Главная » Политика

Крестьяне никогда и нигде не получали от ТНК постоянный доход

3 марта 2011 Комментариев нет

Ecvador-attackХимкинский лес – стал символом противостояния неравнодушных граждан с коррумпированными властями. Конфликт не завершён. Власти продолжают угрожать активистам, которые пытаются остановить разрушение последнего «лёгкого Москвы».

Интересно, а есть ли в мире примеры подобного противостояния. Чем они заканчиваются? Какую стратегию применяют активисты в других странах?  Расспросить об этом я решила Нику Давидову – американского антрополога, изучавшего протестные движения Эквадора. В настоящий момент Ника преподает в университете Маастрихта (Голландия), пишет книги.

— Ника, расскажи, почему ты начала заниматься Эквадором?

— Когда пришло время выбирать,  где делать полевую работу в аспирантуре Университета, я решила, что мне интересней всего Эквадор. Я знала испанский, меня интересовали политические и культурные проблемы коренных народов этой страны. Всего я побывала в Эквадоре 4 раза, в 2004-2005 году жила там почти год, а последний раз я была этим летом, провела там месяц.

— Что же переставляет собой Эквадор? Это действительно бедная страна третьего мира?

— Эквадор далеко не самая бедная страна третьего мира. До конца 70-х Эквадор даже был вполне благополучной страной. В 60-х годах там открыли нефть и почти сразу же  начались проблемы с экологией.  Однако нефтяные доходы подняли уровень жизни среднего класса. До начала 80-х нефтяные деньги реинвестировались в общественную инфраструктуру. Пока не началась рейганомика, неолиберализм, МВФ, Международный банк и т.д.  Примерно с этого момента нефтяные доходы уже шли не казну, а на уплату иностранных долгов.

Столица Эквадора — Кито

— Откуда же у них взялись долги, если у них был экономических подъём?

— В 70-годах Эквадор занимал деньги под нефтяные доходы, и реинвестировал их в развитие инфраструктуры. Тогда банки предлагали деньги под низкий интерес.  В 80-е упали цены на нефть и одновременно – поднялся процент по кредитам, и за очень короткое время, долг Эквадора вырос с трёх миллионов долларов до четырёх с половиной миллиардов.

— Насколько иностранные займы были необходимо для Эквадора и его жителей?

— Не стоит рассматривать Эквадор отдельно от остального региона. Вся Латинская Америка двигалась к неолиберализму. Разными темпами, под разными условиями. Мы помним, как это произошло в Чили. Это как снежная лавина: её сложно остановить. Американцы давили на эквадорское правительство, чтобы оно отпустило цены, чтобы сняло барьеры для западных компаний, открыло рынки. В результате этих процессов средний класс сократился и обнищал.

А в 80-90-е был полностью приватизирован нефтяной сектор, и он сразу же ушёл под контроль иностранных компаний. Это означало потерю контроля над их деятельностью.  Началось то, что сейчас называют «амазонским чернобылем»: идя по полю, ткнёшь палкой и – нефть выходит. Люди болели, умирали.

Барио в Каракасе (Венесуэла)

В СССР Латинская Америка была синонимом бедности и социального отчаяния. Песню из фильма «Генералы песчаных карьеров» напевал почти каждый советский ребенок.  Религиозные, неграмотные, голодные и брошенные на произвол судьбы – именно такими я представляла в детстве жителей Латинской Америки. Особенно печальным мне казался тот факт, что католическая церковь держит тамошнее население под тотальным контролем…

— В Латинской Америке церковь играет совершенно другую роль, чем в России. Например, движение «Теология освобождения», призывающее к социальному, экономическому равенству, называют «христианским марксизмом». Церковь играет там прогрессивную роль, помогает организации крестьян, в том числе индейцев. А Евангелическая церковь Evangelical Confidereation помогла создать одну из важных индейских общин, участвующих в восстаниях и протестах.

Мурали в Никарагуа. Иисус учит народ

— Кроме религиозности, меня смущало то, что многие страны Латинской Америки, кажутся издалека крестьянскими странами. Религиозные крестьяне… откуда в таких странах возьмутся прогрессивные общественные движения?

