Главная » Конфликты, Концепции, Политика

Эсер-евразийство

15 февраля 2011 2 комментария

sr26 января 2011 года Центр Л.Гумилева совместно с Институтом социально-экономической модернизации провел рабочий семинар на тему: «Русский социализм». Тему эту, к сожалению, часто обходят стороной современные историки. Предметом дискуссии в этот раз стали наиболее яркие представители русского социализма – наследники идей и дела народовольцев «социалисты-революционеры», или эсеры, их опыт, взгляды и наследие.

Евразийство. Левое и Красное

Начавший обсуждение директор Центра Льва Гумилева Павел Зарифуллин отметил необходимость возрождения социалистической традиции, основанного на анализе опыта партии эсеров, возрождения мыслей тех миллионов людей, которые участвовали в Февральской и Великой Октябрьской революции, обустраивали Советы на местах, а потом были несправедливо преданы забвению и вычеркнуты из истории.
Сегодня мы понимаем, что большевизм в России родился, жил, побеждал и умер, как проект, естественной смертью, а его наследство оказалось бездарно промотанным. Но, несмотря на его жизнь и смерть, проблемы классового неравенства остаются нерешенными, и Россия, в которой очень сильны социалистические традиции, не имеет будущего без социалистического лица. Павел отметил, что в этом плане очень ценны традиции партии эсеров, их опыт, в большинстве своем нереализованный, который уходит корнями в идеи народовольцев. Этот опыт близок евразийцам, несмотря на широко распространенное заблуждение о правой ориентации движения. В письмах одного из основателей евразийства князя Трубецкого можно найти строки, где он даже сожалеет о том, что в евразийское движение волею судеб и истории шли бывшие монархисты и офицеры, тогда как, по его мнению, туда должна была бы идти левая, эсеровская молодежь. В этом плане Центр Л.Гумилева развивает традиции именно евразийства, как изначально «левого», структуралистского Движения, подчеркнул Павел.
Существенная разница заключается в подходе к идее того, что великороссам и другим народам России присуще социалистическое мировоззрение. Например, КПРФ много говорит о роли русского народа, но это правый подход, произошедший под влиянием Проханова или даже Юрия Белова и совершенно не свойственный марксистам.
Но был и изначально левый подход, над которым работали лучшие русские мыслители об этнической предрасположенности нашего народа к социализму.

sr7

Россия как структура

Существенное различие такого подхода от попыток прийти к сходным идеям справа заключается в том, что для фашистов, националистов – всегда идеи нации и государства, а также национальной унификации были первичны. А для русских социалистов главным всегда было социальное единство, социальное содружество, в том числе и с людьми других стран. И они всегда отстаивали ценности различия, ценности общин, народов и культур.
Рассуждая на тему взглядов эсеров, Павел отметил, что эсеры видели русский народ не примитивным единым целым, этакой «замороженной рыбой», которая плывет по волнам истории, а многомерной структурой. Эсеры считали, что должна быть очень сложная система общин, автономии, они впервые заговорили о федерализме — и их проект сосуществования огромных территорий на структурных началах мог бы получить сейчас новую жизнь. Как ни странно, идеи коммунитаризма, социального регионализма торжествуют сегодня в основном в Евросоюзе, а с приходом Обамы – и в США. Могут ли идеи неонародничества, идеи, как сейчас сказали бы, «сетевого» социализма быть реализованными и востребованными для России – именно это и интересует сегодня собравшихся здесь.

