Экспресс- комментарий на растиражированное средствами массовой информации утверждение адвоката Теодора Кырнаца о том, что проблемы между Кишиневом и Комратом возникают по причине устаревшего языкового законодательства
Утверждения адвоката Теодора Кырнаца о том, что проблемы между Кишиневом и Комратом возникают по причине устаревшего языкового законодательства, свидетельствуют о том, что он, как и многие представители центральных органов власти и управления Республики Молдова, еще не излечились от опаснейшего вируса, разрушающего основы молдавского государства,- незнания законов собственной страны.
С одной стороны, прошедшие двадцать лет существования независимого молдавского государства показало, что её политический класс и интеллигенция так и не научились извлекать уроки из истории образования и развития собственного государства. Поскольку распад территории постмолдавского пространства, после ликвидации Молдавской ССР, как государственно-правового образования, известным Постановлением Верховного Совета Молдавской ССР в июле 1990 года, и, образование на этой территории Приднестровской Молдавской Республики, произошло именно из-за принятия закона о функционировании языков на территории Молдавской ССР в сентябре 1989 года. Тогда, при принятии данного закона, молдавскими «политическими ястребами», бывшими в то время у власти, не были приняты во внимание и не были учтены справедливые требования населения, проживающего на территории Приднестровья. Это, в конечном счете, и предопределило образование нового государственно-правового образования — ПМР.
С другой стороны, основой взаимоотношений между официальным Кишиневом и официальным Комратом, в области языкового законодательства осуществляются в соответствии с требованиями норм Закона РМ «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» от 23 декабря 1994 года. Нормы данного закона предписывают, что переписка органов власти и управления АТО Гагаузия с органами публичного управления Республики Молдова, предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными за пределами Гагаузии осуществляется на молдавском и русском языках. А официальными языками на территории самой Гагаузии являются молдавский, гагаузский и русский языки.
Следует признать тот факт, что нынешний конфликт между официальным Кишиневом и официальным Комратом в области применения языкового законодательства, отнюдь не является особым и единственным случаем.
Он, с момента образования АТО Гагаузия (Гагауз Ери, в той или иной мере, существует постоянно).
Еще в 2000-2001 годах, в бытность Башканом Гагаузии Д.Кройтора, а Председателем Народного Собрания Гагаузии М.Кендигеляна, Управлением правового и протокольного обеспечения Народного Собрания Гагаузии вся корреспонденция, направляемая администрации АТО Гагаузия только на государственном языке возвращалась отправителю, с сопроводительным письмом на гагаузском языке, с обязательной припиской на русском языке: «В случае отсутствия в аппарате (министерства, правительства и т.д.) специалистов для оформления корреспонденции на русском языке, убедительно просим дать указание дооформить данную корреспонденцию на гагаузском языке и выслать в наш адрес». Признаться, в то время, это давало положительные результаты, и корреспонденция в адрес администрации Гагаузии вновь начинала поступать на двух языках.
Сегодняшняя ситуация вокруг этого вопроса, на мой взгляд, помимо прочего, свидетельствует о политической близорукости официального Кишинева и политической элиты Молдовы, своими неуклюжими действиями и не желанием неукоснительно исполнять законодательство собственной страны, усиленно пытающихся посеять семена очередного раздора и конфликта на юге страны.
Поэтому, считаю, что очередные заявления, как адвоката господина Теодора Кырнаца и ему подобных, так и Башкана Гагаузии господина Михаила Формузала, звучат очень лицемерно и фарисейски.
Поскольку, с одной стороны, представители официального Кишинева вкупе с представителями гражданского общества, к коим, на мой взгляд, можно отнести и господина г-на Теодора Кырнаца не ориентируются в нормах законодательства собственной страны. Зачастую они умышленно и преднамеренно не желают исполнять нормы законодательства, стараясь низвести статус АТО Гагаузия до обыкновенного, рядового, захудалого административного района Республики Молдова,
С другой стороны, в сложившихся условиях, никто, включая руководство Республики Молдова, а также самого господина М.Формузала и членов руководимого им Исполкома Гагаузии, не соблюдают законы, а если, иногда и соблюдают, то применяют их очень избирательно, лишь преследуя свои личные цели и меркантильные интересы, пытаясь извлечь личные материальные или политические дивиденды. Примером служат громогласные петушиные кудахтанья и наскоки г-на М.Формузала в адрес центральных властей Республики Молдова, в целях самопиара, в преддверии предстоящих выборов депутатов Народного Собрания Гагаузии, вкупе, с фактической сдачей позиции Гагаузии.
Иван Бургуджи, Председатель Независимого правозащитного и Информационно-аналитического Центра РМ
Leave your response!