«Ставить знак равенства между регионализмом и сепаратизмом — так же неумно, как например, отождествлять патриотизм и фашизм»
В Поморье в Архангельске возникла структура Движения по защите прав народов. Её возглавил один из Лидеров Поморской общины, давний друг нашего сайта Анатолий Беднов. О том какие планы у Движения на Русском Севере, в чём разница между сепаратизмом и регионализмом и почему идеи евразийев-народников симпатичны поморам Анатолий рассказал читателям портала «Права Народов»:
Что изменилось за последние годы в жизни поморской общины Архангельской области? Какие перспективы? Чего хочет поморский народ на данном этапе?
В Архангельске создана Ассоциация поморов, которая будет отстаивать права
и интересы поморов как этнической общности.
Она не подменяет собой действующие организации. как. например, Национально-культурную автономию поморов, а дополняет их. В сентябре состоится очередной Поморский съезд в Беломорске (Карелия), в рамках его пройдет целый ряд мероприятий.
Чего мы добиваемся? Признания поморов коренной малочисленной этнической общностью, внесения их в соответствующий федеральный реестр. Насколько мне
известно, этого почти добились наши соседи — коми-ижемцы. Надежды возлагаем на грядущую в октябре Всероссийскую перепись населения.
В сентябре же поморы в очередной раз отметят традиционный Поморский Новый Год. Основные торжества состоятся в центре Архангельска, на Набережной,
возле памятника выдающемуся флотоводцу-помору адмиралу Николаю Кузнецову.
Будут выступления фольклорных коллективов, клубов исторической
реконструкции, файер-шоу, факельное шествие и многое другое.
Вы сторонник областнических идей. Областников по праву считают первыми русскими регионалистами и предтечей евразийцев. Как Вы пришли к пониманию важности областнической концепции в жизни России? Какие перспективы у идей областников сегодня?
К этой идее я пришел еще в начале девяностых. Помните, тогда возникло целый ряд регионалистских организаций, прежде всего — в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке, в Санкт-Петербурге. Тогда же с областническими идеями
выступило и наше «Поморское Возрождение». В чем актуальность этой концепции для России? Дело в том, что Россия не просто огромная страна, но и необычайно многообразная: географически, исторически, этнически… Созвездие народов и культур.
Жесткий централизм такому государству просто противопоказан. Российская
империя была унитарной, СССР — формально федеративным, но тоже унитарией — и оба распались. Не хотелось бы, чтобы нынешняя РФ однажды повторила их судьбу. Сегодня наблюдается вторая волна интереса к регионализму (областничеству), причем даже в тех регионах, где о нем раньше и не слыхали (например, есть движение «Социал-Патриоты Черноземья»), выступающее за создание Черноземной республики — разумеется, в составе Российской Федерации.
Областников сегодня некоторые недалёкие авторы называют чуть ли не сепаратистами. Вычлените грань между регионалистами и сепаратистами. Докажите, что областники и есть главные, а не квасные патриоты России.
Ставить знак равенства между регионализмом и сепаратизмом — так же неумно, как например, отождествлять патриотизм и фашизм.
Конечно, в регионалистском движении России есть свои крайние течения. Однако не они определяют лицо движения. Я думаю, ни один здравомыслящий человек не
станет агитировать за независимую Сибирь вне России. Ее же сразу поделят как лакомый пирог Китай, США и Японии. Причем прямой аннексии не будет — в современном мире это как-то не интеллигентно что ли.
Просто посадят своих марионеток, генералов-горилл, которые будут качать нефть и газ в интересах новых хозяев — ТНК. Другое дело, что свои российские компании должны платить регионам, где они добывают природные богатства, налог за пользование природными ресурсами.
А сегодня этот налог уходит в Москву. В «независимой» Сибири хозяйничать будут уже не московские олигархи, а, скажем, техасские или токийские. Так что регоинализм — категория экономическая. Вот здесь и проходит водораздел: большинство — за экономическую самостоятельность своих регионов, разумную налоговую политику.
Меньшинство — за «самостийность». Причем, как это ни парадоксально,
«самостийники» выступают почему-то еще и в роли радикальных русских националистов.
Есть в Сибири такой «Союз родов славных». Там полный идеологический винегрет: независимость, отделение от России, русский национализм и язычество.
Получается как в анекдоте про Абрама в бане: либо крестик снимите, либо трусики наденьте. Уж либо ты регионалист, либо русский этнический националист. Что-то одно из двух. А получается такая гремучая смесь водки с «Агдамом».
Ни Г.Н.Потанин, ни А.П.Щапов, ни Н,М.Ядринцев не были русскими националистами и шовинистами. Они отстаивали права не только русского населения Сибири, но и инородцев. А тут нам предлагаются прямо противоположные лозунги: «Сибирь — для русских». Так за вами не пойдут ни буряты, ни якуты, ни эвенки, ни сибирские татары. Вместо того, чтобы объединять, вы разделяете единый регион по этническому признаку. Что это:
недальновидность, просто глупость, незнание вопроса или же сознательная провокация?
