Главная » Политика

Медведь-Мужик и Баба Мохнатая

14 декабря 2010 Один комментарий

sershurЙУБЕЙДЭ НА ГОРАХ ЗА ПОСЕЛКОМ ГРЕМЯЧИЙ

В сентябре 1994 года. как раз когда начинались дожди. Я поехал вместе с Игорем Павловичем и его сподвижниками в Сызранский район, в Заусолье ; остановились сначала на скалах у старинного чувашского села Смолькино.
В Смолькино старухи говорили мне, что по всем окрестным лесам самое нечистое место — на горах за поселком Гремячий.
Почти все, кто там побывал хотя бы несколько раз ночью, видели по черным лесам — блуждающие огни, на небе — летучую нечисть, патавка-бусь, как смолькинские чуваши говорят ; патавка-бусь — это «летучая голова», «птица — голова «.- в виде живого и опасного для людей огненного шара. Но как мне потом сказали чебоксарские этнографы, «патавка» — совершенно непонятное слово, в современном чувашском языке его нет ; может быть это значит — пудовка, старинное пудовое ведро, то есть — летучая голова в виде ведра. Но в данном случае рассказ не про патавка-бусь ; а про йубейдэ.

sershur1

Соратники Павловича разом решили перебираться на Гремячий и сидеть там ночь-две на тревожных горах.
Поселок Гремячий — у самого устья Усы, на границе Ульяновской области, — у подножия высоких холмов ; по холмам сплошь стоят старые сосновые боры, под соснами из под земли в полутьме поднимаются замшелые голубоватые скалы. Это — сумрачно красивые, истинно сказочные места — и удивительно безмолвные, даже птиц не слышно. Только совы ночью аукают.
Река Уса в тех местах только что на карте обозначена — вместо реки у Гремячего в кустах громко журчит мутный желтый ручей, через который перешагнуть можно, по его шуму и назвали поселок ; сразу за поселком в лесах — речка совсем пропадает под гущей болотной травы. .
Крыши Гремячего с полей очень трудно рассмотреть — над ними громадной темной стеной стоят холмы. В поселке Гремячий осталось жилых четыре дома — всего восемь человек, все — чуваши. В 30х годах они переселились в леса по приказу колхозного начальства .из Смолькино. По своей воле чуваши под теми холмами раньше никогда не жили .
Один из восьми жителей Гремячего — Николай Аринин ; это не чуждый культуры и даже отчасти поэзии молодой мужик, — бывший электрик, несколько лет работал в Сызрани, но потом вернулся к родителям в леса. Вечером, когда совсем темнело уже, я с ним познакомился у крайнего домика и мы разговорились. Николай Аринин пояснял — какие где места около Гремячего, и как их местные называют. Одно из мест, как он сказал — сосновый лес отдельно стоит,километра четыре от Гремячего — там есть такой камень, по-местному : Йубейдэ-тяуле. Перевести это имя Николай затруднился .
Тяуле, тюле — это значит камень, а вот «йубейдэ» — он не знал, как сказать.
Это как бы медведь, хотя «упете» на литературном чувашском — обезьяна. (Смолькинские чуваши в отличие от всех прочих чувашей слова произносят очень твердо — у них какое-то особенное наречие ). В общем, получается что-то среднее между медведем и обезьяной. Только он при этом умный, как бы человек . Но в то же время это не нечисть , не патавка-бусь, а просто такой лесной зверь. Скалу, у которой он часто появлялся или жил даже, назвали Йубейдэ-тяуле и когда-то ходить туда боялись, как говорили — там находили бурую жесткую шерсть, которая оставалась от йубейдэ, когда он спину о камни чесал.
Николай слышал про йубейдэ только в детстве, лет 25 назад, и тогда уже говорили , что йубейдэ уже давно не появляется, исчез. Может быть, при бабке Николая — где-то в 20х годах — еще были старики из Смолькина, которые сами видели йубейдэ в лесу.
Сам Коля Аринин совсем не ощущает старинной тревоги таинственных тихих мест — и в нечистую силу не верит. Он даже иронически рассказал про покойную прабабку., прожившую 90 лет : как-то она — не так давно, в 70х годах, — среди дня бежит в дом, запирает дверь — кричит » большой патавка-бусь летит, сейчас сядет». А это был вертолет, низко летевший над Гремячим — бабка увидела вертолет так близко первый раз в жизни.
Сам Николай иногда видел огненные шары, летящие ночью над горами — но это дело обычное, мало ли что ночью в небе летает. Блуждающие
белые огоньки все время летними ночами мерцают по окрестным лесам — но это Николая тоже никогда не удивляло ; может, гнилушки светятся или еще что. К слухам про йубейдэ он тоже относится спокойно ; полагает, что это была первобытная обезьяна. вроде неандертальца. Про теорию прфессора Поршнева — сохранившегося в глухих местах до наших дней реликтового гоминоида — снежного человека , который так будоражил любителей тайн в 60е-70 е годы, Николай ничего не слышал, да и не интересовался. Просто сам решил, что это . наверно., было существо, от которого по Дарвину пошли люди. То, что эта обезьяна жила у Гремячего не так давно., еще при наших дедах, Николая не удивляет : кругом не лесопосадки, а настоящие леса, древние, — мало ли кто в них водится.

