Главная » Главное, Политика

Мысли вслух (о судьбе гагаузского народа)

23 сентября 2013 Комментариев нет

1315588998_kadinja        Прошедшие 18 лет пребывания Гагаузии в составе Республики Молдова, нынешние объективные условия существования народа Гагаузии под властью официального Кишинёва убедительно доказывают вполне назревшую необходимость возобновления в полном объёме процесса реализации права нашего народа на своё самоопределение, в  соответствии с нормами международного права, закреплённых соответствующими решениями Организации Объединённых Наций.

Эта необходимость обусловлена тем, что после устранения с политической  арены Гагаузской Республики, стало очевидным фактом, что  противостоять дискриминации нашего народа становится все труднее и труднее.

Устранение Гагаузской Республики с политической арены  явилось следствием политического соглашения между официальным Кишинёвом и Комратом.

Результатом данного соглашения стало согласие гагаузской стороны на отказ от продолжения дальнейшего строительства своего независимого государства и вхождение в состав Молдовы в качестве автономии. Указанное соглашение было законодательно оформлено путем принятия Парламентом Республики Молдова закона «Об особом правовом статусе Гагаузии  (Гагауз Ери)» в декабре 1994 года. В результате чего в июле 1995 года Гагаузская Республика де-факто прекратила своё существование. Каких-либо  законодательных актов о ликвидации де-юре Гагаузской Республики, предписанными её Конституцией и законами, органами власти и управления Гагаузской Республики принято не было.

Компромиссное решение, которое подразумевало  предоставление для Гагаузии в составе Молдовы статуса Автономии с широкими полномочиями, на деле оказалось фарсом, так как Республика Молдова изначально не была готова и, как оказалось, не собиралась выполнять взятые на себя обязательства.  Как показало время, Республика Молдова, с момента своего основания на постмолдавском пространстве в качестве государственно-правового образования, оказалась заражена вирусом недоговороспособности и агрессивности. Поэтому она с легкостью декларирует, что берет на себя определенные обязательства, подписать любые документы, а затем, с такой же легкостью  может пренебречь их неукоснительным исполнением.

Это привело к тому, что дискриминация гагаузов, малого народа, нигде в мире не имеющего своей государственности, сегодня осуществляется во всех сферах функционирования государственного образования, называемого на данном историческом этапе — Республика Молдова.

После принятия и вступления в силу нового выборного законодательства, определяющего порядок формирования Парламента Республики Молдова,  гагаузская автономия фактически была лишена права представительства в этом высшем законодательном органе страны. Более того, само понятие государственности в определении автономии было исключено из обихода.

Этот псевдодемократический фарс прикрывался тем, что созданные в Республике Молдова политические партии и движения включали в свои предвыборные списки отдельных персон гагаузской национальности или выходцев из Гагаузии. Но, ни народ Гагаузии, ни её высший законодательный орган — Народное Собрание, не уполномачивали этих людей представлять интересы автономии в Парламенте Республики Молдова, потому что они там защищали и  защищают, в первую очередь,  свои узкопартийные и личные интересы.

Лжепредставительство партийных группировок, которые даже не зарегистрированы на территории Гагаузии, не имеет ничего общего с демократией, правами и потребностями Автономии, а, наоборот, ущемляет их.

Теперь уже всем нам ясно, что руководство Гагаузской Республики совершило тогда, в 1994 году, роковую ошибку, не предусмотрев твердых и реальных гарантий для народа Гагаузии, что принятый Парламентом Молдовы закон об особом правовом статусе Гагаузии будет неукоснительно исполняться и в него, без согласия Гагаузии не будут вноситься какие-либо изменения, ущемляющие права и полномочия Гагаузии, тем самым позволив Молдове  обвести себя вокруг пальца.

Затем мы совершили ошибку, не заявив официально о нашем отказе от участия в выборах в Парламент Молдовы по партийным спискам, без предоставления Гагаузии соответствующей квоты в Парламенте, согласно положениям Лундских  Рекомендаций, ратифицированным Республикой Молдова, но не реализуемым ею на территории Молдовы.

Считаю, что больше это не должно повториться. Пора исправлять допущенные ошибки и притом кардинально, не откладывая это в долгий ящик.

