Миграционные проблемы Соединенного Королевства
12 мая 2010 года лидер Консервативной партии Великобритании Дэвид Кэмерон занял кресло премьер-министра и сформировал коалиционное правительство по поручению королевы.
дна из старых проблем, которая легла на плечи одного из самых молодых премьеров Соединенного Королевства – иммиграция, на тему которой с 2002 года идут особо ожесточенные споры, и в которых лейбористское правительство терпело одно поражение за другим. Не обходилось без громких заявлений и скандалов: члены правительства публично признавались в том, что их политика в миграционном вопросе ведет страну к коллапсу, а правые эксперты выступали со скандальными комментариями к их заявлениям.
Двенадцатилетнее правление лейбористов было ознаменовано неразберихой в вопросах миграционного контроля и серьезными злоупотреблениями при предоставлении гражданства заинтересованным лицам. За этот период политическое убежище получили лидеры радикальной оппозиции развивающихся стран, международные террористы, главы корпораций с сомнительным или откровенно криминальным капиталом, а получение гражданства превратилось в разветвленную бизнес-сеть по организации продажи паспортов с легким политтехнологическим привкусом.
За 12 лет власти лейбористов сменилось 5 министров внутренних дел, обещавших ужесточить миграционный контроль, почти каждый год принимался новый закон о миграционной политике, сопровождающийся всесторонней критикой его положений за игнорирование реальных проблем, вызванных по существу бесконтрольной миграцией. Ситуация 1997 года к приходу консерваторов в 2010 году только усугубилась.
Новые англичане Тони Блэра
С конца 60-х годов XX века (когда иссяк основной поток иммигрантов из Индии и других колоний) и до 1990-х годов в эпоху «холодной войны» правительство действительно пыталось предоставлять помощь всем нуждающимся и гонимым, как они их понимали. Особый приоритет отдавался странам, где победили коммунисты или другие радикальные силы, и образовывался стабильный небольшой поток эмигрантов, несогласных с таким положением дел. Это делалось в том числе и потому, что в случае краха нового режима, действующие в Лондоне правительства в изгнании рассчитывали вернуться на родину и способствовать продвижению британских национальных интересов. Таким образом, Лондон приютил Польское правительство в изгнании, правительство Халистана в изгнании и правительство т.н. Чеченской Республики Ичкерия, а также симпатизировал активистам борьбы за независимость Тибета, Синьцзяна, Кашмира и позволял организовывать оперативные штаб-квартиры для «бархатных революций».
Однако в самом конце 90-х стали явными очевидные злоупотребления слишком мягкой позицией Великобритании в вопросах миграции. Сложились новые коррупционные схемы получения гражданства. Значительное количество иммигрантов, желающим сменить место жительства по экономическим причинам, стали прибывать в Великобританию, подделывая документы и пытаясь подать заявление на получение политического убежища.
Кабинет министров Тони Блэра в самом начале принял ряд мер по ужесточению контроля за миграцией с целью отсеять самозванцев, однако это не привело к качественному изменению ситуации и лишь сделало процедуру получения гражданства более трудоемкой. Компании, работающие в сфере содействия получения гражданства, из небольших полулегальных групп выросли до крупных консалтинговых агентств.
В частности был сформирован список «безопасных» стран, где не наблюдались преследования по политическим мотивам. Этот список существует до сих пор и ежегодно обновляется согласно исследованиям в области распространения свободы и демократии в мире. Гражданам этих стран скорее было отказано в предоставлении гражданства по политическим мотивам, т.к. политическая обстановка в родной стране считается стабильной. К тому же они не могут подать аппеляцию, если им отказано в предоставлении гражданства до тех пор, пока они не покинут Великобританию.
Другое новшество: правила подачи заявлений на предоставление политического убежища действуют только для тех, кто сразу по прибытии в Великобританию обратился с подобной просьбой к британским властям, а не обратился за предоставлением политического убежища спустя какое-то время. По каждому заявлению о желании получить гражданство должна была проводиться проверка на предмет того, преследуют ли кандидата в новые англичане в его родной стране.
Однако уже в 2000-е годы стало очевидно, что проверка проводилась халатно, а для получения гражданства достаточно две-три заказные статьи в СМИ о политическом преследовании кандидата. Схема такого получения гражданства всплыла в связи с убийством Литвиненко, когда группа «новых англичан» российского происхождения, уехавшая в 90-е из РФ, организовала бизнес по организации лжепреследований в российских СМИ кандидатов на переезд в Лондон.
Правительство Тони Блэра традиционно исходило из идеи экспорта не рабочей силы, а знаний и капиталов, поэтому формальная сторона таких мероприятий была важнее фактической. И уж тем более кабинет не волновали вопросы гомогенности общества, когда доходы от операций, перенесенных на берега «туманного Альбиона» позволяли осуществлять полноценную социальную политику и нести обязательства.
Вместе с тем набирала обороты трудовая миграция: в стране оседали студенты вузов из стран третьего мира (в том числе функционировали ВУЗы, как обычно говорят, по штамповке дипломов) и лица, получавшие гражданства через фиктивный брак. При этом условии функционирования ВУЗов и вступления в брак были достаточно свободными и не находились на острие дискуссии в обществе.
