Медведь-Мужик и Баба Мохнатая
ЙУБЕЙДЭ НА ГОРАХ ЗА ПОСЕЛКОМ ГРЕМЯЧИЙ
В сентябре 1994 года. как раз когда начинались дожди. Я поехал вместе с Игорем Павловичем и его сподвижниками в Сызранский район, в Заусолье ; остановились сначала на скалах у старинного чувашского села Смолькино.
В Смолькино старухи говорили мне, что по всем окрестным лесам самое нечистое место — на горах за поселком Гремячий.
Почти все, кто там побывал хотя бы несколько раз ночью, видели по черным лесам — блуждающие огни, на небе — летучую нечисть, патавка-бусь, как смолькинские чуваши говорят ; патавка-бусь — это «летучая голова», «птица — голова «.- в виде живого и опасного для людей огненного шара. Но как мне потом сказали чебоксарские этнографы, «патавка» — совершенно непонятное слово, в современном чувашском языке его нет ; может быть это значит — пудовка, старинное пудовое ведро, то есть — летучая голова в виде ведра. Но в данном случае рассказ не про патавка-бусь ; а про йубейдэ.
Соратники Павловича разом решили перебираться на Гремячий и сидеть там ночь-две на тревожных горах.
Поселок Гремячий — у самого устья Усы, на границе Ульяновской области, — у подножия высоких холмов ; по холмам сплошь стоят старые сосновые боры, под соснами из под земли в полутьме поднимаются замшелые голубоватые скалы. Это — сумрачно красивые, истинно сказочные места — и удивительно безмолвные, даже птиц не слышно. Только совы ночью аукают.
Река Уса в тех местах только что на карте обозначена — вместо реки у Гремячего в кустах громко журчит мутный желтый ручей, через который перешагнуть можно, по его шуму и назвали поселок ; сразу за поселком в лесах — речка совсем пропадает под гущей болотной травы. .
Крыши Гремячего с полей очень трудно рассмотреть — над ними громадной темной стеной стоят холмы. В поселке Гремячий осталось жилых четыре дома — всего восемь человек, все — чуваши. В 30х годах они переселились в леса по приказу колхозного начальства .из Смолькино. По своей воле чуваши под теми холмами раньше никогда не жили .
Один из восьми жителей Гремячего — Николай Аринин ; это не чуждый культуры и даже отчасти поэзии молодой мужик, — бывший электрик, несколько лет работал в Сызрани, но потом вернулся к родителям в леса. Вечером, когда совсем темнело уже, я с ним познакомился у крайнего домика и мы разговорились. Николай Аринин пояснял — какие где места около Гремячего, и как их местные называют. Одно из мест, как он сказал — сосновый лес отдельно стоит,километра четыре от Гремячего — там есть такой камень, по-местному : Йубейдэ-тяуле. Перевести это имя Николай затруднился .
Тяуле, тюле — это значит камень, а вот «йубейдэ» — он не знал, как сказать.
Это как бы медведь, хотя «упете» на литературном чувашском — обезьяна. (Смолькинские чуваши в отличие от всех прочих чувашей слова произносят очень твердо — у них какое-то особенное наречие ). В общем, получается что-то среднее между медведем и обезьяной. Только он при этом умный, как бы человек . Но в то же время это не нечисть , не патавка-бусь, а просто такой лесной зверь. Скалу, у которой он часто появлялся или жил даже, назвали Йубейдэ-тяуле и когда-то ходить туда боялись, как говорили — там находили бурую жесткую шерсть, которая оставалась от йубейдэ, когда он спину о камни чесал.
Николай слышал про йубейдэ только в детстве, лет 25 назад, и тогда уже говорили , что йубейдэ уже давно не появляется, исчез. Может быть, при бабке Николая — где-то в 20х годах — еще были старики из Смолькина, которые сами видели йубейдэ в лесу.
Сам Коля Аринин совсем не ощущает старинной тревоги таинственных тихих мест — и в нечистую силу не верит. Он даже иронически рассказал про покойную прабабку., прожившую 90 лет : как-то она — не так давно, в 70х годах, — среди дня бежит в дом, запирает дверь — кричит » большой патавка-бусь летит, сейчас сядет». А это был вертолет, низко летевший над Гремячим — бабка увидела вертолет так близко первый раз в жизни.