У народа Гагаузии нет и не может быть доверия Парламенту Республики Молдова, где нет представительства Гагаузии, определяемого соответствующей квотой для неё, закреплённой в Конституции страны. Причём эта квота должна составлять не менее 5-ти депутатов, избираемых по одномандатным округам на основе законодательства, принятого на территории Гагаузии.   Действия  представителей высших органов власти и управления  Республики Молдова, начиная с Президента, Председателей Парламента и Правительства  Молдовы, наплевательски относящихся к правам и полномочиям  автономии, дают нам повод отказать им в доверии.

В декабре 1994 года, руководство и депутаты Парламента Гагаузской Республики, выражая добрую волю и готовность найти компромиссное решение вопроса выхода из кризисного положения, желая добиться мира и согласия на своей многострадальной земле, заключили с официальным Кишинёвом компромиссное политическое соглашение, чем дали согласие на предложенный Кишинёвом вариант создания государственно-правового, автономно-территориального образования Гагаузия в составе Молдовы.

К сожалению, как я  уже ранее отмечал, это явилось, мягко говоря, нашей роковой исторической ошибкой,  поскольку допустили, чтобы  парламент Республики Молдова принял закон  «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)», ничем реально не подкрепив его безусловное исполнение в полном объёме. Мало того, согласились на начало реализации норм  данного закона на территории Гагаузской Республики,  которая в то время не контролировалась органами власти и управления Республики Молдова, поскольку не находилась под её юрисдикцией, а была полноценным независимым государственно-правовым образованием. По непонятным причинам, руководство Гагаузской Республики, нарушая собственную Конституцию и законодательство своей страны, начало реализацию данного закона.

В принятом Парламентом Республики Молдова постановлении о введении в действие закона  «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)», сам Парламент Молдовы обязался в течение месяца привести своё, уже изданное законодательство, в соответствие с  указанным законом, а также обязал Правительство Республики Молдова в этот же срок привести свои нормативные акты в соответствие с вышеуказанным законом. Но всё это оказалось одним большим обманом и фарсом, ибо фактически с тех пор Закон «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» так и не вступил  в действие в полном объёме.

Торпедировали и продолжают торпедировать исполнение и введение  данного закона в действие в полном объёме все ветви власти Республики Молдова, начиная с Президента, Парламента и Правительства РМ, которые не только не выполнили свои обязательства, но продолжают до сих пор принимать законы и нормативные акты, прямо противоречащие вышеуказанному закону. А гарант Конституции — Президент Республики Молдова, продолжает узаконивать эти, по сути, разбойные действия по отношению к Гагаузии, путём промульгации принимаемых антиконституционных законодательных актов.

Если бы высшее руководство Республики Молдова желало на практике претворять в жизнь компромиссное политическое решение, принятое в 1994 году, когда независимая и суверенная Гагаузская Республика, показывая добрую волю и желание обеспечить мир и стабильность в регионе, согласилась стать автономией в составе Республики Молдова, то оно бы, в соответствии с принципами, изложенными в Законе «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)», за это время изменило  бы и свою Конституцию, внеся в неё соответствующие изменения и дополнения, и своё законодательство, приведя  его в соответствие с указанным законом,  и прекратило бы в дальнейшем принимать законодательные и нормативные акты, противоречащие указанному закону.

В действительности — все обстоит наоборот.   В Конституции Республики Молдова определено, что единственным органом, принимающим законы  является парламент страны. В ней ничего не сказано о том, что в рамках своей компетенции Народное Собрание Гагаузии также обладает правом принятия законодательных актов, обязательных для исполнения на территории Гагаузии. В Конституции Республики Молдова не отражены типы специальных органических законов, как закон «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)», которые в иерархии законов идут сразу за конституционными законами и имеют приоритет над остальными органическими законами. Это дало возможность в действующем законодательстве страны не только не отразить законоположения части (7) статьи 111 Конституции Республики Молдова относительно «специальных» органических законов страны, которые имеют свою самостоятельную форму принятия и изменения ( таких как закон «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» и других специальных законов Республики Молдова), но и принимать законы, прямо противоречащие этим положениям.

Принятый вопреки  требованиям норм закона об особом правовом статусе Гагаузии,  закон Республики Молдова «О законодательных актах» N780-XV от 27.12.2001года, практически превращает  права и полномочия Гагаузии в миф, в корне аннулируя их.

