Главная » Конфликты, Политика

Миграционные проблемы Соединенного Королевства

30 июня 2010 Комментариев нет

иммиграция Великобрит
12 мая 2010 года лидер Консервативной партии Великобритании Дэвид Кэмерон занял кресло премьер-министра и сформировал коалиционное правительство по поручению королевы.

дна из старых проблем, которая легла на плечи одного из самых молодых премьеров Соединенного Королевства – иммиграция, на тему которой с 2002 года идут особо ожесточенные споры, и в которых лейбористское правительство терпело одно поражение за другим. Не обходилось без громких заявлений и скандалов: члены правительства публично признавались в том, что их политика в миграционном вопросе ведет страну к коллапсу, а правые эксперты выступали со скандальными комментариями к их заявлениям.

Двенадцатилетнее правление лейбористов было ознаменовано неразберихой в вопросах миграционного контроля и серьезными злоупотреблениями при предоставлении гражданства заинтересованным лицам. За этот период политическое убежище получили лидеры радикальной оппозиции развивающихся стран, международные террористы, главы корпораций с сомнительным или откровенно криминальным капиталом, а получение гражданства превратилось в разветвленную бизнес-сеть по организации продажи паспортов с легким политтехнологическим привкусом.

За 12 лет власти лейбористов сменилось 5 министров внутренних дел, обещавших ужесточить миграционный контроль, почти каждый год принимался новый закон о миграционной политике, сопровождающийся всесторонней критикой его положений за игнорирование реальных проблем, вызванных по существу бесконтрольной миграцией. Ситуация 1997 года к приходу консерваторов в 2010 году только усугубилась.

Новые англичане Тони Блэра

С конца 60-х годов XX века (когда иссяк основной поток иммигрантов из Индии и других колоний) и до 1990-х годов в эпоху «холодной войны» правительство действительно пыталось предоставлять помощь всем нуждающимся и гонимым, как они их понимали. Особый приоритет отдавался странам, где победили коммунисты или другие радикальные силы, и образовывался стабильный небольшой поток эмигрантов, несогласных с таким положением дел. Это делалось в том числе и потому, что в случае краха нового режима, действующие в Лондоне правительства в изгнании рассчитывали вернуться на родину и способствовать продвижению британских национальных интересов. Таким образом, Лондон приютил Польское правительство в изгнании, правительство Халистана в изгнании и правительство т.н. Чеченской Республики Ичкерия, а также симпатизировал активистам борьбы за независимость Тибета, Синьцзяна, Кашмира и позволял организовывать оперативные штаб-квартиры для «бархатных революций».

Однако в самом конце 90-х стали явными очевидные злоупотребления слишком мягкой позицией Великобритании в вопросах миграции. Сложились новые коррупционные схемы получения гражданства. Значительное количество иммигрантов, желающим сменить место жительства по экономическим причинам, стали прибывать в Великобританию, подделывая документы и пытаясь подать заявление на получение политического убежища.

Кабинет министров Тони Блэра в самом начале принял ряд мер по ужесточению контроля за миграцией с целью отсеять самозванцев, однако это не привело к качественному изменению ситуации и лишь сделало процедуру получения гражданства более трудоемкой. Компании, работающие в сфере содействия получения гражданства, из небольших полулегальных групп выросли до крупных консалтинговых агентств.

В частности был сформирован список «безопасных» стран, где не наблюдались преследования по политическим мотивам. Этот список существует до сих пор и ежегодно обновляется согласно исследованиям в области распространения свободы и демократии в мире. Гражданам этих стран скорее было отказано в предоставлении гражданства по политическим мотивам, т.к. политическая обстановка в родной стране считается стабильной. К тому же они не могут подать аппеляцию, если им отказано в предоставлении гражданства до тех пор, пока они не покинут Великобританию.

Другое новшество: правила подачи заявлений на предоставление политического убежища действуют только для тех, кто сразу по прибытии в Великобританию обратился с подобной просьбой к британским властям, а не обратился за предоставлением политического убежища спустя какое-то время. По каждому заявлению о желании получить гражданство должна была проводиться проверка на предмет того, преследуют ли кандидата в новые англичане в его родной стране.

Однако уже в 2000-е годы стало очевидно, что проверка проводилась халатно, а для получения гражданства достаточно две-три заказные статьи в СМИ о политическом преследовании кандидата. Схема такого получения гражданства всплыла в связи с убийством Литвиненко, когда группа «новых англичан» российского происхождения, уехавшая в 90-е из РФ, организовала бизнес по организации лжепреследований в российских СМИ кандидатов на переезд в Лондон.

Правительство Тони Блэра традиционно исходило из идеи экспорта не рабочей силы, а знаний и капиталов, поэтому формальная сторона таких мероприятий была важнее фактической. И уж тем более кабинет не волновали вопросы гомогенности общества, когда доходы от операций, перенесенных на берега «туманного Альбиона» позволяли осуществлять полноценную социальную политику и нести обязательства.

Вместе с тем набирала обороты трудовая миграция: в стране оседали студенты вузов из стран третьего мира (в том числе функционировали ВУЗы, как обычно говорят, по штамповке дипломов) и лица, получавшие гражданства через фиктивный брак. При этом условии функционирования ВУЗов и вступления в брак были достаточно свободными и не находились на острие дискуссии в обществе.

