Главная » Документы, Конфликты, Концепции, Новости, Политика

Этнологическая мобилизация и глобальный «жертвенный кризис»

17 сентября 2010 Комментариев нет

zargostar9В отеле Арарат Парк Хаятт (ул. Неглинная, 4, зал «Библиотека») состоялось IX Заседание Московского Евразийского Клуба по теме: «Межэтнические и межконфессиональные конфликты на постсоветском пространстве: психология противостояния, концепции разрешения». Заседание Клуба по традиции ударом в гонг открыл Временный Поверенный в делах республики Кыргызстан в России Улукбек Чиналиев.

Этнология прежде всего

Этнолог и популярный видеоблоггер Кирилл Серебренитский задал тон дискуссии, заявив о решающей роли этнологии (в том числе «полевой») в создании и сохранении государств и империй: «Полевые экспедиции в Российской империи и СССР были великолепным инструментом предупреждения и решения межэтнических конфликтов. Империи и государства строятся этнологами.
Итальянский граф и этнолог Пьер де Бразза основал современное Конго, в его честь называется столица этой страны – Браззавиль.
ar94

Генри Мортон Стэнли – исследовал и зафиксировал ту территорию, которую мы сегодня знаем, как Демократическое Конго.
Наш Миклухо-Маклай произвёл похожую операцию в Папуа. А знаменитый этнолог полковник Лоуренс основал десяток арабских государств, существующих по сию пору.
Поэтому роль практической этнологии неоценима. Ничего удивительного нет, что Россию с каждым годом всё больше раздирают межэтнические и межконфессиональные конфликты. Государство практически перестало финансировать этнические полевые экспедиции, а этническая наука переживает чудовищный кризис. Этнические войны происходят, как результат отсутствия этнологических экспедиций.

А ведь практическая этнология должна опережать конфликты. Это сложнейшая, глубинная и многогранная наука, отвечающая сразу же сотни вопросов человеческого Бытия. Думаю, можно говорить уже о «фрактальной этнологии», которая охватывает и конфликтологию и коммуникативный процесс, и психоанализ, и взаимоотношения и противостояние культур.

ar95

Полевые экспедиции сейчас для России намного важнее, чем формирование новых дивизий. Правильно проведённая экспедиция с глубоким погружением в среду, проведённая профессионалами-этнологами способна предотвратить межэтнический конфликт.

Этнологическая мобилизация

При «вторжении» этнолога в изучаемую среду происходит интереснейший процесс – резкая мобилизация этой среды. Я занимался старообрядцами в Поволжье в середине 90-х гг. и наблюдал практически распавшиеся общины. И когда я приезжал в деревню – я становился очень сильным внешним раздражителем. 90-летние бабки узрев «чужеродное тело», человека непонятного и не деревенского облика начинали шевелиться и мобилизоваться.

Ps-debrazza-nadar

«Иноземец» начинает интересоваться староверами-кулугурами, неинтересными ни внукам, ни соседям. И бабка при виде диктофона и фотоаппарата становится в тысячу раз большей старообрядкой, чем она была за 20 лет до встречи со мной.

В деревне живёт пять бабок, и я спрашиваю: «Кто из вас наставник?». У пяти бабок экстренно появляется задача определить: «кто из них наставник?» Сразу ответить они не могут. Но тут, же на глазах у них определяется наставник. Происходит мгновенная реструктуризация развалившейся общины.
Получается, что деятельность этнолога выходит далеко за пределы собственно изучения. Этнолог оказывается катализатором изучаемой среды. Иногда это происходит не сразу. Я изучал дворян-однодворцев, они до реструктуризации своей умирающей общины раскачались за 9 лет. Я к ним ездил, говорил, что надо какое-то сообщество восстановить.

ar93

Через 9 лет ко мне приехали два мужика и сказали, что они договорились друг с другом и воссоздают «консорцию» дворян-однодворцев. Я тогда уже занимался мусульманами, и мне это было не совсем интересно. Но процесс был уже запущен!
Экспедиция – это крохотная группа (я вообще езжу один). Но это инструмент создания образов, это социальный механизм, это инструмент по деконструкции и реконструкции общин и государств, по предотвращению межэтнических конфликтов.

a915

А этнические конфликты потенциально зреют не только на Кавказе, но и по всей стране. Ещё в 1990 году я записал эрзянскую мордовскую народную песенку: «Рожь поспела, бригада едет на уборку, а в обозе тащится русский дурак». Потенциальные межнациональные конфликты заложены очень глубоко практически в любом населённом пункте любой области России. Их не возможно устранить «баблом» или законами. Их нужно учитывать. Чтобы учитывать их нужно исследовать, нужно включать в систему этнической политики страны».

Дом горит, стропила рушатся

Президент Института религии и политики Александр Игнатенко заметил, что: «Исследование этнических контактов и культур вещь необходимая, но сегодня это интеллектуальная роскошь: «Дом горит, рушатся стропила и не до тонких исследований и уточнений, кто поджёг, и какая противопожарная была сигнализация. (Хотя исследования нужны на участках, не охваченных огнём).

ar97

Надо посмотреть на картину целостно. Конфликты происходящие у нас и в СНГ – это лишь часть гиперконфликтной карты нашей планеты. По сути, весь мир в 90-е – 00-е годы «сдвинулся с места» и пошёл, что называется «в разнос». Этот «разнос» обусловлен глобализацией. Она приводит к смешению людей, групп, народов, рас, религий. Это «смешение» глобально, происходит везде, кроме изолированных «медвежьих углов». В мегаполисы попадают люди из сахарской, турецкой или чеченской глубинки со своими привычками, «заморочками». И возникают конфликты. Подчёркиваю, что сегодня практически нет точки на земном шаре, где бы сих конфликтов не было. А в Евразии этих конфликтов тьма тьмущая.