На сегодня в соответствии с  нормами вышеуказанного Закона Республики Молдова                   «О законодательных актах» – практически все или  же большинство  норм  закона Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» уже  фактически в действующем законодательстве Молдовы утратили свою юридическую силу, хотя формально указанный специальный органический Закон РМ  от 1994 года – остался практически нетронутым

Эти положения законодательства Республики Молдова противоречат духу и принципам самой Конституции, которая, к сожалению, чётко не обозначила иерархию законов в момент её принятия.

Ни для кого не является секретом тот факт, что на момент принятия ныне действующей Конституции Республики Молдова, она не соответствовала сложившимся  тогда реалиям, и ни эксперты, ни учёные, ни депутаты в момент обсуждения и принятия данного Основного Закона не учитывали возможные негативные последствия её принятия.

Ведь на тот момент, на территории постмолдавского пространства, образовавшегося на территории бывшей Молдавской ССР, в полном соответствии с нормами международного права сформировались и существовали три независимых суверенных государства:

Гагаузская Республика, Приднестровская Молдавская Республика  и собственно Республика Молдова. Другой разговор, что мировое сообщество, как всегда, действуя избирательно, признало только Республику Молдова, а два других государства не признало, хотя суверенитет Республики Молдова не распространялся на территории Гагаузской и Приднестровской Республик, и она не контролировала их территории. Между  тем,  в официальных документах ООН зафиксированы понятия  о том, что есть признанные государства, не контролирующие свою территорию, и есть не признанные государства, контролирующие свою территорию. На момент принятия ныне действующей Конституции Республики Молдова оба государственно-правовых образования,- Гагаузская и Молдавские Республики, как раз находились в рамках такого  правового поля.

Я глубоко убежден, что без справедливого решения этих вопросов нормальные взаимоотношения  между Республикой Молдова  и Гагаузией не возможны.

На мой взгляд,   чиновники органов власти и управления Республики Молдова не могут до сих пор осознать и понять тот факт, что статус такой территориальной автономии, как Гагаузия, носит не административный характер, а политический.

Они не могут преодолеть у себя психологический  барьер, чтобы  рассматривать гагаузскую автономию как государственно-правовое  образование, имеющее, при определённых обстоятельствах, международно-признанное право на внешнее самоопределение — т.е. на провозглашение своей государственной независимости и суверенитета, что более не присуще ни одному из субъектов административного деления Республики Молдова.

Считаю, что государство, действующее путём шантажа и обмана по отношению к своим гражданам, а граждане Гагаузии на сегодняшний день являются и гражданами РМ, не может считаться ни демократическим, ни правовым.

Да, мы в 1994 году заключили с Республикой Молдова своеобразное соглашение или договор, в результате которого согласились стать Автономией в составе Республики Молдова, но и Республика Молдова, в свою очередь, взяла на себя обязательство не ущемлять наши права и быть гарантом полной и безусловной реализации полномочий Гагаузии, определённых принятым соглашением. Но когда принятое соглашение грубо нарушается Республикой Молдова, то народ Гагаузии как единственный источник власти на её территории, вправе отказать такому государству в доверии и потребовать «развода” с ней со всеми вытекающими отсюда последствиями.

При полном отлучении Гагаузии от участия в высших органах представительной и исполнительной власти совершенным фарсом выглядит введение некоторых должностных лиц автономии и в структуры исполнительной власти. Их основная функция во всех этих структурах, начиная с правительства, на мой взгляд, — исполнять чуждые нам — Гагаузии, законы.

Результатом подобной исполнительности уже стал факт повсеместной дискриминации народа Гагаузии, по сути граничащий с откровенным геноцидом.

Лишив Гагаузию, вопреки заключённому соглашению, экономической самостоятельности, узурпировав право распоряжаться общенародной собственностью, расположенной на территории Гагаузии, торпедируя исполнение Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)», официальный Кишинёв тем самым лишил  Гагаузию экономической базы для существования. Чего стоит только распродажа за бесценок, без  ведома и согласия Народного Собрания Гагаузии, южных электросетей и других объектов, расположенных на территории Гагаузии и являющихся, в соответствии с законом, её собственностью.

