Главная » Политика

Ирано-азербайджанские отношения в свете этнического фактора

1 ноября 2011 Комментариев нет

Ирано-азербайджанские отношения являются важной частью имеющих многовековую историю взаимоотношений Ирана с народами Южного Кавказа. Главную специфичность им придает тот факт, что в соответствии с российско-иранским Гюлистанским Договором от 1813 г. азербайджанцы были разделены между Россией и Ираном (до 1935 г. – Персией), причем количественно доминирующая часть этого этноса ныне проживает на территории Исламской Республики Иран, а значительно меньшая – в Азербайджанской Республике, получившей независимость в 1991 г. в результате развала СССР.

Взаимное влечение персов и азербайджанцев обусловлено различными причинами. Здесь и территориальное соседство, конфессиональное тождество, общность исторических судеб и др. Что касается факторов отчуждения, то здесь мы, вслед за российским иранистом В.И.Сажиным, считаем, что нужно принимать во внимание уникальность азербайджанского сознания, где сочетается шиитская ментальность и тюркская этническая основа. Последнее и считается камнем преткновения между исламским Ираном и Республикой Азербайджан. Здесь, несомненно, следует принимать во внимание, что почти два столетия большая часть азербайджанцев была подданными Персии, а остальная – России/CCCP. Разумеется, такое не могло не отразиться на изменении национального сознания «южных» и «северных» частей этноса, причем разноаспектно. В Иране это привело к зашедшей достаточно далеко, постепенной, зачастую- насильственной ассимиляции азербайджанцев с титульной персидской нацией (после исламской революции 1979 г. – на фундаменте хомейнизма, ставящего во главу угла единство в исламе). В России, а затем – СССР, в условиях национальной автономии – к секуляризации и европеизации азербайджанцев. Отметим острую динамику этого процесса в советское время, когда господствовавшая тогда коммунистическая идеология выбивали из сознания азербайджанского народа «религиозные предрассудки», создавая человека новой формации.

Провозглашение независимости бывшего Советского Азербайджана перевело ирано-азербайджанские взаимоотношения на уровень межгосударственных связей. Приступив к налаживанию отношений с Республикой Азербайджан, Иран взял за основу своей политики идеолого-культурологический аспект. По сути, иранцы стремились создать положительный имидж утвердившегося в своей стране клерикально-политического строя, в которого реализовывался принцип «велаяте факих», используя для поднятия религиозного уровня мусульманского населения Азербайджана разнообразные методы, которые одновременно использовались ими и в других бывших советских республиках с доминирующими исламскими этносами. Эти методы включали в себя повсеместное распространение Корана, помощь в строительстве мечетей и мусульманских учебных заведений. Учтем при этом, что до распада СССР в Азербайджане не было ни одного подобного рода учебного заведения, а немногочисленные кадры профессиональных исламских священнослужителей готовились в расположенном в Узбекистане медресе в Бухаре и исламском институте в Ташкенте. Лучших выпускников этих учебных заведений посылали на повышение квалификации в исламские университеты ряда арабских стран – Египта, Иордании, Саудовской Аравии и др. Кроме этого, при помощи Ирана в Азербайджане создавались исламские культурные центры, библиотеки религиозной литературы, значительное количество студентов отправлялось на учебу в учебные заведения ИРИ. Такие студенты подвергались в процессе учебы усиленной идеологической обработке. Для этого же использовалась и иранская диаспора в Баку и других городах. Однако, ныне неправомерно говорить о зримых успехах такой деятельности. Невосприимчивость значительной части населения Азербайджана навязываемой Ираном исламской пропаганде объясняется его европеизированностью, успехами проведенной в советское время политики атеизации, высоким уровнем урбанизации. Учтем и то обстоятельство, что любое усиление влияние Тегерана в Баку отождествлялось в обществе с ростом иранской угрозы, что само по себе ограничивало перспективы распространения здесь шиитского фундаментализма. Этим и объясняется низкая степень восприимчивости населением Азербайджана идей иранской исламской революции.