За время правления Блэра были сделаны шаги по ужесточению этих методов получения гражданства: въезд в страну для прохождения обучения только в тех случаях, если они выбрали аккредитованное учебное заведение, требование для жителей стран третьего мира проходить дополнительную регистрацию в специально созданных службах во избежание фиктивных браков, ограничение в доступе к социальной программе жилищного строительства до тех пор, пока иммигрант не получит официального разрешения на пребывание и работу в Великобритании. Однако эти меры были и косметическими, и запоздалыми. Великобританию накрыла волна протестов против мигрантов, а поток иммигрантов возрос с десятков тысяч до сотен тысяч человек в год.
Отсутствие времени Гордона Брауна
До тех пор пока государство справлялось со своими социальными обязательствами и тратило деньги на то, чтобы переварить иммигрантов в англичан, основное население это устраивало. Мигранты концентрировались в городах, где была основная работа, в местах, где традиционно часто можно было видеть представителей других народов. Однако глобальный экономический кризис 2009 года сбил приоритеты: закрытие производства и переезд мигрантов в более консервативную деревню вкупе с сокращением государственных расходов на интеграцию мигрантов и превышением расходов над доходами от этой группы населения обязывали новое правительство Брауна искать новые ходы в миграционной политике.
Гордон Браун не спешил: в наследство от Блэра ему досталось разгребать завалы внешней политики предыдущего кабинета. Имиджевым вопросом для лейбористов была необходимость сохранить лицо после скандалов вокруг войны в Ираке. На расследование были брошены основные силы нового правительства, спасающего, в конечном счете безуспешно, лидерство лейбористов. Другой важной проблемой в сентябре 2007 года стал начавшийся кризис банка Northern Rock. Цена вопроса — 24 миллиарда фунтов стерлингов английских вкладчиков, чье недовольство, в конечном счете, окончательно похоронило кабинет Гордона Брауна. На фоне этих проблем вопрос миграции отступал на второе и третье место, и премьеру объективно не хватило времени на наведение порядка в этой сфере.
Несмотря на это, в 2008 году были проведены две научные конференции по миграции в Великобритании, спонсируемые международными фондами и иммиграционными службами Соединенного королевства. Они показали серьезное расхождение между лейбористской доктриной и злободневной практикой дня, требующей решительных и масштабных мер, пойти на которые действующий кабинет был не готов.
Консерваторы
Позиция консерваторов в вопросе иммиграции базируется на четырех столпах и опубликована на их официальном сайте, т.н. «голубом блоге»:
1) Введение ежегодной квоты на мигрантов из стран, не входящих в ЕС. Квота должна будет изменяться ежегодно с учетом эффекта, который оказывают иммигранты на экономику страны;
2) Борьба с нелегальной иммиграцией и торговлей людьми;
3) Новые правила предоставления студенческой визы, которая в настоящее время является самой большой дырой в пограничном контроле;
4) Форсирование интеграции в британское общество. Ставка на английский языковой тест для любого прибывающего в Великобританию из-за пределов ЕС как мера борьбы с фиктивными браками.
Нехарактерный для консерваторов шаг в сторону от традиционного «особого мнения» Великобритании – стандартизация систем контроля за перемещением граждан стран ЕС и большая согласованность с континентальными европейцами в вопросе борьбы с нелегальной иммиграцией и плавный отход от системы исключительно британских ID-карт Тони Блэра, доказавших свою неэффективность.
Теперь для изменения ситуации появились и возможности и силы, кабинет Кэмерона взялся за больную тему 6 июня 2010 года. Признав миграционную политику самой хаотичной в современной истории, консервативная фракция Парламента обсудила по существу накопившиеся вопросы и определила приоритеты борьбы с нелегальной миграцией как первого шага по нормализации ситуации.
Важнейшими мерами были обозначены сокращение квот для граждан стран-нечленов ЕС до уровня 90-х годов и усиление режима границ и мер по их охране. В настоящее время полноценно оборудованными являются только автомагистраль под Ла-Маншем, паромная переправа Кале-Дувр и часть аэропортов, однако есть претензии к подготовке персонала. Этого недостаточно для борьбы с нелегальной миграцией.
Вопрос избыточности иммигрантов (включая легальных, являющихся гражданами стран ЕС) практически сразу подняли общественные некоммерческие и благотворительные организации, близкие к партии консерваторов. Shelter Cymru в Уэллсе отрапортовала, что треть мигрантов «еле сводит концы с концами»: ночуют у друзей на диванах, полу или даже в автомобилях – то есть являются бездомными. В основном это граждане севера Восточной Европы — Литвы, Латвии, Эстонии и Польши.
В тот же день правительство Соединенного королевства дало понять, что намерено инициировать процесс ограничения въезда на острова граждан стран-нечленов ЕС чтобы расчистить рабочие места для мигрантов из стран ЕС (безработица 30% в группе) и собственных граждан (безработица 8%). Согласно плану, до апреля 2011 года в страну будет допущено не более 24 тысяч человек из-за пределов ЕС, после этой даты вводятся более жесткие ограничения. С соответствующим докладом в понедельник, 28 июня, выступила министр внутренних дел Великобритании Тереза Мэй.
Предложение консерваторов – временная и разовая мера. Она должна показать экономический эффект от ограничения иммиграции. Последующие консультации на постоянной основе должны будут привести к принятию окончательного решения в миграционной политике. Но для этого Кэмерону и его команде надо решить множество принципиальных вопросов. В том числе и о правилах предоставления политического убежища. Вполне возможно, что в среднесрочной перспективе Ахмед Закаев может получить предписание покинуть страну.
Виталий Трофимов-Трофимов
Координатор Движения по защите прав народов
Leave your response!