск, издательство «Наука», Сибирское отделение, 1991.

Имперское управление азиатскими регионами России в XIX — начале XX веков

Пётр Савицкий: Степь и оседлость

Прекрасная мати пустыня

“Имперский анархизм” в Африке

Тезисы “Имперского анархизма”

Самоубийство на Кавказе и Сетевое Министерство Национальностей

Манифест Центра Льва Гумилёва

Этнологическая мобилизация и глобальный «жертвенный кризис»

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.