sr1

Рабочий и Колхозница

Затем слово взял директор Института социально-экономической модернизации Константин Бакулев, который сказал о том, что идея русского социализма до конца так осталась не сформулированной, а то, что можно называть коммунизмом, в России собственно говоря, еще не рождалось. Даже если следовать Марксу, то и в его ранних «Философско-экономических рукописях 1844 года», и в поздней «Критике Готской программы» присутствует описание того общества, которое было в СССР и странах «реального социализма», как общества грубого коммунизма, носящего все пережитки общества буржуазного, когда все граждане выступают в роли пролетариев по отношению к обществу как таковому. Начиная с Александра Герцена, который и явился основоположником самого термина «русский социализм» через народников к социалистам-революционерам, красной нитью проходит мысль о справедливости и каком-то экзистенциальном равенстве всех, кто живет своим трудом. Эсеры видели и не игнорировали противостояние между трудящимися и эксплуататорами, и известная смычка интеллигенции, рабочего класса и крестьянства была выдвинута именно эсерами. Рабочий и колхозница, изваянные интеллигентом Мухиной – это реализованный эсеровский метасимвол. Смысл обращения к истокам эсеровской традиции – это поиск идеи справедливости и свободы в русском обществе, отметил Константин. Сегодняшнее путешествие к истокам всегда обнаруживает искажение имен, причем выясняется, что большинству настоящие имена, их исправление, совершенно не нужны – в мире ложных называний и знаков жить гораздо проще. То же произошло и с социализмом – и как учением, и как общественной формацией. Еще Герцен предчувствовал, что капитализм – это не некая обязательно следующая за феодализмом цивилизационная форма. Известная пятичленка: от первобытно-общинного строя – к рабовладельчеству, затем к феодализму, и через капитализм к коммунизму с его первой фазой – социализмом, автором которой был Г.Плеханов и которую потом канонизировал Сталин, эта линейная схема была навязана как мейнстрим.

sr2

Вопрос и смысл сегодняшней встречи – это анализ истории и традиций, других путей социализма и справедливости, других цивилизационных альтернатив, рождаемых социалистическим идейным и историческим наследием.

Культ личности исчерпан

Следующим выступил историк и культуролог Роман Багдасаров. Он отметил, что социализм дал уникальную возможность рассматривать историю не через призму анализа отдельных личностей, как, например, делает монархическое мировоззрение, рассматривающее историю, как поле действия личности — монарха или тирана. Социалистическое мировоззрение в России было несколько иным. Конечно, были и первые мученики, и значимость отдельных культовых личностей, но важно то, что социализм дал истории самоцель – движение народа, общества как такового, коллективный опыт. Такого рода мировоззрения очень востребованы современным обществом, потому что индивидуализм доживает свой век, как на Западе, так и у нас, но люди не видят альтернативы. А эта альтернатива востребована, т.к. концентрация на личности ведет к тому, что общество впадает в иллюзию вселенского масштаба, потому что во многом личности действуют механически, их действия предопределены. Напротив, ситуации в рамках больших человеческих сообществ, в которых движет идея, не предопределены.

sr3

И значимость каждой личности должна соотноситься с тем надчеловеческим планом, в котором эта личность играет роль, отметил Роман.
Социализм же позволяет перейти от личности – к взаимодействию личности с этим планом. Это нисколько не уменьшает возможности отдельного человека, наоборот, это позволяет открыть новые возможности, доступные только коллективному опыту. Большевики же сделали шаг назад по сравнению с прогрессом социалистической идеи – они сконцентрировались на культе личности, что дало возможность построить государство. Но подобное государство, столкнувшись с необходимостью коллективного действия – разрушилось. И сейчас общество стоит перед задачей социалистических преобразований. Метод культа личности исчерпан, и общество должно обратиться к подлинно коллективным идеологиям, закончил Р.Багдасаров.

«Антифа» и народники

Ярослав Леонтьев, историк, специализирующийся на изучении партии социалистов-революционеров, отметил, что неонароднические идеи, пройдя через весь ХХ век, распространились очень широко и довольно ярко проявляются в среде т.н. «новых левых». Питирим Сорокин, член партии эсеров, уникальный красный, а не белый эмигрант, сыграл значительную роль в формировании взглядов «новых левых». Даже в движении «Антифа» проскальзывают неонароднические нотки. Еще советская историография отмечала, что освободительные движения 60-х – неонароднические по своей сути. И в этом она права – это действительно был всплеск надклассовых освободительных движений. Вопрос в том, есть ли сейчас те силы, которые связывают себя с народнической традицией. Кругом государственники и имперцы, но ведь история государства – это одно, а история народа российского – другое. Сейчас нет того альтруистического порыва народнической любви, о которой писал Питирим Сорокин, которая может переворачивать миры, преображать миры и сотворять новые.