СЕЛО ИМЕНИ РЕЛИКТОВОГО ГОМИНОИДА

После, вспоминая про йубейдэ, о котором я слышал от Николая., я понял, что уже слышал про чувашского йубейдэ — на другом краю Самарской области, ровно за год до поездки на Гремячий. Но тогда я, записав по привычке дословно разговор, не придал ему значения.
В 1994 году я был в длинной — дней на двадцать — командировке в Исаклинском районе, ходил о села к селу . Искал я тогда по Исаклинскому району старух-богомолок, а также ворожеек и колдунов. Было это тоже в сентябре — дороги то размокали под дождями, то подмерзали. Однажды я попал в село Убейкино — большое село недалеко от райцентра Исаклы, среди пустынных полей ; когда -то в тех местах тоже были дремучие леса — но их вырубили на много километров под корень, еще век назад.

sershur2

Убейкино — исконное чувашское село ; там даже есть несколько домов, в которых до сих пор «стары люди некряшшоны» — язычники, поклоняющиеся огню и змеям, хоть в паспортах они и носят христианские имена. Обычно я стараюсь чувашские селения обходить стороной, так как работать там — обидно. В чувашских селах острее, чем где-либо можно ощутить близость невероятных древних таинств нашей земли . Так, кажется, легко найти к этим тайнам тропинку, двинуться . уже по ней — и непременно : лбом в стену. Между мной и собеседником в чувашских селах — невидимая непреодолимая стена: незнание языка. Кто хочет расспрашивать Древний и Таинственный Народ Чаваш о его Огненных и Змеиных Тайнах — тот должен говорить с ним на его древнем и таинственном языке.
В Убейкино я пришел в гости к старой богомолке, бабе Марфе. Про нее. кстати, я упоминал в статье «Почему бабушка Марфа не взяла ваучер»
(Нов.Водолей, август 1995 г.). Во время беседы пришел с огорода ее муж, Алексей Ефимович Липатов, ему тогда было 77 лет ; он присел послушать.
Уже полвека Алексей Ефимович, видимо, почти не покидал свою маленькую страну Убейкино и, как многие чувашские старики, плохо говорил по- русски — на языке внешнего чужого мира. Наверно, предки Алексея Ефимовича так же плохо говорили по-татарски, когда на этих землях было Казанское ханство, и по монголо-кипчакски — во времена Золотой Орды.
Но я решил и Алексея Ефимовича втянуть в разговор, и спросил — почему село Убейкино так называется . На русский слух — угрюмое название.
Алексей Ефимович начал с трудом подыскивать слова на языке городских, милиции и прочего начальства — на русском :
— Это стары люди говорили, был какой-то мужик, как раньше его называли — по-русски как -не знаю, вот — медведь. Зверь-медведь ли, человек-медведь ли, я того не знаю, такой мужик-медведь он был.
Что ль его и звали Убейка, Убей был какой-нибудь, он тут первый раньше жил, а наших не было никого . А потом стали наши приезжать, и стали тут жить, все наши чуваши.
Я не понял тогда, почему мужик Убей был в то же время медведь, спросил — есть ли сейчас потомки у основателя села и где стоял его двор — старейший двор в селе. Но Алексей Ефимович про потомство медведомужика Убея и про его жилище ничего не слышал. .
После поездки на Гремячий я уже мог сопоставить : Убейка, Мужик-Медведь из Убейкино — и Йубейдэ, Обезьяна-Медведь около Йубейдэ-тяуле. В честь Йубейдэ назвали не только камень, но и целое село.

