Главная » Главное, Политика

О толерантности, победобесии и эстетизации фашизма

17 апреля 2015 Комментариев нет

1ae55f1adc84d600be0d31a9be8c8cad[1]Никто не забыт, ничто не забыто. Эти слова коварный советский Агитпроп с самого детства впечатывал в сознание нескольким поколениям. Не потому, что методом горячей штамповки миллионы людей превращались в послушные винтики системы, в рабов тоталитарного строя. А лишь потому, что потерявший память обречен все испытать заново, все познать на собственной шкуре. Этого вернувшиеся с войны победители своим внукам и правнукам от всей души не желали. И вот итог.

Внуки выросли. Еще чуть-чуть, и впору будет открывать новые памятники. С более актуальным лозунгом. «Все забыты, всё забыто.»

Безумный либеральный визг, поднявшийся вокруг казуса с нацистскими солдатиками, говорит о том, до какой степени запущена болезнь. Оказывается, нацистские солдатики в центре Москвы — это тоже часть истории. Ведь врага необходимо знать в лицо, верно? А цепные псы патриотизма в своем рвении пытаются лишить детей возможности знать, как это лицо выглядело!

Но ведь, смеется либерал, это абсурдно и смешно — делать вид, будто фашистов не было! Так же смешно, как утверждать, будто на Украине сегодня они есть. Либералами даже термин специальный выдуман: победобесие. Обвинение в победобесии швыряют нам цивилизованные наши сограждане, старающиеся во всем соответствовать цивилизованным стандартам цивилизованного мира. Впрочем, каждый раз, когда в самом цивилизованном мире на прилавках магазинов или в аукционных залах появляются аналогичные гитлеровские солдатики — вот как эти — в Швеции, вот эти — в Польше, вот эти — в Англии — непременно происходит скандал.

Тетка из американской глубинки обнаружила в торговом автомате детские перстни со свастикой. «Я просто начала кричать на сотрудников магазина: «Что это за …??? Откуда это здесь взялось?»

А ведь это цивилизованная Оклахома, до которой не дотянулся проклятый Гитлер. Или цивилизованная Швеция, до которой он дотянулся, но пожалел-таки, не превратил в пепелище. В семье каждого шведа нет ведь погибших на фронте или в партизанских отрядах родственников? И все же возмущенные шведы почему-то убрали нацистских солдатиков с прилавков. На этом фоне Россия смотрится как-то по-скандинавски толерантно. Вот вам случайный и совершенно обычный московский магазин игрушек. Сфотографировано год назад. Собственноручно. На камеру мобильного телефона.

На коробке написано: фигурки максимально реалистичны, у каждого солдатика «живое выражение лица и суставные сочленения конечностей, позволяющие игрушке принимать любую позу». Серия охватывает широкий временной и географический спектр — от Италии до Смоленска 43-го года.

То есть можно подвигать конечностями командира Люфтваффе, постараться заглянуть в его живые глаза. Посмотреть этими глазами на Смоленск, например. Ну или на Донецк, скажем. А чего?

WELTANSCHAUUNGSKRIEG. Война мировоззрений. Термин, придуманный фашистами для обозначения психологической войны, войны смыслов и идей. Её цель — обратить противника в свою веру, принудить к капитуляции без борьбы. Солдатики, как и памятники, это просто один из фронтов войны мировоззрений. В её терминах симпатичное фашистское лицо — пусть и игрушечное — означает ползучую эстетизацию фашизма. «Фашист — в первую очередь человек, он тоже может нравиться». Надо дать дорогу исторической правде. А правда, как известно, это когда советская девушка в Сталинграде крутит роман с немецким офицером, когда Красную Армию гонят на убой заградотряды, а Рейхстаг берут узники лагерей с одной винтовкой на троих. У советских совершенно другие лица, о чем нам за пару недель до Дня Победы расскажет очередной голливудский фильм, выпущенный в общенациональный прокат. Все как всегда — дети-убийцы, страна-ГУЛАГ, кровожадные синие чекистские околыши.

Советская же Агитация и Пропаганда правду искажала. Кукрыниксы неправдоподобно изображали Гитлера. Пионеры неправдоподобно шутили — «сегодня ночью под мостом поймали Гитлера с хвостом.» Новейшие исследования доказали — никакого хвоста не было, был вполне себе цивилизованный человек европейской наружности. Ну если не впадать в победобесие и следовать исторической правде.

Стоит ли удивляться тому, что на одном из столичных кладбищ ставят мемориальную доску с фамилиями коллаборационистов? Или вот забор в московском Западном Дегунино — «Слава Украине, Героям Слава!» Тоже сам фотографировал. Нет, правда, а чего такого-то? Цивилизованный город. Цивилизованная страна. Ну или ставший обыденностью марш «предателей за мир» по центру Москвы — тоже дело обычное, да? Конкуренция идей. Свободное общество. Смотрите — свободный человек Яшин фотографируется на фоне свободного человека, коменданта Майдана и Одесской Хатыни, Парубия.

Ведь на Украине никакого победобесия нет. Как, впрочем, и Победы. Нет — за неимением отечества — и Великой Отечественной Войны. Она теперь только Вторая Мировая. Указом правительства акцент в праздновании смещается с 9-го на 8-е мая — акт о капитуляции Германии по западному времени был подписан именно 8-го, именно 8-е считают днем своей победы американцы.

Окончательно уравниваются в правах коллаборационисты и ветераны. Нацизм и коммунизм. Свастика и серп и молот. То есть День Победы — это день бандеровца. Какие тут игрушки…

Сгоревшая и заброшенная школа, откуда уходила на фронт Зоя Космодемьянская, сегодня «реконструируется» под ноль. За строительной драпировкой — пустота, голое московское небо. Что-то подобное происходит и с нашей памятью. Она перестраивается на новый, рыночный лад. Форма остается, исчезает самое главное — понимание за что сражались, шли на смерть миллионы советских людей.

И когда в детском магазине не находится места советскому солдатику, танку Т-34, когда ребенок обречен примерять на себя костюм спайдермена, американского шерифа, командира Абрамса или пилота Люфтваффе, не надо рассчитывать, что из него вырастет Илья Муромец. 

Утешает лишь одно — весь этот броский товар, вне зависимости от формы, произведен в Китае. При этом свой собственный Детский Мир китайцы — подавая нам пример, словно милостыню, — строжайше берегут. Это тоже поле боя. Если ты не играешь в своих солдатиков, однажды обязательно будешь играть в чужих.

Автор: Константин Сёмин — журналист, документалист, ведущий передачи «Агитпроп» на канале Россия 24, лауреат фестиваля DocChallenge, номинант премии Emmy.

Источник: Аналитический портал RuBaltic.Ru 

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.