И как только начинают стрелять – к этнологии проявляется интерес.
Вспоминаю, как оказался в МВД на Мытной в момент начала первой чеченской войны. И бегающий генерал с выпученными глазами заявил, что экстренно нужна брошюра для внутренних войск – «как общаться с верующими мусульманами». Этнологические исследования требуются властям, когда грохочет гром и зачастую вообще ничего сделать нельзя.

ara912

Единообразный кошмар

Проблемы разнородны, но когда я смотрю на конфликты в Евразии: Пакистан, Афганистан, Ближний Восток, Киргизия – везде очень похожая картина. Были жёсткие, зачастую тоталитарные режимы, формировавшие региональные межэтнические союзы. Конфликты там были заморожены, либо их не было вообще. Скажем, в Ираке до вторжения США при Хусейне не было кошмара, наблюдаемого сейчас. Я имею ввиду не оккупацию и сопротивление, а шиитско-суннитскую рознь, которая приобретает совершенно чудовищные формы. В Пакистане при Мушаррафе были конфликты, но в определённых рамках. Американцы заменили Мушаррафа и поставили более «гибкого» правителя.

В итоге Пакистан охвачен пламенем гражданской войны. Это пламя загасило наводнение, но погодите, вода просохнет, и всё начнётся сызнова. Я предвижу, что это государство может не просто распасться — оно может само себя съесть.

ar91

Посмотрел бы я ещё на Советский Союз. Да был там «зажим свобод» безусловно. Но если взять время с конца 50-х до конца 80-х годов (30 лет), то мы увидел, что в СССР существовала реальная межэтническая гармония, по которой сегодня ностальгируют очень многие люди, как в России, так и за её пределами.

Дальше можно привести пример Турции, которая сегодня переживает свою «перестройку» и «разгерметизацию» «кемалистской» жёсткой системы. Нет никакой гарантии, что Турцию в ближайшие годы просто не «разорвёт». И на этом фоне стабильным маяком выглядит Саудовская Аравия – жёсткий тоталитарный режим, сдерживающий глубинные противоречия разнообразных арабских племён.

ara913

А во Франции Саркози проводит достаточно жёсткую этническую политику. Может быть, в этом рецепт успеха — в твёрдом предотвращении самопоедания и межэтнических конфликтов? В «ужесточении» общественных связей?

Глобальный «жертвенный кризис»

Председатель Московского Евразийского Клуба Павел Зарифуллин припомнил теорию французского структуралиста Рене Жирара. Согласно этому антропологу унификация и глобализация, которую несёт за собой западная цивилизация приводит всегда и везде к «жертвенному кризису» и как выразился Александр Игнатенко к «самопоеданию».

ar99

«Жертвенным кризисом» Жирар называл – это событие потому что, согласно представлениям традиционного общества, гражданский конфликт является следствием «неправильной, неудачной» жертвы Священному. Сакральному, приходящему в общину, племя, страну извне.
Входя в различные регионы мира, глобализация всегда и везде приводит к «раздраю» и гражданской войне среди обществ, принимающих эту глобализацию. И видимо следующей жертвой глобальной унификации может стать Иран, в котором после гипотетической победы либералов межэтнические войны вспыхнут незамедлительно.

Экономика «жертвенного кризиса»

ar98

Старший специалист Аналитического Центра при Правительстве России Кирилл Коктыш продолжил мысль Зарифуллина следующим наблюдением: «В любом обществе этническая идентичность не является решающей. Помимо этнической у человека есть всегда ещё несколько идентичностей: региональная, цивилизационная, социальная, гендерная, профессиональная, интеллектуальная и т.д. Этническое становится на первое место в очень сложные моменты истории, когда глобализация меняет ресурсный баланс в регионе и ресурсов становится поначалу резко больше, а потом резко меньше. Если больше, то, на каком основании надо ими делиться? Если меньше, то, необходимо разъяснить – кого и по какому критерию будем «сбрасывать с Боливара». Вспоминая слова Серебренитского о «мобилизации идентичности» перед появлением «иного», могу заметить, что любой человек существует «по отношению к собеседнику», он проявляет свои качества, в том числе и Этническое после того, как с ним заговорит собеседник. Исследования и проникновение в «иную среду» приводит к появлениям Сущностей, в том числе и Этнических, потому что вопрос порождает ответ, рефлексию и структуру вовлечения.

ar92

Но сегодня есть большая разница между этнологией нашего времени и этнологией XIX века. Сегодня всё давно уже «извлечено» и всё уже «съедено», «жертвенный кризис самопоедания» воистину глобален.

Продолжение: Самоубийство на Кавказе и Сетевое Министерство Национальностей

Пресс-служба Московского Евразийского Клуба

ar910

Релевантно:

Америка: новейшая евразийская политика
Эссе-отчёт о V заседании Московского Евразийского Клуба “Будущее российско-американских отношений: между экономикой и мифологией”. (23 Апреля, Москва, отель “Арарат Парк Хайятт”)

Америка, Россия и Наркотики (Итоги заседания IV Московского Евразийского Клуба)

Летающий Град или Город Рабов?
Эссе-отчёт о VII заседании Московского Евразийского Клуба «Футуристические проекты развития цивилизации – Россия 2030».

Wmalinowski_triobriand_isles_1918

“Я иду на Восток”
Продолжение отчёта о VI заседании Московского Евразийского Клуба по теме: «Европейский финансовый кризис: перспективы евро и последствия для России».


Кавказ нам нужен или война? Итоги III Московского Евразийского Клуба

Евразийско-народнические принципы организации жизни Народов в рамках Региональных Месторазвитий и Больших Пространств (Империй)

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.