Главная » Интервью, Конфликты, Концепции, Политика

Как нам возродить поморскую культуру?

25 декабря 2009 Один комментарий

pomorБеседа с одним из Лидеров Поморского Движения Анатолием Бедновым о реалиях евразийского регионализма, о коренных и малочисленных народах, и о необходимости возрождения тюленьего промысла в Белом море.

Беднов Анатолий Вадимович, член Союза журналистов России, обозреватель 
газеты «Архангельск», в поморском движении участвую с начала 1990-х, член 
национального культурного центра «Поморское Возрождение».


Анатолий, расскажите о современном состоянии Поморского движения.

В Архангельской области к настоящему времени действуют официально 
зарегистрированные общественная организация «Национальный культурный центр 
»Поморское возрождение» (зарегистрирован в 1992 г.), при нем создан клуб 
»Поморское братство», имеющий филиал в Норвегии), Национально-культурная 
автономия поморов Архангельской области, Община коренного малочисленного 
народа поморов (имеет собственный сайт).

 НКА поморов участвует в работе Совета национальностей Архангельской области, 
проводимых в регионе мероприятиях, направленных на достижение 
межнационального согласия в обществе. Благодаря усилиям поморских 
организаций создана рабочая группа при правительстве области по вопросам 
социально-экономического и культурного развития прибрежных территорий. 
Однако внимания со стороны властей всех уровней пока явно недостаточно. Не 
решен главный вопрос — придание поморам статуса коренного малочисленного 
народа.

Усилиями энтузиастов из поморских объединений в Архангельске вот уже 
несколько лет проводится празднование Поморского Новолетия 14 (1 по ст.ст) 
сентября (Новый Год по древнерусскому календарю, традиция отмечать который 
сохранялась в Поморье много лет спустя после Петровской календарной 
реформы). Активное участие приянли поморские организации в возрождении 
традиционной Маргаритинской ярмарки в Архангельске. Словарь поморского языка 
»Поморьска говоря» выдержал два издания.
 Имеется целый ряд поморских творческих коллективов; следует, в частности, 
отметить поморский народный театр «Сугревушка».

Существует ли реально сегодня поморская идентичность? Поморы этнос или субэтнос?



Существует коренная этническая общность — поморы. Доказательство тому — 
более шести с половиной тысяч человек, в ходе Всероссийской переписи 2002 
года обозначивших себя поморами. Есть заключение авторитетных ученых 
Поморского госуниверситета (в частности — ныне покойного ректора ПГУ, 
профессора В.Н.Булатова, автора пятитомного труда «Русский Север»), 
обосновывающее необходимость признания поморов коренной малочисленной 
этнической общностью на федеральном уровне. Кстати, это уже сделано в 
Карелии, где существует программа развития коренных этносов — карелов, 
вепсов, поморов. И только в Архангельской области, где проживает подавляющее 
большинство людей, называющих себя поморами, по-прежнему к власти поморам 
относятся лишь как к «северным русским». Так из уст губернатора Илья 
Михальчука прозвучала фраза, что поморы — это даже не субэтнос, а некая 
этнографическая группа русских. Что уж тогда говорить о рядовых чиновниках.


Собственно говоря, зачем поморам статус коренного малочисленного народа? 
Разве недостаточно им общегражданских прав?



Существует специфические интересы этноса. Статья 72, п.1, п/п 2 «м» 
Конституции России говорит о защите прав коренных малочисленных общностей 
(именно «общностей» а не «национальностей», т.е. понятие значительно 
расширено) на традиционный образ жизни и естественную среду обитания. Между 
тем традиционные занятия поморов никак не отражены ни в федеральном, ни в 
региональном законодательстве, хотя эта сфера — предмет совместного ведения 
Федерации и ее субъекта. Если коренные малочисленные народы Европейского 
Севера (ненцы, саамы) имеют льготы по рыболовству, то для поморов ничего 
подобного не предусмотрено. Понятие «коренной малочисленной этнической 
общности» в федеральном законодательстве подмененено более широким «коренные 
малочисленные народы». Именно такая хитрая поправка была внесена в закон, 
регулирующий рыболовство. В результате вековое занятие поморов, то, чем они 
жили и кормились сотни лет, приравнено к спортивной любительской рыбалке! То 
же и запрет тюленьего зверобойного промысла. Скажем, коренные жители Чукотки 
имеют определенные квоты по добыче морских зверей, в Поморье же введен 
полный запрет на промысел гренландского тюленя ДО ГОДА. А годовалый зверь — 
это уже взрослый зверь, а не детеныш. По достижении года он откочевывает к 
берегам Гренландии, вне досягаемости рыболовов. Так из мнимо-экологических 
соображений (гренландский тюлень не принадлежит к краснокнижным животным, 
его численность варьируется в пределах полутора-двух миллионов особей) 
введен государственный запрет на традиционное занятие. Далее: в Мурманской 
области, в Ненецком, Ямало-Ненецком округах, на Чукотке и др. принимаются 
программы поддержки коренного населения и только в Архангельской чиновники 
считают это неактуальным.