Экономическое наследие эсеров

Эсеры составляли идейный сплав, в том числе и из марксизма. Но эсеры не прошли мимо и революционного синдикализма, который тогда переживал расцвет. «Общинность» эсеры трактовали скорее как культурологическое понятие, нежели как экономическое, ведь они были сторонниками кооперативной теории. Экономическое наследие эсеров – это безусловно идейное наследие Чаянова и Кондратьева, подчеркнул Ярослав. Нынешним союзником в обосновании социалистических перспектив общинного мироустройства может быть и живой 87-летний классик социологии Мануэль Саркисянц, занимающийся сравнительным изучением общин в различных странах и континентах
Далее, если перейти к социально-религиозным, идеологическим аспектам наследия партии социалистов-революционеров, то мало кто знает, что после объединения с РПЦЗ в сонме православных святых появилось как минимум два эсера. Для эсеров было вполне возможным собрать весной 1918 года в Калуге съезд «трудового духовенства». Христианский социализм был эсерам совершенно не чужд, и священники-эсеры были не такое уж и редкое явление. Конечно, партия не была против отделения церкви от государства, и среди эсеров были даже свои атеисты, но, все-таки, это — не воинствующие безбожники- богоборцы.

sr6

Российский Интернационал

Уместно было бы и обращение к социал-федералистскому проекту, выдвинутому в свое время эсерами в виде Российского Интернационала. Здесь огромное поле для воссоединения на новых основаниях для стран бывшего СССР, ныне СНГ, а возможно и для новых желающих.
Одним словом, на сегодняшний день очень много людей, приходящих в протестное движение, считают себя свободными либертариями, и эсеровские идеи могут оказаться им не чужды, заключил Я.Леонтьев.

Эсер-евразийство и современное общество

Взявший слово политолог Дмитрий Галкин также отметил важность перевода эсеровской традиции на современный политический язык, т.к. широкие массы могут прийти к социализму только через проекты, подобные эсеровскому. И мы видели, как миллионы людей, подчас не обладавших элементарной грамотностью, приходили к социализму через эсеровский проект. Победа социалистов вообще произошла благодаря этому, несмотря на то, что марксистский проект навязывался, несмотря на то, что непролетарская по сути революция была объявлена пролетарской, и доктрина пролетарской революции в дальнейшем все время ломала под себя факты. Но, с другой стороны, все, что мы видим вокруг, выжило и развилось только благодаря победе социалистов. Дмитрий согласился с Павлом, что за пределами социализма нет ничего, чтобы обеспечило нам культурное воспроизводство даже уже в ближайшем будущем, не говоря о каких-то более отдаленных временах.
Есть еще одна черта, показывающая необходимость возвращения к эсеровскому проекту, к его переносу на современные реалии – это то, что мы наблюдаем сейчас возврат к традиционному обществу. Мы наблюдали распад традиционного общества, который был виден в начале века, и который ускоряла советская власть ликвидацией малых деревень. Сейчас же мы видим, что люди традиционного общества снова живут рядом с нами, люди, в голове которых есть совершенно четкий план традиционного обустройства общества. Мы с ними сталкиваемся, и эти столкновения часто не приносят нам особого удовольствия. И единственный способ эти структуры интегрировать в современное общество – это эсеровский проект.

sr5

Что касается того, что какая либо сила превратится в социалистическую, как например, «Справедливая Россия», то надо понимать, что дело тут не в конкретных лицах, например, Левичева или Миронова. Это люди, понимающие сегодняшнюю ситуацию, понимающие условия, на которых им позволили вести политическую деятельность. И они понимают, что только они начнут действовать как социалисты, не расписываться в любви к эсерам, а реально действовать, как социалисты – их тут же уничтожат. Поэтому думать, что такие структуры станут социалистическими – нельзя, но взять оттуда людей левых убеждений и налаживать с ними диалог в рамках других структур – необходимо.
Люди социал-революционных взглядов и сейчас разбросаны по всем политическим силам. И задача евразийского левого проекта, пусть не организационно, но на принципах сотрудничества, вовлечь таких людей, подытожил Дмитрий.

