Главная » Главное, Политика

Экспресс- комментарий на растиражированное средствами массовой информации утверждение адвоката Теодора Кырнаца о том, что проблемы между Кишиневом и Комратом возникают по причине устаревшего языкового законодательства

22 апреля 2012 Комментариев нет

Утверждения адвоката Теодора Кырнаца о том,  что проблемы между Кишиневом и Комратом возникают по причине устаревшего языкового законодательства, свидетельствуют о том, что он, как и многие представители  центральных органов власти и управления Республики Молдова, еще не излечились от опаснейшего вируса, разрушающего основы молдавского государства,- незнания законов собственной страны.

С одной стороны, прошедшие двадцать лет существования независимого молдавского государства показало, что её политический класс и интеллигенция так и не научились извлекать уроки из истории образования и развития собственного государства. Поскольку распад территории постмолдавского пространства, после ликвидации Молдавской ССР, как государственно-правового образования, известным Постановлением Верховного Совета Молдавской ССР в июле 1990 года, и, образование на этой территории  Приднестровской Молдавской Республики, произошло именно из-за принятия закона о функционировании языков на территории Молдавской ССР в сентябре 1989 года. Тогда, при принятии данного закона, молдавскими «политическими ястребами», бывшими в то время у власти, не были приняты во внимание и не были учтены справедливые требования населения, проживающего на территории Приднестровья. Это, в конечном счете, и предопределило образование нового государственно-правового образования — ПМР.

С другой стороны, основой взаимоотношений между официальным Кишиневом и официальным Комратом, в области языкового законодательства осуществляются в соответствии с требованиями норм Закона РМ «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» от 23 декабря 1994 года. Нормы данного закона предписывают, что переписка органов власти и управления АТО Гагаузия с органами публичного управления Республики Молдова, предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными за пределами Гагаузии осуществляется на молдавском и русском языках. А официальными языками на территории самой Гагаузии являются молдавский, гагаузский и русский языки.

Следует признать тот факт, что нынешний конфликт между официальным Кишиневом и официальным Комратом в области применения языкового законодательства, отнюдь не является особым и единственным случаем.

Он, с момента образования АТО Гагаузия (Гагауз Ери, в той или иной мере, существует постоянно).

Еще в 2000-2001 годах, в бытность Башканом Гагаузии Д.Кройтора, а Председателем Народного Собрания Гагаузии М.Кендигеляна, Управлением правового и протокольного обеспечения Народного Собрания Гагаузии вся корреспонденция, направляемая администрации АТО Гагаузия только на государственном языке возвращалась отправителю, с сопроводительным письмом на гагаузском языке, с обязательной припиской на русском языке: «В случае отсутствия в аппарате (министерства, правительства и т.д.) специалистов для оформления  корреспонденции на русском языке, убедительно просим дать указание дооформить данную корреспонденцию на гагаузском языке и выслать в наш адрес». Признаться, в то время, это давало положительные результаты, и корреспонденция в адрес администрации Гагаузии вновь начинала поступать на двух языках.

Сегодняшняя ситуация вокруг этого вопроса, на мой взгляд, помимо прочего, свидетельствует о политической близорукости официального Кишинева и политической элиты Молдовы, своими неуклюжими действиями и не желанием неукоснительно исполнять  законодательство собственной страны, усиленно пытающихся посеять семена  очередного раздора и конфликта на юге страны.

Поэтому, считаю, что очередные заявления, как адвоката господина Теодора Кырнаца и ему подобных, так и Башкана Гагаузии господина Михаила Формузала, звучат очень лицемерно и фарисейски.

Поскольку,  с одной стороны, представители официального Кишинева вкупе с представителями гражданского общества, к коим, на мой взгляд,  можно отнести и господина г-на Теодора Кырнаца не ориентируются в нормах законодательства собственной страны.  Зачастую они умышленно и преднамеренно не желают исполнять нормы законодательства, стараясь низвести статус АТО Гагаузия до обыкновенного, рядового, захудалого административного района Республики Молдова,

С другой стороны,  в сложившихся условиях, никто, включая  руководство Республики Молдова, а также самого господина М.Формузала и членов руководимого им  Исполкома Гагаузии, не соблюдают законы, а если, иногда и соблюдают, то применяют их очень избирательно, лишь преследуя свои личные цели и меркантильные интересы, пытаясь извлечь  личные материальные или политические дивиденды. Примером служат громогласные петушиные  кудахтанья и наскоки г-на М.Формузала в адрес центральных властей Республики Молдова, в целях самопиара, в преддверии предстоящих выборов депутатов Народного Собрания Гагаузии, вкупе, с фактической сдачей позиции Гагаузии

 

Иван Бургуджи, Председатель Независимого правозащитного и Информационно-аналитического Центра РМ

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.