А что помимо запрещения отлова гренландских тюленей мешает возрождению поморской культуры? какие аспекты: политические, экономические, экологические?

Мешает предвзятость, равнодушие властей, стереотипные представления, 
довлеющие над умами этнографов и культурологов. Мешает непонимание со 
тсороны общественности. К возрождению поморов негативно или настороженно 
относятся как представители официальной власти и правящей партии, так и 
русские националисты, видящие в поморах неких «сепаратистов», и либералы, 
которым мерещится в поморском движении жупел фашизма, и воинствующие 
»зеленые». Яркий пример тому — кампания против зверобойного промысла, 
приведшая к запрету не только добычи детеныша гренландского тюленя (белька), 
но и взрослых особей. а это — удар по традиционной экономике поморских сел. 
сколько грязи было вылито на поморов в ходе этой пропагандистской кампании с 
участием «ультразеленых» и звезд эстрады! Лучше бы сосредоточилис вою 
критику на действительно кричащих экологических проблемах Поморья (в 
частности, последствиях деятельности Плесецкого космодрома для природы и 
здоровья населения). Среди факторов, мешающих нормальному развитию этноса — 
сложная экономическая ситуация в дотационной Архангельской области. И до 
кризиса регион отнюдь не процветал. Ныне же у властей есть «прекрасный» 
повод отказывать поморам в поддержке — «кризис, не до жиру…» Наконец, 
демографическая обстановка в традиционных поморских поселениях заставляет 
бить тревогу — рождаемость там ниже некуда, хотя кой-какие положительные 
тенденции все же начинают проявляться.


 Как Вы считаете, возможно ли в современных условиях глобализации и «россиянизации» отстоять и возродить реальную русскую традицию и региональные славянские культурные коды?


Пресловутая глобализация — это еще и «глокализация». Возрождение 
региональных и этнических общностей. Оно уже происходит на наших глазах. Не 
только в Поморье. Например, я поддерживаю контакты с энтузиастами 
возрождения субэтноса русского народа — однодворцев. точнее — потомков 
однодворцев Южной России. Подобные процессы наблюдаются и в среде русского 
старообрядчества, локальных субэтнических групп в Сибири. Самый яркий 
пример — возрождение казачества. Все это — в русле общеевропейского 
процесса: громко заявляют о себе силезцы в Польше, шотландцы, валилйцы и 
корнуолльцы в Великобритании, ломбардцы в Италии, андалусцы в Испании и т.д. 
Это — ренессанс тех народов, которые ранее были отодвинуты на обочину 
истории и теперь громко напоминают о своем существовании.


Как Вы относитесь к Движению по защите прав народов? Какие
перспективы у такого Движения на Русском Севере и в России?
Насколько принципы «евразийского регионализма», разрабатываемые в Движении могут реально работать в российских регионах?


Желаю всяческих успехов Движению, и думаю, что евразийский регионализм 
должен развиваться в конструктивном сотрудничестве с европейским, о чем я 
уже писал выше. Верю. что у Движения в России и в мире блестящее будущее. Я давно интересуюсь 
сибирским областничеством. Это — серьезный научный и культурный пласт, не 
востребованный современными интеллектуалами. Г.Н.Потанин и Н.М.Ядринцев — 
первые русские регионалисты и первые же русские евразийцы. Основы 
регионалистской политологии и философии заложены в работах А.П.Щапова. Я 
считаю, что областничество должно стать одной из важнейших (если не главной) 
составляющих идеологии Движения. А может. кто знает. и будущей 
Регионалистской партии России. В Поморье Движение непременно будет 
развиваться, если возьмет на вооружение идею возрождения поморского народа и 
региональной самобытности, областниичества. Думаю, то же можно сказать и о 
многих российских регионах.


Башня Сутягина (знаменитое архитектурное произведение архангельского бизнесмена, названная на фестивале архитектуры в Нидерландах «Чудом Севера». Башня была уничтожена по постановлению архангельского суда в этом году) — это восстание поморского северного духа или просто PR компания?

Башня Сутягина… Отношение к ней неоднозначное. Николай Сутягин сделал бы 
настоящий подарок архангелогородцам, если бы восстановил деревянный терем 
начала ХХ века — дом Беляевского, памятник архангельского купеческого 
зодчества. К сожалению, башня Сутягина — просто нагромождение этажей, там не 
было стиля, не было гармонии. С другой стороны, она могла стать одним из 
брэндов Архангельска, если не памятником архитектуры, то туристической 
достопримечательностью.

Беседовал Павел Зарифуллин

Продолжение следует

Один комментарий »

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.