Главная » Политика

Наследие сицкарей

9 апреля 2011 Один комментарий

sizkariЖители сёл и деревень вдоль реки Сити гордо величают себя сицкарями, выделяя, тем самым, себя из общей массы жителей Брейтовского района и райцентра Брейтово, которые совокупно именуются брейтовцами (иногда их называют брейтовчанами). А ещё в начале прошлого века сицкари вовсе дистанцировались от прочего населения, всех прочих они называли хомунами. Почему так? Сейчас даже ветхие старушки не объяснят смысла этого слова.
Даже диалект у сицкарей был особенный. Вроде и по-русски они говорили, а не совсем понятно для других. «Насы сыцкари зивут на сторонке» – так говорят сицкари в романе писателя Василия Яна «Батый». В 1930 году Василий Григорьевич Янчевецкий (это настоящая фамилия писателя, который прославился своими историческими романами) провёл на Сити три месяца. Он записал специфический местный диалект, для которого, наряду с оканьем, характерны цоканье и дзеньканье. Эту языковую особенность – замену Д на ДЗ (дзеревня), замену Т на Ц (Сцепан), неразличение Ц и Ч – отметил в «Очерках Мологского уезда», опубликованных в 1902 году, исследователь старины Семён Александрович Мусин-Пушкин.
Сицкой диалект возник, вероятно, в результате слияния в Х – XII веках проживавших там финно-угров, а жили там представители племени весь, что отразилось в названии города Весьегонск Тверской области, с переселенцами- славянами. Местный краевед Андрей Касаткин в конце 90-х годов, имея открытый лист на проведение археологических раскопок, вместе с юными туристами – краеведами из Брейтова вскрыл длинный курган на реке Ламь на границе Ярославской и Тверской областей. Под курганом оказалось женское захоронение. Судя по бронзовым височным кольцам, погребённая женщина относилась к кривичам – восточнославянскому племени, обитавшему на территории современных Белоруссии, Латвии, а также Смоленской и Брянской областей России. Есть мнение, что сицкари – потомки древних финнов и славян с белорусско-прибалтийской примесью в крови.
В июле 2008 года на Сити работала комплексная экспедиция с участием специалистов Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, преподавателей и студентов Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова и Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Активную поддержку экспедиции оказала администрация Брейтовского муниципального района.
В течение недели были проведены археологические и этнографические исследования, изучались особенности быта и фольклор местных жителей.
Старший преподаватель кафедры русской литературы Ярославского педуниверситета им. К.Д. Ушинского Елена Астахова занималась как раз сбором фольклорного материала:
«Я поняла, что это песенный край. Люди в деревнях быстро и легко собираются в хор, и голоса у них замечательные. Песенные традиции там достаточно хорошо проявляются. В основном репертуар конца XIX — начала XX века: романсы, баллады, много частушек. Но мне хотелось найти то, что имеет отношение к исторической стороне дела. Предания, связанные с историей края, с его мифологией – всё это в народной памяти сейчас уже отсутствует».
Елена Астахова считает, что для лингвистов ещё есть интерес на сицкой сторонке, пока живы старики – носители диалекта. У бабушек на сицкой стороне в разговоре пролетают ещё словечки «цугун» (чугун) и «пец» (печь). Сицкари среднего поколения, а тем более молодёжь, сицкого диалекта не знают.
Сегодня о культуре сицкарей можно судить по сохранившимся предметам быта и старым постройкам. Сицкари славились как умелые плотники, что до сих пор видно в деревянном декоре сицких изб и хозяйственных построек.
Семён Мусин – Пушкин уже в начале ХХ века выражал сожаление о том, что уникальный говор и быт сицкарей начинают исчезать. Сегодня приходится констатировать, что сицкой диалект уже исчез. На протяжении 90-х годов ХХ века и в первом десятилетии XXI века произошло стремительное запустение на сицкой сторонке, а это территория нынешнего Покровского сельского поселения с центром в селе Сить-Покровское. Сегодня пустуют не только дома, но и целые деревни сицкарей. Уже несколько лет вообще нет жителей в некогда многолюдной деревне Городища.
За сохранение уникального сицкого быта ратует рыбинский краевед Евгений Балагуров, который каждый год организует походы на Сить с ребятами из Рыбинского центра детского и юношеского туризма и экскурсий. В июле 2010 года ребята во главе с руководителем экспедиции вновь отправились на обследование обширной территории вдоль Сити при финансовой поддержке Фонда Анатолия Лисицына – бывшего губернатора Ярославской области, ныне депутата Госдумы России. Районная администрация помаленьку развивает туристический проект «Сицкое кольцо» с посещением туристами, которые путешествуют на круизных теплоходах «Башкортостан» и «Анна Ахматова», достопримечательностей Сицкого края. Брейтовский народный музей выпустил несколько номеров краеведческой газеты «Ситский край». Были два выпуска полноцветной краеведческой газеты «Сить», посвящённые Сицкой битве.
Просторные эпически возвышенные пейзажи, деревни и села, не утратившие старинную стать, своеобразие домов и построек, рождённых творчеством местных плотников, сохраняет в облике Сити живую память о прошлом.

Александр Сысоев, Ярославская область

Краеведческая газета «Сить» оживляет интерес исследователей старины к уникальному Сицкому краю

Сицкари славились как замечательные плотники

Деревянные кружева сицкарей

Изделия сицкарей

Село Сить-Покровское — столица сицкарей


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Сить-Покровское. 1808 год

Стараниями московского предпринимателя-мецената Михаила Люкшенова, который приобрёл в Сить-Покровском дом под дачу, восстанавливается Покровский храм

Первым делом в Покровском храме была восстановлена роспись «Вознесение Господне»

Один комментарий »

  • Павловский А.Т. said:

    сытькари это убежавшие с Днепра от крещения староверы еще при Владимире Красное Солнышко.Это отряд Сытькарей под знаменем «Коловрат»(солнце)» именовавший себя Перуновы воины покрыл себя неугасимой славой в веках в борьбе с монголо-татарами в 1237году.Позднее летописцы приписали и сделали все что бы этот факт стал подвигом одного человека хрестьянина,хотя на защиту Родины встали все и в первых рядах Ситькари.У Ситькарей были спасенные ими старые летописи и книги,деревянные дощицы,которые сжигали при крещении молодые революционеры Христиане.Поэтому в Ситькарях живет дух старой руси.Ведь князь Великий Святослав избавивший Русь от Хазарского каганата и иудейской дани,и объединивший славян по всему Дунаю воевал под знаменем Коловрат-солнце.На саркофаге в Киеве Ярослава мудрого высечен символ Солнца-знак Коловрата.
    Поэтому нельзя ,что бы Ситькари ушли и растворились в истории.Это сама Русь!
    (Павловский А.Т.»Murovecz57@mail.ru»)

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.