Главная » Конфликты, Политика

Кто, когда и по какой причине выдворил русских из Талыша?

5 ноября 2009 Один комментарий

russiangiarl I
Когда и как русские оказались в Талыше?

Появление русских в Талыше относится именно к этому историческому периоду, точнее, к 30 годам XIX века. 20 октября1830 года Высочайшее утвержденное мнение Государственного Совета: «О духоборцах, иконоборцах, молоканах, инодействующих и других, признанных особенно вредными ересях. Государственный Совет в Департаменте законов и в Общем Собрании, рассмотрев выписки из журналов Комитета Министров и представление министра внутренних дел о правилах предполагаемых в отношении к раскольникам, положил для руководства о духоборцах, иконоборцах, молоканах, инодействующих и других, признанных особенно вредными ересей, постановить следующее:

1. Всех выше назначенных раскольников, изобличенных в распространении своей ереси и привлечении к оной других, также в соблазнах, буйстве и дерзостях против церкви и духовенства православной веры, предавать суду.

2. Признанного по суду виновным в упомянутых действиях отдавать, будет годен в солдаты, обращая на службу в Кавказский Корпус, а при неспособности к оной, равно как и женщин, отсылать для водворения в Закавказские провинции.

3. Главное в Грузии начальство имеет назначить места, кои найдет оно для поселения сих людей более удобными, сколько во уважении к заселенному краю, столько и во уважение пресечения им способов к распространению расколов».
На основе этого постановления Государственного Совет в 1837 году был издан царский Указ, позволивших сектантам-субботникам поселяться в закавказских областях. Первые время субботники селились в отдельных деревнях. С 1848 года им было разрешено селиться и в городах Закавказья. В соответствии с указом 1837 года часть субботников, находившаяся в оппозиции к официальной православной церкви, была расселена в г. Ленкорани и на территории Ленкоранского уезда. В Ленокоранском уезде деревня Вель (старообрядцы) поселена в 1838 году, Привольное (иудействующие) – 1839 г., Пришиб и Николаевка – в 1840 г., Новоголовка (Новогольск) и Астраханка – в 1845 г., Андреевка – в 1847 г. В 1867 году образовалось деревня Православное в Ленкоранском уезде из православных переселенцев из Енотаевского уезда Астраханской губернии, из отставных солдат и малороссиян (Зейдлиц Н. /Этнографический очерк Бакинской губернии/ Кавказский календарь на 1871 г., с.47-67).
Это привело к тому, что уже к 50-м годам XIX века, согласно переписи 1857 года, на территории Ленкоранского уезда были следующие русские деревни:
1. Вель (14 дворов; 48 мужчин и 36 женщин; старообрядцы);
2. Ольховка (число русских не указывается);
3. Астраханка (67 дворов; 141 муж. и 171 женш.; молоканы);
4. Новогольск (Новоголовка) (124 дворов; 399 муж. и 431 женш.; молоканы);
5. Привольное (419 дворов; 1061 муж. и 1072 женш.; субботники);
6. Пришиб (183 дворов; 465 муж. и 435 женш.; молоканы);
7. Православное (117 дворов; 351 чел.; православные);
8. Николаевка (61 дворов; 157 муж. и 168 женш.; молоканы);
9. Андреевка (125 дворов; 317 муж. и 282 женш.; молоканы);
ИТОГО: 5534 человек.
Русское население всего в Бакинской губернии, по камеральному описанию 1859 г., состояло из 12,604 д. об. или 2,7% всего населения губернии.

Кроме этих деревень, русские жили и в г. Ланконе. Согласно сведениям 1865 года, из 4958 человек городского населения Ланкона 613 человек составляли православные, 8 – католики, 182 – григоряне. Оставшуюся часть населения составляли протестанты, иудеи и последователи других религий.
В 1876 году из 5370 человек всего населения города Ленкорани 3589 человек, т.е 2/3 его составляли талыши. Вместе с ними в городе проживали 425 русских, 164 армян, 29 евреев, а также небольшое количество поляков, немцев и др. Согласно Всероссийской переписи 1897 года, из общего количества жителей города в 8733 человека талыши составляли 5604 человека (или 64%), русские – 1371 человек, армяне – 1302 человека.

К началу 20 века в Азербайджане было 46 русских сел раскольников, из них около двадцати находились на территории Талыша.
«В Ленкоранском уезде почти 120 тысяч жителей. Из них 10 тыс. чел. – русские. Кроме Ленкорани, Астары, и ст. Вель, расположившейся к югу от Ленкорани, все русские села раскинулась в степи, на северной части низменности. Как известно, Талышинское ханство перешло к России в 1813 году, а спустя 25 лет началось заселение удобных мест русскими сектантами.