Сам Николай иногда видел огненные шары, летящие ночью над горами — но это дело обычное, мало ли что ночью в небе летает. Блуждающие
белые огоньки все время летними ночами мерцают по окрестным лесам — но это Николая тоже никогда не удивляло ; может, гнилушки светятся или еще что. К слухам про йубейдэ он тоже относится спокойно ; полагает, что это была первобытная обезьяна. вроде неандертальца. Про теорию прфессора Поршнева — сохранившегося в глухих местах до наших дней реликтового гоминоида — снежного человека , который так будоражил любителей тайн в 60е-70 е годы, Николай ничего не слышал, да и не интересовался. Просто сам решил, что это . наверно., было существо, от которого по Дарвину пошли люди. То, что эта обезьяна жила у Гремячего не так давно., еще при наших дедах, Николая не удивляет : кругом не лесопосадки, а настоящие леса, древние, — мало ли кто в них водится.
СЕЛО ИМЕНИ РЕЛИКТОВОГО ГОМИНОИДА
После, вспоминая про йубейдэ, о котором я слышал от Николая., я понял, что уже слышал про чувашского йубейдэ — на другом краю Самарской области, ровно за год до поездки на Гремячий. Но тогда я, записав по привычке дословно разговор, не придал ему значения.
В 1994 году я был в длинной — дней на двадцать — командировке в Исаклинском районе, ходил о села к селу . Искал я тогда по Исаклинскому району старух-богомолок, а также ворожеек и колдунов. Было это тоже в сентябре — дороги то размокали под дождями, то подмерзали. Однажды я попал в село Убейкино — большое село недалеко от райцентра Исаклы, среди пустынных полей ; когда -то в тех местах тоже были дремучие леса — но их вырубили на много километров под корень, еще век назад.
Убейкино — исконное чувашское село ; там даже есть несколько домов, в которых до сих пор «стары люди некряшшоны» — язычники, поклоняющиеся огню и змеям, хоть в паспортах они и носят христианские имена. Обычно я стараюсь чувашские селения обходить стороной, так как работать там — обидно. В чувашских селах острее, чем где-либо можно ощутить близость невероятных древних таинств нашей земли . Так, кажется, легко найти к этим тайнам тропинку, двинуться . уже по ней — и непременно : лбом в стену. Между мной и собеседником в чувашских селах — невидимая непреодолимая стена: незнание языка. Кто хочет расспрашивать Древний и Таинственный Народ Чаваш о его Огненных и Змеиных Тайнах — тот должен говорить с ним на его древнем и таинственном языке.
В Убейкино я пришел в гости к старой богомолке, бабе Марфе. Про нее. кстати, я упоминал в статье «Почему бабушка Марфа не взяла ваучер»
(Нов.Водолей, август 1995 г.). Во время беседы пришел с огорода ее муж, Алексей Ефимович Липатов, ему тогда было 77 лет ; он присел послушать.
Уже полвека Алексей Ефимович, видимо, почти не покидал свою маленькую страну Убейкино и, как многие чувашские старики, плохо говорил по- русски — на языке внешнего чужого мира. Наверно, предки Алексея Ефимовича так же плохо говорили по-татарски, когда на этих землях было Казанское ханство, и по монголо-кипчакски — во времена Золотой Орды.
Но я решил и Алексея Ефимовича втянуть в разговор, и спросил — почему село Убейкино так называется . На русский слух — угрюмое название.
Алексей Ефимович начал с трудом подыскивать слова на языке городских, милиции и прочего начальства — на русском :
— Это стары люди говорили, был какой-то мужик, как раньше его называли — по-русски как -не знаю, вот — медведь. Зверь-медведь ли, человек-медведь ли, я того не знаю, такой мужик-медведь он был.
Что ль его и звали Убейка, Убей был какой-нибудь, он тут первый раньше жил, а наших не было никого . А потом стали наши приезжать, и стали тут жить, все наши чуваши.
Я не понял тогда, почему мужик Убей был в то же время медведь, спросил — есть ли сейчас потомки у основателя села и где стоял его двор — старейший двор в селе. Но Алексей Ефимович про потомство медведомужика Убея и про его жилище ничего не слышал. .