Да, мы находимся в единой энергосистеме с Республикой Молдова, но это не значит, что нашей собственностью могут распоряжаться все, кому заблагорассудится, не спрашивая нашего мнения и согласия. Пожалуйста, «транспортируйте электроэнергию, мы не против, но это  должно относиться к партнерским экономическим взаимоотношениям органов власти Автономии и Центра. По этому поводу есть соответствующие постановления высшего законодательного органа автономии — Народного Собрания Гагаузии, и, я думаю, что все те, кто покусается на собственность автономии, вопреки тем принципам, что изложены в данных постановлениях Народного Собрания Гагаузии, в конце концов, могут остаться и без собственности и без денег.

Бесконечно выпрашиваемые и зачастую разворовываемые внешние кредиты ввергли Республику Молдова в безысходную долговую яму. И там, на самом дне, находится и бесправный народ Гагаузии, который не имеет ни малейшего представления о том, кто и за что навесил на него и его потомков эти многомиллиардные долги. На неоднократные требования гагаузской стороны показать, сколько же денег от полученных кредитов пошло на Гагаузию и конкретно куда, руководство Республики  Молдова так до сих пор ничего и не ответило.

Пункт «б» ч. 3 ст.12 и п. «б» ст.17 закона «Об особом правовом статусе Гагаузии                   (Гагауз Ери) предусматривает участие Народного Собрания Гагаузии в осуществлении внутренней и внешней политики Республики Молдова, а Исполкома    Гагаузии — участие в деятельности органов центрального отраслевого публичного управления Республики Молдова по вопросам, касающимся интересов Гагаузии. К сожалению, за прошедшие восемнадцать лет Республика Молдова так и не удосужилась что-либо сделать, чтобы данные нормы вышеуказанного закона действовали, несмотря на неоднократные обращения высших органов власти и управления Гагаузии.

Мало того, Республика Молдова ведёт свою внутреннюю и внешнюю политику без учета мнения и участия представителей Гагаузии так, что напрямую ущемляет интересы Гагаузии. Так, как я уже ранее говорил, заключаются договора и распродаётся собственность Гагаузии. Молдова ведёт переговоры по урегулированию так называемой Приднестровской проблемы без участия Гагаузии, хотя этот вопрос напрямую затрагивает интересы Гагаузии. Должен отметить, что без участия Гагаузии при решении этого вопроса в дальнейшем мир, стабильность, порядок и благополучие на территории бывшей Молдавской ССР не возможен. А для этого, на мой взгляд, необходимо изменить формат ведущихся переговоров и включить в этот процесс и Гагаузию как равноправную и заинтересованную сторону. Об этом должны помнить и знать как государства-гаранты  и ОБСЕ, под эгидой которых ведутся переговоры, так и все другие участники и соучастники данного процесса.

Гагаузии необходимо образовать соответствующую комиссию, уведомив об этом все заинтересованные стороны, чтобы наши представители участвовали, как равноправная сторона, начиная с рабочих и экспертных групп и кончая встречами на высшем уровне в ведущихся переговорах.

В сложившейся ситуации перед Гагаузией стоит дилемма: оставаться ли ей, подданной государства, где царят бесправие, административный произвол, воровство и коррупция или же самой попытаться выйти из этой ситуации и тем самым спасти народ Гагаузии от нищеты и вымирания. Бездарные, нечистые на руки политики и правители загнали Республику Молдову в исторический тупик то и дело стараясь указать ей единственный выход — присоединение к Румынии. Конечно, это дело молдавского народа, какое решение она примет. Гагаузия ни в коем случае  не может и не должна помешать братскому молдавскому народу, сделать свой осознанный выбор. Пожалуйста, в добрый путь  и счастливой дороги, если они решили объединиться с Румынией! Но только  без Гагаузии.

Повсеместное нарушение кишинёвскими властями Всеобщей Декларации Прав Человека и Европейской конвенции по Правам Человека, особенно в части защиты прав национальных меньшинств, вынуждает народ Гагаузии искать пути и средства для самозащиты. Наиболее реальным и приемлемым выходом из исторического тупика               для нас является путь, обозначенный в Московском Меморандуме от 8 мая 1997 года, в котором закреплены принципы построения общего государства на основах договорённостей, достигнутых Молдовой и Приднестровьем при посредничестве стран-гарантов — России и Украины и при участии ОБСЕ, в качестве стороны и третьего субъекта данного переговорного процесса, озвученную известным постановлением Народного Собрания Гагаузии.