— В начале и в середине ХХ века в Эквадоре появилось мощное прогрессивное движение с сильной марксисткой риторикой. Левые городские интеллектуалы сотрудничали и с рабочими и с крестьянами организациями, и индейскими, и «метисо».  Так было положено начало низовым политическим движениями. В 50-60-х годах к ним присоединилась церковь.

С началом неолиберальных реформ в 80-е и 90-е в Эквадоре окончательно сформировались гражданские политические движения. Особенно много их среди индейцев, которые регулярно устраивают восстания. Свергли уже двух президентов, изменили конституцию, заставляют правительство вступать в диалог.

Изображения представителей теологии освобождения Камило Торреса из Колумбии и священника-сандиниста Гаспара Лавиана

— Это были мирные восстания?

— Мирные. Армия обычно принимает сторону индейцев, так как в самой армии служит много индейцев.

— Меняют ли эти восстания что-нибудь в обществе?

— Сложно сказать. Обычно благодаря им к власти приходит левый и прогрессивный политик, но через несколько лет правительство обязательно правеет. Тогда индейцы поднимают новое восстание. (С 2007 года Эквадор возглавляет левый президент Рафаэль Корреа, которые дружит с президентом Венесуэлы Уго Чавесом, президентом Боливии Эво Моралесом и лидером кубинской революции Фиделем Кастро – S.N.)

Плакат с призывом голосовать за Рафаэля Корреа. На заднем плане — плакат его конкурента, консерватора Альваро Набоа

— Расскажи о тех эквадорцах, которых ты сейчас изучаешь?

— Интаг в провинции Имбабура – это покрытые джунглями горы.  С ботанической и экологической точки зрения – очень богатое и разнообразное место. Там уникальный микроклимат – так называемый «облачный лес».  Исторически в этой местности жили индейцы Кичуа. Ближе ко второй половине ХХ века многочисленные переселенцы ринулись осваивать не тронутую землю, и к 50-м годам в Интагe  образовались экономические классы – лучшими участками  в долине реки завладели несколько семей, на которых батрачили индейцы и обедневшие крестьяне.

В 60-х – начале 70-х годах в Эквадоре началась национальная реформа. Идея реформы состояла в том, чтобы разбить гасьенды и  латифундии и побороть феодализм, передав землю в собственность батракам. Однако Интаги реформа почти не коснулась. В это труднодоступное место информация доходила плохо. Многие батраки даже не знали, что им положена земля.

— И там так и остался феодализм?

— Крупные землевладельцы иногда выдавали таким неинформированным беднякам «от щедрости» небольшой клочок неплодородной земли и скоро, в Интаге появился целый подкласс нищих крестьян с землёй, на которой ничего нельзя было вырастить. Часть реформы состояла в том, чтобы земля, находящаяся в собственности, обрабатывалась. Иначе её отбирали.

Это привело, с одной стороны, к тому, что феодалы начали «метить» свою землю плантациями эвкалиптов, которые забирали много воды и перенесли неравенство не только на землевладение, но и на использование водных ресурсов. С другой стороны, бедные крестьяне и индейцы, лишённые возможности вырастить хоть что-то на своих неплодородных, лишённых источника воды участках,  вынуждены были объединяться. Так появились очень эффективные совместные организации, которые впоследствии основным орудием в борьбе против горнодобывающих компаний.

Шахтёры Эквадора

— А откуда в сельскохозяйственном районе взялись горнодобывающие компании?

— На пике неолиберальных реформ Мировой банк оплатил геологические исследования  по всему Эквадору, в горах Интага нашли залежи меди. С этого момента в Интаг потянулись иностранные горнодобывающие компании. С 1994 года компании пробуют пробраться в Интаг, раскурочить горы и добывать там медь. Поначалу все компании ведут себя одинаково: они ходят по домам и обещают жителям деньги, славу и электрификацию всей страны.

— А почему компании вообще должны получать разрешение у крестьян? Если у них уже есть разрешение от правительства?