Социалистическая альтернатива

Далее ведущий Павел Зарифулин предоставил слово социалистам из Иваново, участвующим удаленно в работе семинара через конференц-связь в Интернете.
Директор Института развития человека Евгений Шелкопляс поделился результатами своих многолетних наблюдений, говорящими о том, что образованной части населения российской глубинки, «провинции», социалистические идеи очень близки. Вместе с тем программа эсеров людям малоизвестна, а вопрос «В чем состоит социалистическая альтернатива XXI века?» — очень важен. И если говорить об этом с людьми – большинство идентифицируют социализм с марксовой теорией и большевизмом. Но для того, чтобы понять, какие могут быть альтернативы, нужно найти сущность в этих подходах, и когда речь идет не об узком кружке интеллектуалов, а о пропаганде идеи – наверное, нужно показывать квинтэссенцию. Для марксизма это – антирелигиозность и диктатура пролетариата. Еще Бердяев говорил о том, что коммунизм – это не столько социальная система, сколько религия, стремящаяся придти на смену христианству. Может быть, поэтому церковь видит в коммунизме прямого конкурента, дающего альтернативный — нерелигиозный — смысл жизни. Этим новым мессианизмом и объясняется такой успех социалистических идей в России ХХ века. Современные же идеологии вообще уходят от проблемы смысла жизни, чем серьезно проигрывают сверхличным жизненным смыслам, являющихся, по существу, уже нравственными и духовными. Е.Шелкопляс выразил поддержку организаторам семинара и резюмировал, что трансляция таких диалогов, повышение информированности среди жителей провинции, учащихся старших классов, студентов, мыслящей части преподавателей и политически ангажированных граждан — очень важный процесс на пути формирования социалистического сознания.

Грядущий социальный контракт

Далее слово взял Сергей Мишуров, директор Института системных экономико-психологических исследований, который заметил, что существует необходимость накопления исторического опыта, связанного с обществом тотальной свободы. И социализм, как идея, важен тем, что предлагает идею социальной справедливости и гармонии не как побочный продукт, а как необходимое условие стабильного развития общества. Для того, чтобы дорасти до такого уровня понимания необходимой организации, обществу требуется время и определенный исторический опыт. Идея эсеров заключалась в распределении ответственности за организацию между всеми слоями общества, что созвучно идеям анархо-синдикализма, но такой подход требует достаточно высокого уровня просвещенности, — отметил Мишуров. В Иваново были довольно успешные попытки заключения социального контракта между территориальной общиной и депутатами областного, городского и муниципальных уровней, который не имеет строгой юридической силы, но является мощным моральным инструментом, формирующим, в том числе, взаимные обязательства граждан и власти на базе устойчивого общественного мнения. Здесь вновь вступил в разговор Е.Шелкопляс, который добавил, что ведется работа по созданию комплексных территориально-экономических общин. Такие общины через совместную экономическую деятельность граждан как бы гармонизируют и свою культурную жизнь, порождая и конструктивные коммуникации между ее членами.

esers

Красный полюс Евразийства

В заключение, после обмена мнениями между участниками семинара, Павел Зарифуллин и Константин Бакулев поблагодарили всех выступивших, отметив, что очень интересное обсуждение опыта и перспектив русского социализма вплотную подводит к практическим организационным выводам. Где взять сегодня такой же мощный базисный класс, каким было крестьянство для эсеров? Павел Зарифуллин обратил внимание, что прошедший недавно кризис евразийского движения в России четко обозначил правый («черный») и левый «красный» — два направления дальнейшего развития евразийства. Структуралистский, народнический подход, который исповедует сам Павел, в итоге развился в Движение по защите прав народов, взявшее старт, как ни странно, в Париже и привлекшее пристальное внимание евросоциалистов, еврорегионалистов и зеленых.

Партия российских регионов

Другой движущей силой могла бы и должна стать огромная российская провинция – от Иваново до Камчатки, которая нуждается в новом идейно-духовном объединении морально разрозненных ныне регионов. Кто является сегодня структурно тем «крестьянством», которое повально голосовало за эсеров в начале 20 века? Это — российские регионы, бесправные и обобранные, униженные и оскорблённые. Быть «адвокатом», подвижником и предстателем регионов России и стран СНГ — это и есть неоэсерство 21 века и, если хотите, эсер-евразийство. А будущая «неонародническая» евразийская партия видимо будет называться — партией российских регионов.
А Константин Бакулев предложил в качестве объединяющей экономической идеи неонароднического социализма развитие кооперативного движения, которое в настоящее время продолжает существовать вопреки всем экономически бурям в виде осколков бывших колхозов или так называемых «народных предприятий».

Константин Бакулев

Релевантно:

Мы — евразийцы-народники

Размежеваться с правыми

Жить на своей земле по своим законам

2 комментария »

  • Биливикс said:

    Немного не поняла, к какому консенсусы в итоге пришли?

  • Zar said:

    Родился перспективный проект эсер-евразийства. А развивать его можно бесконечно и во все стороны. Вот и весь консенсус 🙂

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.