Официальным Кишиневом идёт полное умалчивание этой проблемы и факта, в надежде на то, что Гагаузия, в конце концов, смириться с уготованной ей ролью подневольной, закабаленной территории, где безраздельно и безнаказанно  Молдова будет глумиться над нею.

Вот цена компромисса образца 1994 года, в результате которого Гагаузия фактически не получила ничего, а потеряла независимость и свою свободу.

Учитывая это, Гагаузия должна и будет выступать равноправной стороной и третьим субъектом в будущем общем государстве, которое возможно будет построено в границах территории бывшей МССР. Без Гагаузии такому возможному государственному образованию не быть или же, если оно состоится без участия Гагаузии, то Гагаузия воспользуется своим правом на внешнее самоопределение.

Народное Собрание Гагаузии уже не раз выражало свою озабоченность тем, что                  «на протяжении всего периода, прошедшего с момента принятия закона РМ «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз-Ери)», Молдова так и не стала гарантом полной и безусловной реализации этого закона. Более того, Парламент и Правительство РМ продолжают по сей день принимать законы и нормативные акты, противоречащие собственному конституционному закону». Грубо нарушая законные права народа Гагаузии, власти РМ постоянно подвергают ревизии правовое положение автономии.

Полностью ущемляются права Гагаузии в вопросах формирования собственного, самостоятельного бюджета. Хотя статья 18 вышеуказанного закона и предусматривает, что бюджет Гагаузии формируется из всех видов платежей в виде фиксированных отчислений. Подчёркиваю, из всех видов, а не только из тех,  которых хозяйка, которой мнит себя Молдова, соизволит разрешить формировать бюджет и тогда, когда это  ей заблагорассудится. Народ Гагаузии не является коллективным рабом, или слугой официального Кишинёва, или чиновников разных мастей, чтобы его грабили и унижали, принуждали  и насиловали.

На мой взгляд, Республика Молдова до сих пор полностью не осознала, что в её составе существует автономия со своей Конституцией, своим Парламентом, Правительством, Президентом и другими атрибутами государственного образования. И чем скорее официальный Кишинёв это поймёт, тем быстрее можно будет снять некоторые острые проблемы во взаимоотношениях официального Комрата и Кишинёва, ибо непонимание официальным Кишинёвом этой простой истины вынудит Комрат действовать по своему усмотрению, руководствуясь принятыми принципами и нормами международного права.

Ведь когда одна из договаривающихся сторон нарушает заключённое соглашение, то вторая сторона имеет полное право действовать по своему усмотрению, соблюдая свои интересы.

На мой взгляд, в связи с нарушениями Республикой Молдова основных положений и принципов заключённого соглашения между Комратом и Кишинёвом в 1994 году, закреплённых в законе «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)», сейчас остро назрела необходимость:

а) в образовании со стороны Гагаузии экспертной группы по выработке основных принципов о возможности дальнейшего политического сосуществования Гагаузии и Республики Молдова, а также рабочей группы по спектру социально-экономических проблем, возникших между Гагаузией и Молдовой;

б) в проведении разграничения и делегирования соответствующих полномочий между Республикой Молдова и Гагаузией, определив, какие вопросы ведения относятся к центральным органам власти, какие вопросы относятся к общей компетенции Гагаузии и Республики Молдова и какие вопросы относятся к исключительной компетенции только органов власти и управления Гагаузии.

Одновременно потребовать от соответствующих структур законодательной и исполнительной  ветвей власти Республики Молдова предоставить руководству Гагаузии всю информацию о получении и использовании внешних кредитов, займов и траншей, являющихся государственным долгом Республики Молдова, и какая конкретно доля этих средств была направлена в Гагаузию.

Предупредив официальный Кишинев, что без обеспечения транспарентности  расходования полученных внешних кредитов Гагаузия оставляет за собой право отказаться от участия в их возврате и обслуживании.

Следует отметить, что политическая и социально-экономические проблемы между Гагаузией и Республикой Молдова всегда существовали и притом, по вине официального Кишинёва. Другой разговор, что они до сих пор были немного приглушены бездействием, в первую очередь, официального Комрата. Но  сейчас остро встал вопрос реального выполнения обеими сторонами, а не только Комратом, взятых на себя обязательств в 1994 году, при принятии и в связи с принятием закона РМ «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)».