После поездки на Гремячий я уже мог сопоставить : Убейка, Мужик-Медведь из Убейкино — и Йубейдэ, Обезьяна-Медведь около Йубейдэ-тяуле. В честь Йубейдэ назвали не только камень, но и целое село.
ВОЛОСАТАЯ БАБА НА САМАРСКОЙ ЛУКЕ
Если что-то большое, похожее одновременно на человека, на обезьяну, на медведя обитало в заволжских лесах — видели его не только чуваши, а все жители подлесных деревень.
В Евразии граница между степью и лесостепью проходит через Самарскую Луку, а на Самарской Луке — наверно, по жигулевскому пригорью близ села Аскулы . В августе 1995 года я был в Аскулах, и который день уже заходил к местным — с разговорами. В тот день я сидел в гостях в малой комнатке у старообрядческой начетчицы Анны Семеновны Быковой, а тут зашла и соседка ее, и пожилая родственница, и еще какая-то женщина. и староста Анатолий Николаевич .
Разговор ( записанный на кассету), был о нечистой силе — о шишигах, которые обильно водились в окрестных оврагах, потом помянули леших.
Стали припоминать все больше случаев, и одна баба сказала Анатолию Николлаевичу :
— Твоему отцу и то выходили. Около Гасилиной Часовни, на километр-два от нас. в лесу. Он тогда косил у дороги Москва-Самара. Это место и сейчас глухое. Вышла бабища, сисищи у нее висят,, в потолок сама вышиной ( рассказчица указала на потолок избы — метра два ), жирная, лохматая. ..
Это было, как определили, где-то в конце лета, примерно году в 1958-60, в самую жару — на покосах между Гасилиной Часовней, как называют местные жители один из перелесков, и Северным бараком — оврагом, близ которого колхоз отводил покосы личным хозяйствам.
В тех местах начинаются уже довольно густые леса. и уходят до самых Жигулей.
Мужик-косарь, Николай Алексеевич Мухортов, услышал за спиной сопение, оглянулся — а там оно стоит. Он крикнул, махнул на волосатую бабу косой — та хрюкнула, отошла к лесу, встала за кустом. А Николай Алексеевич быстро вернулся в село, бледный, и рассказал, что случилось, На другой день опять на том месте косили, косят до сих пор — ничего подобного не видели. В селе в этом рассказе никто не сомневался, так как Николай Мухортов никогда не врал, а тут и врать не с чего ; и видно было — правда человек испуган. Есть люди, которые постоянно нечисть видят и дрожат, но Николай Мухортов был не из таких.
Знаток аскульской нечисти дед Петр Алексеевич Столяров, когда я ему про эту бабу рассказал, сказал, что надо их отличать от шишиг ;
» бабы волосатые — это живые, а шишиги — надо заговор знать — она выходит, а потом уходит домой». То есть волосатая баба — такая как мы, из нашего пространства, а прочая нечистая сила — нелюдь, выходит только когда ее выпускают — заговором или еще чем, а потом уходит в свои нелюдские миры — » домой».
ЖЕНА-ШУРАЛЕ И ЕЕ ПРАВНУКИ
Больше-Черниговский район Самарской области я видел только из окна автобуса . Это — прихваченный нашей областью край азиатских степей ; там — большие селения, а вокруг — ровные просторы во все стороны. Одним углом этот район примыкает прямо к Казахстану, теперь он — пограничный.
Еще одно свидетельство я недавно обнаружил — оттуда.
» 125. Род потомков Шурале.
У одного башкира был серый иноходец. Тот иноходец каждое утро возвращался домой в черном поту. Вечером уходил на пастбище резвый, а возвращался загнанный, исходя черным потом. Что было делать ?
Решил хозяин узнать, что происходит с его конем. Стал за ним следить, и выяснил, что иноходца изводит шурале. Сначала шурале цеплялся за хвост иноходца, гонял его, а затем блаженно пил его пот. и вот однажды хозяин отпустил своего коня пастись, густо смазав ему спину смолой.
Забрался шурале на него и уже не мог сойти. Так и прилип к коню.