ВОЛОСАТАЯ БАБА НА САМАРСКОЙ ЛУКЕ

Если что-то большое, похожее одновременно на человека, на обезьяну, на медведя обитало в заволжских лесах — видели его не только чуваши, а все жители подлесных деревень.
В Евразии граница между степью и лесостепью проходит через Самарскую Луку, а на Самарской Луке — наверно, по жигулевскому пригорью близ села Аскулы . В августе 1995 года я был в Аскулах, и который день уже заходил к местным — с разговорами. В тот день я сидел в гостях в малой комнатке у старообрядческой начетчицы Анны Семеновны Быковой, а тут зашла и соседка ее, и пожилая родственница, и еще какая-то женщина. и староста Анатолий Николаевич .
Разговор ( записанный на кассету), был о нечистой силе — о шишигах, которые обильно водились в окрестных оврагах, потом помянули леших.
Стали припоминать все больше случаев, и одна баба сказала Анатолию Николлаевичу :
— Твоему отцу и то выходили. Около Гасилиной Часовни, на километр-два от нас. в лесу. Он тогда косил у дороги Москва-Самара. Это место и сейчас глухое. Вышла бабища, сисищи у нее висят,, в потолок сама вышиной ( рассказчица указала на потолок избы — метра два ), жирная, лохматая. ..
Это было, как определили, где-то в конце лета, примерно году в 1958-60, в самую жару — на покосах между Гасилиной Часовней, как называют местные жители один из перелесков, и Северным бараком — оврагом, близ которого колхоз отводил покосы личным хозяйствам.
В тех местах начинаются уже довольно густые леса. и уходят до самых Жигулей.
Мужик-косарь, Николай Алексеевич Мухортов, услышал за спиной сопение, оглянулся — а там оно стоит. Он крикнул, махнул на волосатую бабу косой — та хрюкнула, отошла к лесу, встала за кустом. А Николай Алексеевич быстро вернулся в село, бледный, и рассказал, что случилось, На другой день опять на том месте косили, косят до сих пор — ничего подобного не видели. В селе в этом рассказе никто не сомневался, так как Николай Мухортов никогда не врал, а тут и врать не с чего ; и видно было — правда человек испуган. Есть люди, которые постоянно нечисть видят и дрожат, но Николай Мухортов был не из таких.
Знаток аскульской нечисти дед Петр Алексеевич Столяров, когда я ему про эту бабу рассказал, сказал, что надо их отличать от шишиг ;
» бабы волосатые — это живые, а шишиги — надо заговор знать — она выходит, а потом уходит домой». То есть волосатая баба — такая как мы, из нашего пространства, а прочая нечистая сила — нелюдь, выходит только когда ее выпускают — заговором или еще чем, а потом уходит в свои нелюдские миры — » домой».

ЖЕНА-ШУРАЛЕ И ЕЕ ПРАВНУКИ

Больше-Черниговский район Самарской области я видел только из окна автобуса . Это — прихваченный нашей областью край азиатских степей ; там — большие селения, а вокруг — ровные просторы во все стороны. Одним углом этот район примыкает прямо к Казахстану, теперь он — пограничный.
Еще одно свидетельство я недавно обнаружил — оттуда.
» 125. Род потомков Шурале.