Акклиматизировались они перевосходно и почти не страдает от малярии, благодаря хорошим условиям жизни» (На самом юге Кавказе //Естествознание и География// Москва, 1903, ноябрь, № 9-10).
В 1913 году из 13750 человек всех жителей Ланкона 10759 (78,2%) составляли талыши, 1573 (11,4%) – русские, 804 (5%) – армяне.
По данным другого источника (Распределение населения Закавказья по сельским обществам и народностям / Кавказский календарь на 1910 г. С. 468) проживало всего в Ленкоранском уезде 127307 чел. (муж – 66001, жен – 61306 чел.), из них: талыши – 66851, русские – 12522; Аркеванский участок — 38217 чел.; талыши — 21459 (56,2%) чел.; русские – 748 чел.; Зувандский участок – 28822 чел., талыши — 22152 (76,9%) чел.; Ленкоранский участок – 23562 чел.: талыши -22352 (94,9%) чел., тюрки – 898 (3,8%) чел., русские – 312 (1,3%) чел.; Себидажский участок – русские – 11462 (31,2%) чел.
О судьбах русских в Талыше образно можно говорить этими словами из надгробья Антона Андреевича Головатого — Одного из жертв лихорадки с армии бригадира, Войскового Судьи и Кошевого атамана (избранный заочно и так и не узнавший о своем избрании).

“Служил он [вер]ою и пр[авдой вес]ь свой в[ек]
У всех [сни]ска[л любовь] и [ув]аж[ение]
И в тайне ближнему явл[я]л [благ]отвор[ение.]
Мир праху [т]воему о добрый чел[овек]”
Приток русских в Талыш продолжался и в годы Советской власти. По переписи 1939 года количество русских достигло максимума, составив 530 тысяч человек или 16,5 процента от общей численности населения Азербайджана. Дальнейшая динамика русского населения в Азербайджане выглядит так: 528318 чел. – 1939 г.; 501282 чел. – 1959 г.; 510059 чел. – 1970 г. перепись населения; 475255 чел. – 1979 г.; 392304 чел. – 1989. Отсюда видно, что уже к 1989 году удельный вес русских в Азербайджане снизился до 5,6%, а уже через 10 лет – в 199 г. их осталось всего 141,7 тыс. чел., т.е. всего 1,8%! Причем надо учесть, что большинство эмигрировавших русских были жители Талыша. Как ни странно, на территории других районов Азербайджана русские деревни в основном остались. Даже если среди жителей этих деревень тоже были уехавшие, но большинство из них, а главное, деревни сами все-таки остались.

II
Выдворение

Бакинские политологи причину такого оттока русских из Азербайджана пытаются объяснить исключительно экономическими факторами и нестабильности политической жизни страны в начале 90-х. годов. Вот что пишет по этому поводу один из них: «Социально-политические процессы, произошедшие в Азербайджане в конце 80-х — начале 90-х гг., значительно усилили отток русских из республики. Война с Арменией, ввод советских войск в Баку в январе 1990 года, внутриполитическая нестабильность, экономический кризис, резкое сужение сферы применения русского языка и возрастание психологической дискомфортности этой группы населения страны привели к тому, что в первые годы независимости Азербайджана русские во многом оказались отчуждены от политической жизни страны». «Интересы и требования русского населения публично не заявляются. До сведения властей и политических сил они доводятся скорее в форме пожеланий и в конфиденциальном плане. Их можно свести к предложениям установить максимально тесный союз между Азербайджаном и Россией в рамках СНГ, признать за русским языком официальный статус наравне с азербайджанским, допущение двойного гражданства и др.
Опросы общественного мнения в Азербайджане показывают, что очень малая часть населения воспринимает Россию позитивно. Рейтинг нашего северного соседа уступает не только Турции, США, но и Грузии, Израилю и Украине». «Россию, как государство с великодержавными амбициями, скорее не любят, но к русским людям азербайджанцы относятся вполне дружелюбно».

Вот вам и объяснение! Как ни странно, никто в Азербайджане не задавал себе вопрос, почему эти факторы в большей части задевали русских, проживающих только в Талыше? Почему то никто не хочет говорить о необузданной пантюркистской пропаганде, развернувшейся в стране за годы независимости.

В нашу задачу в данный момент не выходит объяснение причин оттока русских из всего Азербайджана. Мы только привели мнение бакинского политолога для того, чтобы некоторые наивные русские политики и политологи смогли вникнуть в суть происходящего. Стоит спрашивать у бакинского политолога, если на самом деле население Азербайджана «не любит» Россию, тогда почему половина азербайджанцев находится именно в России, а чуть ли не остальная половина проживает за счет отправленных из России денег?