Дошло до того, что иные «рыгыналисты» заявляют себя поклонниками Гитлера и его политической системы.
Неужели эти господа «Майн Кампф» не читали? Что он там про федерализм говорил? «Федерализм как маскировка», орудие еврейского
заговора. Не был он регионалистом. и если уж вам так дорога Германия и все немецкое, лучше уж поднимать на щит Баварскую народную партию. Ее лидер
генерал Густав Кар был убит нацистами в ночь длинных ножей, его соратников
сгноили в Дахау. Ей-богу, лучше б портрет Кара в красный уголок повесили.
Помнится, американский политолог Дж.Элейзер в качестве врагов федерализма
выделял тоталитаризм (правый и левый), «якобинский» либерализм и правящую бюрократию. То же мы имеем и сегодня в России: с тоталитаристами все ясно, с
бюрократами — тоже, остаются еще либералы-западники, которые мыслят Россию бесплатным приложением к Москве, третируют провинцию. При этом
принципиальной разницы между системными и внесистемными либералами нет: что «Правое Дело», что «Другая Россия»…
Поэтому российским областникам надо четко определиться идеологически, с кем они и на чьей стороне: мирового и евразийского регионализма или «Славянского
Союза», РНЕ, «Другой России» и «Несогласных»? Все перечисленные и другие политико-идеологические силы будут их просто-напросто использовать в своих узкопартийных целях, а потом выбросят за ненадобностью. Думаю, в ближайшие два-три года российский регионализм оформится окончательно как самостоятельное течение общественной мысли, избавится от «детских болезней»
левизны-правизны. Нужно ясно сказать, что регионализм неотделим от федерализма, и четко отмежеваться от сепаратистских проявлений. С другой стороны: нельзя быть патриотом «всея Руси», не будучи патриотом своей малой
Родины — села, города, области, макрорегиона. Ведь как дом строится не с крыши, а с фундамента, так и патриотизм идет снизу вверх, а не наоборот, в
виде неких директив и установок.
Как раз казенный патриотизм, навязываемый сверху, вызывает у народа лишь отторжение, вдобавок, подменяет реальные дела показухой: раздать ленточки,
пронести агромадный флаг по проспекту, устроить митинг или демонстрацию для галочки. И в то же время такие горе-патриоты равнодушно относятся к проблемам своих регионов. То есть областники должны быть везде, где идет
борьба за местные интересы: против сноса старинного особняка. вырубки векового леса, строительства какого-нибудь экологически грязного объекта,
манипуляций с итогами выборов, коррупции, затыкания ртов…
Тогда к ним будут относиться как к реальной политической силе, с которой вынуждены считаться власти. Тогда они вырастут в настоящее народное движение. В противном случае — замкнутся, законсервируются в рамках кружков и Интернет-сообществ.
Прошёл год с создания в Париже Движения по защите прав народов — Движения евразийцев-народников.
За этот год у Движения появилось немало сторонников в России: среди казачества, в Калмыкии, на Кавказе, Прибалтике, на Волге и на Урале. Как относятся к нашим идеям в Поморье, среди поморской интеллигенции? Среди иных этносов Русского Севера?
Отвечу коротко: многие общественные деятели на местах пока присматриваются, относятся настороженно, видя в этом кто сепаратизм, кто новую модификацию русского национализма. Это можно заметить и среди поморских активистов, и среди представителей других народов Севера. Надо
евразийцам громче заявлять о себе, причем не только словами, дискуссиями, но и делами, конкретными полезными инициативами. А такие уже есть: скажем, внедрение института уполномоченного по правам народов — здравая идея! В США
при каждом губернаторе штата есть советник по делам национальностей, а где они у нас?
Еще в начале девяностых я предложил создать Российское Народное Областническое Движение. Теперь, почти два десятилетия спустя, оно рождается
на наших глазах. Главное. чтобы движение стало действительно народным и евразйиским ДВИЖЕНИЕМ, а не просто столичным политклубом или сетью
политклубов на местах. Назвался груздем — полезай в кузов!
Какие перспективы у Движения в Поморье? Как Координатор, что Вы собираетесь делать? Какие у Вас планы?
Это зависит от воли и инициативы людей, умения довести идеи движения до народа. С чего начну? С пропаганды идей движения в СМИ, участия в политических дискуссиях. А за словами должны последовать дела. 2010 год —
год 175-летия со дня рождения выдающегося областника, предтечи евразийства Григория Николаевича Потанина. Думаю, этот год станет началом ренессанса российского областничества!
Беседовал Павел Зарифуллин
Релевантно:
Как нам возродить поморскую культуру?
Флаг поморских регионалистов на штандарте Движения “Наши”
Маруденко: “В России между Европой и Азией граница чисто номинальна”
Leave your response!