Наследие сицкарей
Жители сёл и деревень вдоль реки Сити гордо величают себя сицкарями, выделяя, тем самым, себя из общей массы жителей Брейтовского района и райцентра Брейтово, которые совокупно именуются брейтовцами (иногда их называют брейтовчанами). А ещё в начале прошлого века сицкари вовсе дистанцировались от прочего населения, всех прочих они называли хомунами. Почему так? Сейчас даже ветхие старушки не объяснят смысла этого слова.
Даже диалект у сицкарей был особенный. Вроде и по-русски они говорили, а не совсем понятно для других. «Насы сыцкари зивут на сторонке» – так говорят сицкари в романе писателя Василия Яна «Батый». В 1930 году Василий Григорьевич Янчевецкий (это настоящая фамилия писателя, который прославился своими историческими романами) провёл на Сити три месяца. Он записал специфический местный диалект, для которого, наряду с оканьем, характерны цоканье и дзеньканье. Эту языковую особенность – замену Д на ДЗ (дзеревня), замену Т на Ц (Сцепан), неразличение Ц и Ч – отметил в «Очерках Мологского уезда», опубликованных в 1902 году, исследователь старины Семён Александрович Мусин-Пушкин.
Сицкой диалект возник, вероятно, в результате слияния в Х – XII веках проживавших там финно-угров, а жили там представители племени весь, что отразилось в названии города Весьегонск Тверской области, с переселенцами- славянами. Местный краевед Андрей Касаткин в конце 90-х годов, имея открытый лист на проведение археологических раскопок, вместе с юными туристами – краеведами из Брейтова вскрыл длинный курган на реке Ламь на границе Ярославской и Тверской областей. Под курганом оказалось женское захоронение. Судя по бронзовым височным кольцам, погребённая женщина относилась к кривичам – восточнославянскому племени, обитавшему на территории современных Белоруссии, Латвии, а также Смоленской и Брянской областей России. Есть мнение, что сицкари – потомки древних финнов и славян с белорусско-прибалтийской примесью в крови.
В июле 2008 года на Сити работала комплексная экспедиция с участием специалистов Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, преподавателей и студентов Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова и Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Активную поддержку экспедиции оказала администрация Брейтовского муниципального района.
В течение недели были проведены археологические и этнографические исследования, изучались особенности быта и фольклор местных жителей.
Старший преподаватель кафедры русской литературы Ярославского педуниверситета им. К.Д. Ушинского Елена Астахова занималась как раз сбором фольклорного материала:
«Я поняла, что это песенный край. Люди в деревнях быстро и легко собираются в хор, и голоса у них замечательные. Песенные традиции там достаточно хорошо проявляются. В основном репертуар конца XIX — начала XX века: романсы, баллады, много частушек. Но мне хотелось найти то, что имеет отношение к исторической стороне дела. Предания, связанные с историей края, с его мифологией – всё это в народной памяти сейчас уже отсутствует».
Елена Астахова считает, что для лингвистов ещё есть интерес на сицкой сторонке, пока живы старики – носители диалекта. У бабушек на сицкой стороне в разговоре пролетают ещё словечки «цугун» (чугун) и «пец» (печь). Сицкари среднего поколения, а тем более молодёжь, сицкого диалекта не знают.
Сегодня о культуре сицкарей можно судить по сохранившимся предметам быта и старым постройкам. Сицкари славились как умелые плотники, что до сих пор видно в деревянном декоре сицких изб и хозяйственных построек.
Семён Мусин – Пушкин уже в начале ХХ века выражал сожаление о том, что уникальный говор и быт сицкарей начинают исчезать. Сегодня приходится констатировать, что сицкой диалект уже исчез. На протяжении 90-х годов ХХ века и в первом десятилетии XXI века произошло стремительное запустение на сицкой сторонке, а это территория нынешнего Покровского сельского поселения с центром в селе Сить-Покровское. Сегодня пустуют не только дома, но и целые деревни сицкарей. Уже несколько лет вообще нет жителей в некогда многолюдной деревне Городища.
За сохранение уникального сицкого быта ратует рыбинский краевед Евгений Балагуров, который каждый год организует походы на Сить с ребятами из Рыбинского центра детского и юношеского туризма и экскурсий. В июле 2010 года ребята во главе с руководителем экспедиции вновь отправились на обследование обширной территории вдоль Сити при финансовой поддержке Фонда Анатолия Лисицына – бывшего губернатора Ярославской области, ныне депутата Госдумы России. Районная администрация помаленьку развивает туристический проект «Сицкое кольцо» с посещением туристами, которые путешествуют на круизных теплоходах «Башкортостан» и «Анна Ахматова», достопримечательностей Сицкого края. Брейтовский народный музей выпустил несколько номеров краеведческой газеты «Ситский край». Были два выпуска полноцветной краеведческой газеты «Сить», посвящённые Сицкой битве.
Просторные эпически возвышенные пейзажи, деревни и села, не утратившие старинную стать, своеобразие домов и построек, рождённых творчеством местных плотников, сохраняет в облике Сити живую память о прошлом.
Александр Сысоев, Ярославская область
Стараниями московского предпринимателя-мецената Михаила Люкшенова, который приобрёл в Сить-Покровском дом под дачу, восстанавливается Покровский храм
сытькари это убежавшие с Днепра от крещения староверы еще при Владимире Красное Солнышко.Это отряд Сытькарей под знаменем «Коловрат»(солнце)» именовавший себя Перуновы воины покрыл себя неугасимой славой в веках в борьбе с монголо-татарами в 1237году.Позднее летописцы приписали и сделали все что бы этот факт стал подвигом одного человека хрестьянина,хотя на защиту Родины встали все и в первых рядах Ситькари.У Ситькарей были спасенные ими старые летописи и книги,деревянные дощицы,которые сжигали при крещении молодые революционеры Христиане.Поэтому в Ситькарях живет дух старой руси.Ведь князь Великий Святослав избавивший Русь от Хазарского каганата и иудейской дани,и объединивший славян по всему Дунаю воевал под знаменем Коловрат-солнце.На саркофаге в Киеве Ярослава мудрого высечен символ Солнца-знак Коловрата.
Поэтому нельзя ,что бы Ситькари ушли и растворились в истории.Это сама Русь!
(Павловский А.Т.»Murovecz57@mail.ru»)
Leave your response!