Высшее руководство Республики Молдова, начиная с 2001 года, заявляет, что народ Республики Молдова определился и желает, чтобы вектор развития Республики Молдова был однозначно направлен на вступление Молдовы  в Евросоюз (ЕС).

Мнением народа Гагаузии, как и его руководства, по  данному вопросу до сих пор  официальный Кишинёв не интересовался, игнорируя его мнение, поскольку руководство Гагаузии молча и безропотно, шло в фарватере официального Кишинева. Между тем, такая политика является  пагубной для Гагаузии и неприемлемой для неё.

Твердо отстаивая перед официальным Кишиневом наши права и полномочия, мы должны четко знать:

то ли народ Гагаузии, желает, чтобы Молдова в своей внешней политике двигалась по пути вступления в Европейский Союз (ЕС), — определенному еще в 2001 году  партией коммунистов Республики Молдова, возглавляемой г-ном В.Ворониным;

то ли народ Гагаузии желает, чтобы Республика Молдова в своей внешней политике ориентировалась на вступление в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана и Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС);

то ли народ Гагаузии желает, чтобы Республика Молдова в своей внешней политике ориентировалась одновременно и в Евросоюз (ЕС), и в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана и Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

Для того чтобы выявить волеизъявление граждан Республики Молдова, проживающих на территории Гагаузии, по данному вопросу необходимо провести консультативный референдум по определению вектора развития Республики Молдова во внешней политике.

Кроме того, следует отметить тот факт, что в последнее время ряд политических партий и движений Республики Молдова в своих программных документах, зарегистрированных в министерстве юстиции Республики Молдова, зафиксировали своими основными целями и задачами ликвидацию независимого молдавского государства и включение её в состав государства Румыния.

В свою очередь, судебные инстанции Республики Молдова, показывая образец «демократичности» молдавской Фемиды, своими антиконституционными решениями, обязывают органы государственного управления Республики Молдова регистрировать подобные программные документы.

Помимо того, Посол Румынии в Молдове г-н Мариус Лазуркэ активно агитирует граждан Молдовы, учувствовать в выборах румынских органов власти. Мало того, избирательные участки в Молдове открываются не только в учреждениях Румынского посольства, но и в общеобразовательных школах,  в других общественных учреждениях.

Кандидаты в румынский парламент в агитационных выступлениях  перед гражданами, на территории Республики Молдова, в своих агитационных плакатах и баннерах, вывешенных на улицах Кишинева, обещают некие  «особые права для Бессарабии», фактически игнорируя само существование независимого молдавского государства. Их не смущает тот факт, что «Бессарабия» была в те времена, когда Молдова входила в состав Российской империи,  а потом, с 1918 по 1940 г.г. —   в состав Румынии.

Сейчас такого территориального образования нет, но румынским кандидатам нет дела до этого.

Все представители власти Молдовы – парламент, правительство, президентура, СИБ, МВД, прокуратура, не реагируют на подобные антиконституционные призывы и деяния, ведущие к ликвидации независимого молдавского государства.

Все это может привести к тому, что в одно прекрасное утро мы можем проснуться и неожиданно для себя обнаружить, что Гагаузия, вместе со всей Молдовой находится в составе «великой»  Румынии.

В целях недопущения подобного развития сценария событий для гагаузского народа и всей Гагаузии в целом, на мой взгляд, Гагаузии необходимо воспользоваться своими полномочиями и правами,  предусматривающими, что « в случае изменения статуса Республики Молдова как независимого государства народ Гагаузии имеет право на внешнее самоопределение».

В сложившейся ситуации  необходимо провести на территории Гагаузии законодательный (конституционный) референдум с отложенным статусом о не вхождении АТО Гагаузия (Гагауз Ери) в состав Румынии. Одновременно определив, что в случае объединения Республики Молдова с Румынией или изменения статуса Республики Молдова, как независимого государства, по другим основаниям, АТО Гагаузия (Гагауз Ери) автоматически становится независимым государством, со всеми вытекающими от этого последствиями, а высшие органы власти  и управления автономии, автоматически становятся высшими органами власти и управления независимого гагаузского государства.

Иван Бургуджи,

Председатель постоянной комиссии Народного Собрания Гагаузии

по юридическим вопросам, правам человека, законности, правопорядку, информационной политике и СМИ,

Глава Официального Представительства Гагаузии в Приднестровье.

01 марта 2013 года.

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.