Почему они живут не в тех странах, которые он перечисляет в числе «друзей Азербайджана»?
Оставляя эти глупые заявления на их совести, мы хотим проанализировать причины исчезновения русских из Талыша. В этих целях сперва постараемся ответить на такой вопрос: чем русские были лучше тех, кто в настоящее время проживает в их прежних населенных пунктах?

Первая причина кроется в поведении русских в Талыше. Вот что писали по этому поводу примерно 100 лет назад: «Поразительно, что там, где живут татары (имеется в виду тюрки-азербайджанцы. – Ф.П.), географические и другие талышские иранские названия старые исчезли и заменены татарскими (курсив наш. – Ф.П.); русские подаются больше местному влиянию и не только сами не дают названий географических, но или удерживают старые, или же дают новые на туземном языке; напр., новое селение, устроенное русскими староверами, названо, Вель (что значить по-талышински «папоротник»), Подгорное часто называют Ассулы. Татары почти сами же, почти не поддаются европейскому влиянию (Кусив наш. – Ф.П) (На самом юге Кавказе //Естествознание и География// Москва, 1903, ноябрь, № 9-10).

Русские, в отличие от тюрков-азербайджанцев, никогда не претендовали на то, что земли Талыша являются исконно русскими. Они хорошо знали и признали, что находятся в Талыше. Далее, они никогда не заставляли местных талышей учить русский язык, а, наоборот, существенная часть из них свободно разговаривала на талышском языке, в отличии от тюрков, которые за несколько сотен лет пребывания в Талыше не только не научились говорить на талышском языке, но и открыто презирали талышский народ и его язык, и с активной помощи властей всегда старались ассимилировать талышей.

Это несмотря на то, что большинство из тюркоговорящего населения пришло в Талыш почти одновременно с русскими. Это произошло в основном во времена талышских ханов, которые приютили у себя тюркоговорящее население других регионов, которые в те или иные годы подвергались природным катаклизмам (землетрясение, наводнения, голодомор и пр.).

Доказательством является еще и то, что сразу после ухода русских названия всех русских населенных пунктов переименовались на тюркский лад и объявлены в Талыше исконно тюркскими землями! Т.е. , воспользовавшись слабостью России, русских азербайджанские власти выжили сознательно именно из Талыша, чтобы заселить их деревни тюркоговорящими пришельцами. Они знали, что талышей из их собственных деревень не выживешь, это приведёт к восстанию Талыша. А пока Россия слаба необходимо было избавится от русских деревень и организовать на их месте тюркские «очаги» в регионе. Это называется ещё этноцид.

Во-вторых, русские в Талыше отличались высоким уровнем образования, и как следствие этого, политической активностью. Именно благодаря их активности удалось провозгласить Муганскую Советскую республику в 1919 году со столицей в Ланконе. Мы убеждены, что важной причиной выдворения (по-другому этого нельзя называть) русских из Талыша следует искать именно в этом! Власти Азербайджана, исходя из опыта Муганской Советской республики, всегда принимали русских в Талыше как прямую угрозу для суверенитета Азербайджана.

За все годы независимости они вынашивали планы по выдворению русских из Талыша, боясь того, что рано или поздно вместе с русскими талыши поднимутся на национально-освободительную борьбу против антиталышского государства, чтобы провозгласить независимость Талыша. И тогда Россия будет вынуждена защищать своих соотечественников в Талыше!

III
Возвращение:
Тоска по Родине…

Исходя именно из этих обстоятельств, в Азербайджане перестарались, чтобы русские быстрее покинули Талыш. Мы убеждены, что это было вопреки воле большинства русских в Талыше, тех кто давно уже адаптировался и жил безбедно на своей новой Родине. Мы убеждены и в том, что многие из них, особенно взрослое население, с большим воодушевлением готово возвращаться в Талыш.

Исходя из этого, мы предлагаем организовать общественное движение «Возвращение», основной целю которой должно быть нахождение русских из Талыша, бежавших в Россию от азербайджанского этноцида. При помощи Движения по защите прав народов и других общественных организаций России и Евросоюза это сделать реально. Нужно вести среди них разъяснительную работу, и накопить достаточные финансовые средства, чтобы эти люди смогли выкупить свои дома.

В Азербайджане любят поговорить на тему беженцев из Армении, и все эти годы требуют их возвращения на родные края. На этом и надо ловить властей Азербайджана. Надо предпринимать все усилия, включая и политические рычаги, чтобы власти Азербайджана дали согласие на возвращение русских к себе на «малую Родину» в родной для них Талыш!

Ф.Ф. ПРИВОЛЬНЫЙ

Один комментарий »

  • Иван said:

    Случайное или совпадения выхода статьи и поездки в Азербайджан Патриарх Московский и всея Руси Кирилла..Но вопрос дня- возвращение русских к себе на “малую Родину” в родной для них Талыш, как будет решатся?

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.