— В Эквадоре все полезные ископаемые принадлежат государству, в то время как земля находится в частной собственности. Однако ТНК не могут просто так начать взрывать горы. Им нужно что-то сделать с местными жителями: переселить их куда-то, договориться.  А местные жители, как я уже говорила, в Эквадоре очень хорошо организованы. Их не так просто обмануть.

Индейцы — инки

— И как же крестьянам, жителям гор (если их так можно назвать) удаётся сражаться с ТНК?

— Организации, которые создали жители, занимаются в том числе и исследованиями. Например, они нашли доклад японской компании о том, каковы будут реальные последствия добычи меди для экологии региона. В докладе было написано, что в регионе начнутся проблемы с водой. Неизбежно произойдёт опустынивание земли, ухудшение климата. Горнодобывающей компании придётся ставить платины и прорубать туннели в горах. Это приведёт  к затоплению двух деревень и переселению людей. Неподалеку от постоянного места проживания людей придётся организовать место захоронения токсичных отходов.

Компания попыталась скрыть этот доклад от жителей. Однако общественные организации его нашли и опубликовали. Кроме того, у местных жителей и без того возникли проблемы с японскими рабочими, которые за непродолжительное время существования исследовательского лагеря успели загадить местную реку, используя её для слива нечистот. Жители, для которых это был источник питьевой и хозяйственной воды, были возмущены.

Эквадорские крестьяне защищают свой уклад от ТНК

— Но что они могли сделать, кроме того, как возмущаться?

— В мае 1997 года организованные группы местных жителей зашли в разбитый японцами лагерь,  забрали все  предметы, которые там были от генераторов электричества до канцелярских принадлежностей и, сделав подробную опись всего имущества, чтобы избежать обвинения в краже, спустили его с гор в долину.

Затем они сообщили местным властям, что категорически против начала добычи меди в их регионе.  Власти не отреагировали. Тогда они вошли ночью в лагерь и сожгли его. Жертв среди японцев не было. Компания отказалась от права разработки и ушла из региона.

— А потом?

— Следующей компанией, попытавшейся начать добычу меди в Интаге, была чилийская. Чилийцы только начали оформлять бумаги и подавать заявки. Но жители Интага сразу же связались со своими чилийскими коллегами и вместе устроили протест в Чили в день официального визита президента Эквадора в Сантьяго. Поразмыслив, сколько денег и сил ей придётся потратить на сражения с местными жителями и какой урон её репутации это может принести, компания решила отказаться от разработки меди.  На этом этапе наши крестьяне пресекли поползновения ТНК в самом начале.

Крестьянский дом в Интаге

— Было ли это окончательной победой?

— Нет. Потом к ним пришла еще более агрессивная канадская компания. Канадские добывающие компании вообще пользуются нехорошей репутацией в развивающихся странах. |Эта компания вообще не стала церемониться с местным населением.

В какой-то момент, жители Интаге перекрыли дорогу, пытаясь воспрепятствовать начинающимся работам. Тогда компания наняла парамилитарес (частные военные подразделения) и отправила их усмирять не сговорчивых крестьян. Дело закончилось тем, что военные применили слезоточивый газ, и открыли по безоружным крестьянам стрельбу, ранили некоторых из них.

— Вот так это все и заканчивается: вместо стеснительных компаний, приходят сильные и жестокие, которые прекращают переговоры, а всех недовольных стирают в порошок…

— Ничего подобного! Так называемые горные крестьяне связались через интернет адвокатскую компанию в Канаде и подали на своих обидчиков в канадский суд. Дело приняло не шуточный оборот. Эквадорцев вызывали в Канаду на слушанья, брали у них интервью. Благодаря чему  об их ситуации узнали и за пределами Эквадора.  Канадский режиссёр снял про них даже документальное кино – «Под богатой землёй» называется.

Парамилитарес атаковали крестьн Интага слезоточивым газом

— На какие средства они все это делают? Это же страшно дорого: связываться с другой страной, содержать веб-сайты? Или в эпоху интернета всё возможно?

