Как нам возродить поморскую культуру?
Беседа с одним из Лидеров Поморского Движения Анатолием Бедновым о реалиях евразийского регионализма, о коренных и малочисленных народах, и о необходимости возрождения тюленьего промысла в Белом море.
Беднов Анатолий Вадимович, член Союза журналистов России, обозреватель
газеты «Архангельск», в поморском движении участвую с начала 1990-х, член
национального культурного центра «Поморское Возрождение».
Анатолий, расскажите о современном состоянии Поморского движения.
В Архангельской области к настоящему времени действуют официально зарегистрированные общественная организация «Национальный культурный центр »Поморское возрождение» (зарегистрирован в 1992 г.), при нем создан клуб »Поморское братство», имеющий филиал в Норвегии), Национально-культурная автономия поморов Архангельской области, Община коренного малочисленного народа поморов (имеет собственный сайт). НКА поморов участвует в работе Совета национальностей Архангельской области, проводимых в регионе мероприятиях, направленных на достижение межнационального согласия в обществе. Благодаря усилиям поморских организаций создана рабочая группа при правительстве области по вопросам социально-экономического и культурного развития прибрежных территорий. Однако внимания со стороны властей всех уровней пока явно недостаточно. Не решен главный вопрос — придание поморам статуса коренного малочисленного народа. Усилиями энтузиастов из поморских объединений в Архангельске вот уже несколько лет проводится празднование Поморского Новолетия 14 (1 по ст.ст) сентября (Новый Год по древнерусскому календарю, традиция отмечать который сохранялась в Поморье много лет спустя после Петровской календарной реформы). Активное участие приянли поморские организации в возрождении традиционной Маргаритинской ярмарки в Архангельске. Словарь поморского языка »Поморьска говоря» выдержал два издания. Имеется целый ряд поморских творческих коллективов; следует, в частности, отметить поморский народный театр «Сугревушка».
Существует ли реально сегодня поморская идентичность? Поморы этнос или субэтнос?
Существует коренная этническая общность — поморы. Доказательство тому —
более шести с половиной тысяч человек, в ходе Всероссийской переписи 2002
года обозначивших себя поморами. Есть заключение авторитетных ученых
Поморского госуниверситета (в частности — ныне покойного ректора ПГУ,
профессора В.Н.Булатова, автора пятитомного труда «Русский Север»),
обосновывающее необходимость признания поморов коренной малочисленной
этнической общностью на федеральном уровне. Кстати, это уже сделано в
Карелии, где существует программа развития коренных этносов — карелов,
вепсов, поморов. И только в Архангельской области, где проживает подавляющее
большинство людей, называющих себя поморами, по-прежнему к власти поморам
относятся лишь как к «северным русским». Так из уст губернатора Илья
Михальчука прозвучала фраза, что поморы — это даже не субэтнос, а некая
этнографическая группа русских. Что уж тогда говорить о рядовых чиновниках.
Собственно говоря, зачем поморам статус коренного малочисленного народа?
Разве недостаточно им общегражданских прав?
Существует специфические интересы этноса. Статья 72, п.1, п/п 2 «м» Конституции России говорит о защите прав коренных малочисленных общностей (именно «общностей» а не «национальностей», т.е. понятие значительно расширено) на традиционный образ жизни и естественную среду обитания. Между тем традиционные занятия поморов никак не отражены ни в федеральном, ни в региональном законодательстве, хотя эта сфера — предмет совместного ведения Федерации и ее субъекта. Если коренные малочисленные народы Европейского Севера (ненцы, саамы) имеют льготы по рыболовству, то для поморов ничего подобного не предусмотрено. Понятие «коренной малочисленной этнической общности» в федеральном законодательстве подмененено более широким «коренные малочисленные народы». Именно такая хитрая поправка была внесена в закон, регулирующий рыболовство. В результате вековое занятие поморов, то, чем они жили и кормились сотни лет, приравнено к спортивной любительской рыбалке! То же и запрет тюленьего зверобойного промысла. Скажем, коренные жители Чукотки имеют определенные квоты по добыче морских зверей, в Поморье же введен полный запрет на промысел гренландского тюленя ДО ГОДА. А годовалый зверь — это уже взрослый зверь, а не детеныш. По достижении года он откочевывает к берегам Гренландии, вне досягаемости рыболовов. Так из мнимо-экологических соображений (гренландский тюлень не принадлежит к краснокнижным животным, его численность варьируется в пределах полутора-двух миллионов особей) введен государственный запрет на традиционное занятие. Далее: в Мурманской области, в Ненецком, Ямало-Ненецком округах, на Чукотке и др. принимаются программы поддержки коренного населения и только в Архангельской чиновники считают это неактуальным.