На ирано-азербайджанские отношения негативно влияют сепаратистские тенденции, проявляющиеся в обеих странах. Идея соединения Советского и Иранского Азербайджана в определенный период вынашивалась И.Сталиным. Сталин намеревался использовать эту идею для своих глобальных геополитических игр, но не преуспел в этом. В первые годы после обретения Азербайджаном независимости глашатаем идей воссоединения двух регионов проживания азербайджанского этноса и образования единого государства выступал тогдашний глава Азербайджана Абульфаз Эльчибей. По его мнению, на этой базе должен быть создан Великий Азербайджан. В Иране расценили это как попытку дезинтеграции Ирана. Хотя возглавивший впоследствии Азербайджан на посту президента Гейдар Алиев, а затем его сын Ильхам более не озвучивают эту идею, тема сепаратизма создает непреходящую напряженность в двусторонних отношениях. Причиной тому является наличие как в Иране, так и в Азербайджане организаций, проповедующих в своей деятельности идею разделенных народов. В Азербайджане этим занимается общественное объединение «За единый Азербайджан». Проблемы иранских азербайджанцев активно освещают многие СМИ Азербайджана, не всегда объективно отражающие существующую в Иране реальность. Одним из стереотипов подхода СМИ Азербайджана в этом вопросе является чрезмерное завышение действительного количества этого этноса в демографической структуре населения Ирана. Автор этих строк во время поездки в Азербайджан в июне 2005 г. неоднократно и от представителей разных слоев населения слышал утверждения о том, что, якобы, в Иране проживает примерно 40 миллионов азербайджанцев, которые составляют большинство населения, но подвергаются при этом всяческой дискриминации со стороны персидского меньшинства, обладающего политической властью. Время от времени наблюдается поощрение со стороны официальных органов в Баку проявления сепаратизма в населенных преимущественно азербайджанцами северо-западных провинциях Исламской Республики Иран, что вызывает негативную реакцию официального Тегерана. По сообщениям иранской печати, на официальных мероприятиях в Баку неоднократно звучали и звучат заявления о необходимости формирования единого Азербайджана, включающего в свои границы как Республику Азербайджан, так и часть провинций Ирана. Одним из показателей нежелания Баку идти на прекращение политической конфронтации с Тегераном в этой сфере явилось вручение в январе 2006 г. в столице Азербайджана государственной премии ряду деятелей азербайджанской культуры и искусства, отстаивающим идеи предоставления независимости Иранскому Азербайджану, а следовательно – территориального расчленения Ирана. В свою очередь, СМИ Ирана не раз писали о территориальных претензиях Азербайджана на некоторые регионы Ирана. Так, информационное агентство Мехр в сообщении от 13 мая 2006 г. обвинило Азербайджанскую Республику в территориальных претензиях к семи иранским провинциям. Как заявил этому информагентству Хоссейн Ахмади –секретарь научной конференции «Анализ учебников по истории Азербайджанской Республики», это касается иранских провинций Ардебиль, Западный и Восточный Азербайджан, Казвин, Хамадан, части Курдистана и Зенджана. В этих учебниках по отношению к Ирану употреблены такие выражения как «агрессор и деспот». По словам Хоссейна Ахмади, такое безответственное отношение проявляется и в искажении географических карт и исторических фактов.

Для того, чтобы адекватно оценить тенденции азербайджанского сепаратизма в Иране, следует прежде всего понять отношение к национальному вопросу в этой стране. Политика клерикального руководства Ирана, особенно на первом послереволюционном этапе, игнорировала языковые и этнические признаки национальной общности, а в качестве определяющего выдвигала принцип религиозного единства. Именно основатель Исламской Республики Иран аятолла Рухолла Хомейни, будучи приверженцем доминирования религиозного фактора, обосновал на иранском примере необходимость следования догме «Исламская община – единая нация», блокирующей по сути решение проблемы национального развития проживающих в Иране меньшинств, в том числе такого многочисленного как азербайджанцы. В условиях Исламской Республики Иран все движения нетитульных, то есть – неперсидских, наций за свои политические и культурные права, рассматриваются как подрывающие власть центрального правительства, то есть направленные против режима. Базу для такого положения создает ныне действующая в Иране Конституция, при составлении и принятии которой было проигнорировано абсолютное большинство поправок и добавлений, предложенных представителями национальных меньшинств. Часть интеллектуальной элиты Иранского Азербайджана, в том числе – проживающей в эмиграции, преимущественно в странах Западной Европы, Канаде и США, выступает в защиту национально-культурных прав своих соплеменников, против дискриминации по этническому признаку, хотя примеры иранской реальности, когда этническими азербайджанцами являются такие лидеры страны как сам духовный лидер аятолла Хаменеи, бывший премьер-министр, а ныне один из лидеров послевыборной оппозиции Мусави, многолетний глава МИД ИРИ, ныне – главный внешнеполитический советник аятоллы Хаменеи – Велаяти, являются наглядным опровержением такого рода утверждений. Вместе с тем, в мае 2006 г. в стране было отмечена неожиданная вспышка антиазербайджанских настроений, когда в газете «Иран» были опубликованы карикатуры на иранских азербайджанцев. В заметке под заголовком «Что делать, чтобы остановить насекомых?» Азербайджан сравнивался с помойкой, его население именовалось насекомыми, питающимися от иранцев (персов), звучали призывы уничтожить «насекомых». Статью сопровождала карикатура, на которой мальчик-перс произносит на фарси слово «таракан», а проходящий мимо азербайджанец по-азербайджански откликается: что? Реакция властей была жесткой – газету временно закрыли, а виновных отдали под суд. В азербайджаноязычных провинциях поднялась буря протеста. Как писала пресса, «… жители Урумийе осудили действия смутьянов и издевательства над азербайджанским языком. Тысячи горожан участвовали в демонстрации, осуждающей издевательские карикатуры в газете «Иран» и действия смутьянов, организовавших в этой связи беспорядки в городе. Участники демонстрации несли плакаты и скандировали лозунги следующего содержания: «Бодрствующий народ Азербайджана поддерживает революцию», «Да здравствует Хизбалла!».

Таким образом, этнический фактор временами создает угрозы стабильности двусторонних отношений между Ираном и Азербайджанской Республикой, но это не имеет чрезмерно жесткого характера и не способно причинить им существенный вред.

В.И.Месамед (Институт Ближнего Востока, Россия)
Армения Сегодня

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.