sershur3

У одного башкира был серый иноходец. Тот иноходец каждое утро возвращался домой в черном поту. Вечером уходил на пастбище резвый, а возвращался загнанный, исходя черным потом. Что было делать ?
Решил хозяин узнать, что происходит с его конем. Стал за ним следить, и выяснил, что иноходца изводит шурале. Сначала шурале цеплялся за хвост иноходца, гонял его, а затем блаженно пил его пот. и вот однажды хозяин отпустил своего коня пастись, густо смазав ему спину смолой.
Забрался шурале на него и уже не мог сойти. Так и прилип к коню.
Прилипший, он приехал на яйляу (летовку). Хозяин стащил того шурале с коня и стал стегать его кнутом. Стегал до тех пор, пока шурале не принял женский облик. » видно, таков мой удел, — подумал тот человек. И женился на женщине — шурале. От той жены родилось у него пятеро сыновей . они-то и дали начало нашему аулу. Ведь наш аул Киньягул иначе называется еще Бишул — Пять Сыновей. В ауле есть потомки шурале. Сам я тоже принадлежу к тому роду по материнской линии.
А по отцовской — к роду кыпсаков. Нас называют : ен-кыпсак. »
( Башкирское народное творчество. т. 2 . Предания и легенды.
Уфа . 1987. стр. 111 . № 125 записан в 1961 году в деревне Киньягулово Больше-Черниговского района Куйбышевской области Киреем Мэргэном у Х. Шагиахметова. 1903 г. р. )
В мифологии поволжских и уральских тюрков — татар, башкир и др. — шурале — то же самое человекообразное существо, покрытое густой шерстью и живущее в чаще леса. Исследователи феномена » современного реликтового гоминоида » давно уже собирают сведения о шурале .
Предание о смелом башкире, который хитростью поймал шурале-женщину, выпорол ее, а потом женился на ней — очень распостраненный сюжет башкирской мифологии; в старом исследовании по этнографии башкир С.Руденко указано, что в Башкирии есть большой род шайтан-кудей, который ведет свою родословную от пойманной шурале. Вероятно, именно пять сыновей из рода шайтан-кудей переселились когда-то на границу Казахстана, в самарское село Киньягулово.и принесли с собой рассказ о Шурале-жене башкира.
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самарские чуваши равнодушно вспоминают йубейдэ, как покойного соседа, русский с Самарской Луки еще сорок лет назад отгонял волосатую жирную бабу косой обратно в лес, а среди самарских башкир есть, оказывается, прямые потомки шурале.
По всей области у разных народов сохранился в памяти устойчивый образ Мохнатого
Который Выходит из Леса.
По традиции, я должен завершить статью своей версией ; но слишком много и так уже написано о снежном человеке.
Уже после того, как я написал черновик этой статьи, мне попалось очень подробное и добросовестное исследование: Д. Баянов . Леший по прозвищу обезьяна. — издано оно известным Обществом по изуению тайн и загадок Земли в 1991 году. Д.Баянов даже начал свою книгу почти также, как я — эту статью: «У чувашского лешего два главных названия . Одно — арсури, что значит «получеловек», другое — упете, что значит «обезьяна».
Д.Баянов сводит все свои сведения, на 3/4 взятые из этнографических исследований разных народов, к тому, что в наших лесах продолжает укрываться гигантский реликтовый гоминоид, разумная, хотя и дикая . обезьяна : «Под покровом народной фантазии таится великолепная реальность, прямое биологическое открытие которой еще впереди».
Но все равно остается без ответа банальная но самая важная пока тайна Йубейдэ и Волосатой Бабы — куда она прячется — испаряясь, не оставляя никаких следов.
В феноменографии всех стран уже полвека потоком идут сообщения о найденных трупах снежного человека, о пойманных диких человекообразных чудовищах ; но в распоряжении исследователей до сих пор нет ни одной кости, ни клочка шерсти ; фотографии — неясны, следы на снегу — сомнительны.
Между тем .- прятаться в лесах,. по крайней мере в наших самарских, все труднее; на Самарской Луке., например, постоянно ведутся зоологические наблюдения, известно поголовье кабанов, волков и приблизительно даже сусликов; обычное крупное животное вряд ли сможет остаться незамеченным в разбитых на квадраты лесах Жигулевского Заповедника., в лесных хозяйствах национального парка «Самарская Лука».
Йубейдэ является перед людьми во всей красе, рядом, с сопением надвигаясь — и потом бесследно исчезает, будто переходит грань человеческого мира.

chuvash1

Кирилл Серебренитский

Один комментарий »

  • Олег Гуцуляк said:

    == В современном чувашском языке «тяуле», «тюле»  значит «камень». ==

    Если принять во внимание утверждение учених, что чувашский язык является прямым наслідником староболгарського, тогда можно расшифровать род «Дуло» именно как «каменный».

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.