Прилипший, он приехал на яйляу (летовку). Хозяин стащил того шурале с коня и стал стегать его кнутом. Стегал до тех пор, пока шурале не принял женский облик. » видно, таков мой удел, — подумал тот человек. И женился на женщине — шурале. От той жены родилось у него пятеро сыновей . они-то и дали начало нашему аулу. Ведь наш аул Киньягул иначе называется еще Бишул — Пять Сыновей. В ауле есть потомки шурале. Сам я тоже принадлежу к тому роду по материнской линии.
А по отцовской — к роду кыпсаков. Нас называют : ен-кыпсак. »
( Башкирское народное творчество. т. 2 . Предания и легенды.
Уфа . 1987. стр. 111 . № 125 записан в 1961 году в деревне Киньягулово Больше-Черниговского района Куйбышевской области Киреем Мэргэном у Х. Шагиахметова. 1903 г. р. )
В мифологии поволжских и уральских тюрков — татар, башкир и др. — шурале — то же самое человекообразное существо, покрытое густой шерстью и живущее в чаще леса. Исследователи феномена » современного реликтового гоминоида » давно уже собирают сведения о шурале .
Предание о смелом башкире, который хитростью поймал шурале-женщину, выпорол ее, а потом женился на ней — очень распостраненный сюжет башкирской мифологии; в старом исследовании по этнографии башкир С.Руденко указано, что в Башкирии есть большой род шайтан-кудей, который ведет свою родословную от пойманной шурале. Вероятно, именно пять сыновей из рода шайтан-кудей переселились когда-то на границу Казахстана, в самарское село Киньягулово.и принесли с собой рассказ о Шурале-жене башкира.
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самарские чуваши равнодушно вспоминают йубейдэ, как покойного соседа, русский с Самарской Луки еще сорок лет назад отгонял волосатую жирную бабу косой обратно в лес, а среди самарских башкир есть, оказывается, прямые потомки шурале.
По всей области у разных народов сохранился в памяти устойчивый образ Мохнатого
Который Выходит из Леса.
По традиции, я должен завершить статью своей версией ; но слишком много и так уже написано о снежном человеке.
Уже после того, как я написал черновик этой статьи, мне попалось очень подробное и добросовестное исследование: Д. Баянов . Леший по прозвищу обезьяна. — издано оно известным Обществом по изуению тайн и загадок Земли в 1991 году. Д.Баянов даже начал свою книгу почти также, как я — эту статью: «У чувашского лешего два главных названия . Одно — арсури, что значит «получеловек», другое — упете, что значит «обезьяна».
Д.Баянов сводит все свои сведения, на 3/4 взятые из этнографических исследований разных народов, к тому, что в наших лесах продолжает укрываться гигантский реликтовый гоминоид, разумная, хотя и дикая . обезьяна : «Под покровом народной фантазии таится великолепная реальность, прямое биологическое открытие которой еще впереди».
Но все равно остается без ответа банальная но самая важная пока тайна Йубейдэ и Волосатой Бабы — куда она прячется — испаряясь, не оставляя никаких следов.
В феноменографии всех стран уже полвека потоком идут сообщения о найденных трупах снежного человека, о пойманных диких человекообразных чудовищах ; но в распоряжении исследователей до сих пор нет ни одной кости, ни клочка шерсти ; фотографии — неясны, следы на снегу — сомнительны.
Между тем .- прятаться в лесах,. по крайней мере в наших самарских, все труднее; на Самарской Луке., например, постоянно ведутся зоологические наблюдения, известно поголовье кабанов, волков и приблизительно даже сусликов; обычное крупное животное вряд ли сможет остаться незамеченным в разбитых на квадраты лесах Жигулевского Заповедника., в лесных хозяйствах национального парка «Самарская Лука».
Йубейдэ является перед людьми во всей красе, рядом, с сопением надвигаясь — и потом бесследно исчезает, будто переходит грань человеческого мира.
Кирилл Серебренитский
== В современном чувашском языке «тяуле», «тюле» значит «камень». ==
Если принять во внимание утверждение учених, что чувашский язык является прямым наслідником староболгарського, тогда можно расшифровать род «Дуло» именно как «каменный».
Leave your response!