— Поначалу у них не было интернета, только  телефон. Однако постепенно начала складываться настоящая и техническая инфраструктура солидарности: веб-сайты, социальные сети.

— Что могло бы случиться, если бы местные жители договорились с хорошей ТНК о правильном проведении работ? Так ли уж плохо иметь инвестиции? Ведь все кругом хотят инвестиций! Считается, что лучше развивать промышленность, чем заниматься сельским хозяйством…

— Во-первых, экология везде, где проводились такие работы, резко испортилась. Эквадорцы  на востоке страны до сих пор живут на земле, обезображенной нефтедобычей. Есть много примеров, когда горнодобывающие компании, появляясь, обещает работу и хороший доход всем местным жителям. Постепенно выясняется, что это временная и низко квалифицированная работа. Такие работы быстро кончаются, зато экологию разрушается навсегда. Крестьяне никогда и нигде не получали от ТНК постоянный доход. В эквадорских горах одна китайская компания делает цемент. Так китайцы привезли с собой своих рабочих.

На кофейной плантации

— А что конкретно произошло бы, если бы крестьяне проиграли, если бы им не удалось остановить добычу меди?

— Прежде всего у них начались бы проблемы с водой. В этой местности единственный источник воды – река, а для добычи меди нужно очень много воды. Во-вторых, изменился бы микроклимат. Все это привело бы к тому, что они потеряли бы возможность заниматься сельским хозяйством, а их единственная собственность – земля,  обесценилась бы. Они остались бы или во власти горнодобывающих компаний, или им пришлось бы переезжать.

— Расскажи, а что собственно они теряют? Какой образ жизни они ведут сейчас? Тяжело ли им, бедно ли они живут?

— Не так уж и бедно. У них есть своя земля, постоянная работа. Они объединяются в кооперативы, например, молочные или сахарные, и совместно продают свою продукцию в город на хороших условиях. Богатство у них не растёт. Капиталов они не зарабатывают, но и далеко не бедствуют.

Сейчас, в рамках противостояния с ТНК, они начали развивать экологическую агропромышленность – агротуризм, свободную торговлю кофе. В их местности отличный микроклимат. У них есть школы, приличное медицинское обслуживание и два часа до большого города Отавало.  Везде электричество. Ни о каком голоде или бедственном положении среди крестьян речь не идёт. Эти люди вполне счастливы. И они понимают, за что борются.

Эквадорские крестьяне понимают, за что они борются

— Но не все же так устроены в Эквадоре. Там есть и много бедных. Где живёт эквадорская беднота?

— Конечно, бедные есть.  Многие из них живут в городах. У них нет земли. Вообще исторически самые бедные – индейцы и афроэквадориане. Их бедность – результат общественного расизма и маргинализации.

Но, конечно, и их деревни одна от другой отличаются. Есть и хижины с босыми и оборванными детьми, а есть и традиционные культуры, у которых хорошо налаженная система пропитания, в основном они охотятся, ловят рыбу, растят юкку и маниок,  участвуют в местной экономике: что-то продают на рынке, что-то, если им не хватает, докупают.

Крестьянский рынок

— Откуда же берётся настоящая бедность в Эквадоре?

— По-настоящему бедные появляются не тогда, когда кто-то в лесу живёт без электричества, как жили его предки 1000 лет, охотится, рыбачит и имеет маленький огород. Бедность – это не то, сколько ты имеешь, это – твой социальный статус. Это когда под давлением, силой, тебя впрягают в систему, в которой ты оказываешься на самом дне, а вырваться из этой западни уже не можешь.

Эквадор — одна из красивейших стран мира, но её портят ТНК

— Существует опасность того, что твои горные крестьяне пополнят  армию городской бедноты?

— Нет гарантии, что выселенные крестьяне, получили бы хорошую землю. А если бы они  попали в город, то скорее всего оказались бы в сламах, так как для городской жизни у них нет полезных навыков, при том, что у них просто другая профессия, которую не так просто перенести на новую почву. Они хотят заниматься тем делом, которое они любят, которое, кстати, востребовано в обществе.

Ника Давидова

Sensus Novus: Артель аналитиков

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.