А что помимо запрещения отлова гренландских тюленей мешает возрождению поморской культуры? какие аспекты: политические, экономические, экологические?
Мешает предвзятость, равнодушие властей, стереотипные представления, довлеющие над умами этнографов и культурологов. Мешает непонимание со тсороны общественности. К возрождению поморов негативно или настороженно относятся как представители официальной власти и правящей партии, так и русские националисты, видящие в поморах неких «сепаратистов», и либералы, которым мерещится в поморском движении жупел фашизма, и воинствующие »зеленые». Яркий пример тому — кампания против зверобойного промысла, приведшая к запрету не только добычи детеныша гренландского тюленя (белька), но и взрослых особей. а это — удар по традиционной экономике поморских сел. сколько грязи было вылито на поморов в ходе этой пропагандистской кампании с участием «ультразеленых» и звезд эстрады! Лучше бы сосредоточилис вою критику на действительно кричащих экологических проблемах Поморья (в частности, последствиях деятельности Плесецкого космодрома для природы и здоровья населения). Среди факторов, мешающих нормальному развитию этноса — сложная экономическая ситуация в дотационной Архангельской области. И до кризиса регион отнюдь не процветал. Ныне же у властей есть «прекрасный» повод отказывать поморам в поддержке — «кризис, не до жиру…» Наконец, демографическая обстановка в традиционных поморских поселениях заставляет бить тревогу — рождаемость там ниже некуда, хотя кой-какие положительные тенденции все же начинают проявляться.
Как Вы считаете, возможно ли в современных условиях глобализации и «россиянизации» отстоять и возродить реальную русскую традицию и региональные славянские культурные коды?
Пресловутая глобализация — это еще и «глокализация». Возрождение региональных и этнических общностей. Оно уже происходит на наших глазах. Не только в Поморье. Например, я поддерживаю контакты с энтузиастами возрождения субэтноса русского народа — однодворцев. точнее — потомков однодворцев Южной России. Подобные процессы наблюдаются и в среде русского старообрядчества, локальных субэтнических групп в Сибири. Самый яркий пример — возрождение казачества. Все это — в русле общеевропейского процесса: громко заявляют о себе силезцы в Польше, шотландцы, валилйцы и корнуолльцы в Великобритании, ломбардцы в Италии, андалусцы в Испании и т.д. Это — ренессанс тех народов, которые ранее были отодвинуты на обочину истории и теперь громко напоминают о своем существовании.
Как Вы относитесь к Движению по защите прав народов? Какие
перспективы у такого Движения на Русском Севере и в России?
Насколько принципы «евразийского регионализма», разрабатываемые в Движении могут реально работать в российских регионах?
Желаю всяческих успехов Движению, и думаю, что евразийский регионализм должен развиваться в конструктивном сотрудничестве с европейским, о чем я уже писал выше. Верю. что у Движения в России и в мире блестящее будущее. Я давно интересуюсь сибирским областничеством. Это — серьезный научный и культурный пласт, не востребованный современными интеллектуалами. Г.Н.Потанин и Н.М.Ядринцев — первые русские регионалисты и первые же русские евразийцы. Основы регионалистской политологии и философии заложены в работах А.П.Щапова. Я считаю, что областничество должно стать одной из важнейших (если не главной) составляющих идеологии Движения. А может. кто знает. и будущей Регионалистской партии России. В Поморье Движение непременно будет развиваться, если возьмет на вооружение идею возрождения поморского народа и региональной самобытности, областниичества. Думаю, то же можно сказать и о многих российских регионах.
Башня Сутягина (знаменитое архитектурное произведение архангельского бизнесмена, названная на фестивале архитектуры в Нидерландах «Чудом Севера». Башня была уничтожена по постановлению архангельского суда в этом году) — это восстание поморского северного духа или просто PR компания?
Башня Сутягина… Отношение к ней неоднозначное. Николай Сутягин сделал бы настоящий подарок архангелогородцам, если бы восстановил деревянный терем начала ХХ века — дом Беляевского, памятник архангельского купеческого зодчества. К сожалению, башня Сутягина — просто нагромождение этажей, там не было стиля, не было гармонии. С другой стороны, она могла стать одним из брэндов Архангельска, если не памятником архитектуры, то туристической достопримечательностью.
Беседовал Павел Зарифуллин
Продолжение следует
Перепост —http://patriot-pomor.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=598&Itemid=30
Leave your response!