Главная » Конфликты, Политика

«Кодекс Петербуржца» с позиции регионал-шовинизма

29 июня 2010 Комментариев нет

emir10
В связи с концом партийного креатива депутат от ЛДПР Елена Бабич в законодательном собрании Санкт-Петербурга предложила бороться с альтернативным для города поведением в среде мигрантов не законом, но увещеванием. Форма увещевания была выбрана тоже неоригинальная – дубликат «кодекса москвича», переписанный с поправками на Санкт-Петербург. Кодекс планировалось распространять мигрантам по этническому признаку и через диаспорные сети. Однако сама идея и методы ее реализации вызывают слишком много нареканий.

Например, в качестве устной иллюстрации «размывания Петербургского культурного пространства» депутат привела семью в банных халатах и тапочках, которую она якобы видела на улице. Но появление на улице в домашних тапочках хоть и нечастое явление, но характерное, и далеко не только мигрантам. При этом в халате ходили представители восточных народов в столичный период Санкт-Петербурга, которые находились в городе постоянно. Например, эмир Бухарский, чья резиденция находилась на Петроградской стороне, и вся его прислуга ходила только в национальных одеждах. Причем никакую культурную идентичность они не подрывали и никакое культурное пространство не размыли.

Другой вопрос – этический. По понятным причинам на улице нельзя находиться в неприличной или другой морально неоднозначной одежде, которая подпадает под отдельные статьи в административном кодексе, также правилами запрещено находиться в пачкающей одежде в общественном транспорте. Только какое это отношение имеет к национальной одежде и нормам, предъявляемым к одежде в других странах? Почему находиться на улице летом в грязном ватнике приезжим из глубинки нормально, а носить халат узбеку – нет? И более того, почему это должно быть кодифицировано и роздано только самим узбека?

Еще один вопрос: как депутат понимает вообще культурное пространство Петербурга? Например, в советское время было совершенно нормальным то, что военные не стояли в очереди. Их всегда пропускали без очереди в любой магазин или к кассе по продаже проездных билетов. Сейчас это «культурное пространство» разрушено, но для депутата, видимо, это является нормой, в отличие от халатов прохожих.

К тому же мы знаем, что «культурное пространство» вещь весьма условная. До появления автомобилей было одно культурное пространство. Оно было без проводов электропередач, бензоколонок и грязного от копоти Казанского собора, который никто никогда после этого события не мог отмыть. После автомобилизации страны сложилось другое культурное пространство. До мечети было одно, после – другое. До халатов одно, после халатов другое. Стоит ли поощрять ностальгические чувства Елены Бабич, если складывается новый Петербург.

Хороший он или плохой – решать, конечно же, надо. Но не Елене Бабич, а тем, кто его действительно конструирует. Если бы я был конструктором нового Петербурга, я бы из его «культурного пространства» изъял бы многие вещи. Например, семечки как явление. Они никогда не росли, местные народы, исконно населявшие окружающие земли никогда его не потребляли. Или валяться на газонах в центре города, явление, завезенное студентами из южных субъектов Российской Федерации. Это для Бабич не предмет для включения в «кодекс петербуржца». Она, наверное, думала, что питерцы всегда на газонах валялись.

Но это ладно. Возникает вопрос правомочности: кто должен составлять «кодекс петербуржца»? Учитывая, что земля не приватизирована и не коллективизирована ни одной из этнических или региональных групп. Здесь всегда было пусто, в момент завоевания Россией этой территории тут были только фортификационные укрепления, управляемые вахтенным способом. Следовательно, русские тут такие же пришлые, как и узбеки: на каком основании одни имеют право навязывать свои нормы в кодексе, а другие нет? Предки это отлично понимали, поэтому не очень-то нервничали, когда приглашали католиков из Европы строить архитектурные ансамбли города, зная, что русское «культурное пространство» от этого не особенно пострадает.

Для полноты картины замечу, что «кодекс петербуржца» (оригинальный, а не в предлагаемой депутатом версии, являющейся справочником по дресс-коду и бараноприготовлению) пишется очень давно. Его черновые редакции постоянно исправлялись и, в конечном счете, работа над кодексом была остановлена. Я даже знаю, кто его делал и с каким успехом. Создать кодекс не удалось, вряд ли есть основания считать, что кодекс напишут ближайшее время. Сложно кодифицировать то эфемерное состояние идеального, который каждый ищет в Петербурге, а найти не может.

Виталий Трофимов-Трофимов
Координатор Движения по защите прав народов

Релевантно:

Русская служба новостей”, программа “Своя правда”: нужен ли “кодекс москвича”?

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.