За время правления Блэра были сделаны шаги по ужесточению этих методов получения гражданства: въезд в страну для прохождения обучения только в тех случаях, если они выбрали аккредитованное учебное заведение, требование для жителей стран третьего мира проходить дополнительную регистрацию в специально созданных службах во избежание фиктивных браков, ограничение в доступе к социальной программе жилищного строительства до тех пор, пока иммигрант не получит официального разрешения на пребывание и работу в Великобритании. Однако эти меры были и косметическими, и запоздалыми. Великобританию накрыла волна протестов против мигрантов, а поток иммигрантов возрос с десятков тысяч до сотен тысяч человек в год.

Отсутствие времени Гордона Брауна

До тех пор пока государство справлялось со своими социальными обязательствами и тратило деньги на то, чтобы переварить иммигрантов в англичан, основное население это устраивало. Мигранты концентрировались в городах, где была основная работа, в местах, где традиционно часто можно было видеть представителей других народов. Однако глобальный экономический кризис 2009 года сбил приоритеты: закрытие производства и переезд мигрантов в более консервативную деревню вкупе с сокращением государственных расходов на интеграцию мигрантов и превышением расходов над доходами от этой группы населения обязывали новое правительство Брауна искать новые ходы в миграционной политике.

Гордон Браун не спешил: в наследство от Блэра ему досталось разгребать завалы внешней политики предыдущего кабинета. Имиджевым вопросом для лейбористов была необходимость сохранить лицо после скандалов вокруг войны в Ираке. На расследование были брошены основные силы нового правительства, спасающего, в конечном счете безуспешно, лидерство лейбористов. Другой важной проблемой в сентябре 2007 года стал начавшийся кризис банка Northern Rock. Цена вопроса — 24 миллиарда фунтов стерлингов английских вкладчиков, чье недовольство, в конечном счете, окончательно похоронило кабинет Гордона Брауна. На фоне этих проблем вопрос миграции отступал на второе и третье место, и премьеру объективно не хватило времени на наведение порядка в этой сфере.

Несмотря на это, в 2008 году были проведены две научные конференции по миграции в Великобритании, спонсируемые международными фондами и иммиграционными службами Соединенного королевства. Они показали серьезное расхождение между лейбористской доктриной и злободневной практикой дня, требующей решительных и масштабных мер, пойти на которые действующий кабинет был не готов.
Консерваторы

Позиция консерваторов в вопросе иммиграции базируется на четырех столпах и опубликована на их официальном сайте, т.н. «голубом блоге»:

1) Введение ежегодной квоты на мигрантов из стран, не входящих в ЕС. Квота должна будет изменяться ежегодно с учетом эффекта, который оказывают иммигранты на экономику страны;

2) Борьба с нелегальной иммиграцией и торговлей людьми;

3) Новые правила предоставления студенческой визы, которая в настоящее время является самой большой дырой в пограничном контроле;

4) Форсирование интеграции в британское общество. Ставка на английский языковой тест для любого прибывающего в Великобританию из-за пределов ЕС как мера борьбы с фиктивными браками.

Нехарактерный для консерваторов шаг в сторону от традиционного «особого мнения» Великобритании – стандартизация систем контроля за перемещением граждан стран ЕС и большая согласованность с континентальными европейцами в вопросе борьбы с нелегальной иммиграцией и плавный отход от системы исключительно британских ID-карт Тони Блэра, доказавших свою неэффективность.

Теперь для изменения ситуации появились и возможности и силы, кабинет Кэмерона взялся за больную тему 6 июня 2010 года. Признав миграционную политику самой хаотичной в современной истории, консервативная фракция Парламента обсудила по существу накопившиеся вопросы и определила приоритеты борьбы с нелегальной миграцией как первого шага по нормализации ситуации.

Важнейшими мерами были обозначены сокращение квот для граждан стран-нечленов ЕС до уровня 90-х годов и усиление режима границ и мер по их охране. В настоящее время полноценно оборудованными являются только автомагистраль под Ла-Маншем, паромная переправа Кале-Дувр и часть аэропортов, однако есть претензии к подготовке персонала. Этого недостаточно для борьбы с нелегальной миграцией.

Вопрос избыточности иммигрантов (включая легальных, являющихся гражданами стран ЕС) практически сразу подняли общественные некоммерческие и благотворительные организации, близкие к партии консерваторов. Shelter Cymru в Уэллсе отрапортовала, что треть мигрантов «еле сводит концы с концами»: ночуют у друзей на диванах, полу или даже в автомобилях – то есть являются бездомными. В основном это граждане севера Восточной Европы — Литвы, Латвии, Эстонии и Польши.

В тот же день правительство Соединенного королевства дало понять, что намерено инициировать процесс ограничения въезда на острова граждан стран-нечленов ЕС чтобы расчистить рабочие места для мигрантов из стран ЕС (безработица 30% в группе) и собственных граждан (безработица 8%). Согласно плану, до апреля 2011 года в страну будет допущено не более 24 тысяч человек из-за пределов ЕС, после этой даты вводятся более жесткие ограничения. С соответствующим докладом в понедельник, 28 июня, выступила министр внутренних дел Великобритании Тереза Мэй.

Предложение консерваторов – временная и разовая мера. Она должна показать экономический эффект от ограничения иммиграции. Последующие консультации на постоянной основе должны будут привести к принятию окончательного решения в миграционной политике. Но для этого Кэмерону и его команде надо решить множество принципиальных вопросов. В том числе и о правилах предоставления политического убежища. Вполне возможно, что в среднесрочной перспективе Ахмед Закаев может получить предписание покинуть страну.

Виталий Трофимов-Трофимов
Координатор Движения по защите прав народов

Ист-Вест

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.