Главная » Ред. колонка

О «Википедии» на вепсском говорили за чашкой чая с калиткой

11 ноября 2013 Комментариев нет

9KwTfZkW-234В Санкт-Петербурге, в информагентстве «Росбалт», в рамках проекта «Лица Петербурга» прошел круглый стол «Чаепитие по-вепсски». Героями нынешней встречи стали семья Топаловых, а также руководитель национально-культурного вепсского общества Виктор Трифоев. Они рассказали о том, как правильно пить чай, сколько рецептов пирогов есть у вепсов, зачем «Википедии» переходить на вепсский язык и какие духи живут в лесу.

Из всех представленных на Северо-Западе России народов, вепсы, как водь и ижора — единственные коренные. «Видимо поэтому нас не отличить от русского человека в широком понятии этого слова. Мы светлые и очень похожи на всех остальных славян», — рассказал Виктор Трифоев.

По словам Игоря Топалова, кое-какие особые общие черты у вепсов все-такие есть: «Мужчины — высокие и худощавые, а женщины — маленькие и кругленькие. Ученые утверждают, что у вепсов своеобразные мочки ушей. Мы разглядывали друг у друга — не у всех они одинаковые».

Полагают, что наиболее ранние упоминания вепсов относятся к VI веку н.э. (остготский историк Иордан писал о племени вас). Русские летописи с XI века называют этот народ весью. Русские песцовые книги, жития святых и другие источники чаще величают древних вепсов именем чудь. «Вепсы воевали с князем Олегом и Игорем»,— рассказал руководитель национально-культурного вепсского общества.

Народ живет небольшими группами среди русского населения в Карелии и Ленинградской области. «По последним данным, в Ленобласти и Петербурге около 4 тысяч вепсов. Но живущие в разных местах — разные. Одни рыбаки, другие — охотники и лесники», — отметил Игорь Топалов. В Северной столице, по последним данным, проживает около 1 тысячи 700 вепсов. «Народ вымирает, но мы стараемся остановить этот процесс, восстанавливая язык», — рассказал он.

Сейчас около семи тысяч карельских школьников в 12 муниципальных образованияхизучают карельский, финский и вепсский языки. В прошлом году их было на 500 человек меньше, а в 2011 году — меньше на тысячу. В школах Сортавальского района финский язык входит в школьную программу.

Язык народа в разных местах различен. Выделяют три диалекта: северный, средний и южный. «Некоторые слова мы даже не понимаем друг у друга, но сама языковая группа одна — прибалтийско-финская. Вепс поймет финна, эстонца и частично венгра», — пояснил Виктор Трифоев.

«Разобщенность языка обусловлена тем, что вепсы изначально селились дворами вдалеке друг от друга. Это не особо общительный народ. Когда вы придете к ним в гости, они вас, конечно же, примут и угостят традиционными пирогами, но зазывать на полный стол снеди не будут», — рассказал Игорь Топалов. «Вепсам, видимо, некогда было разговаривать: кушать на нашем языке — «со», а пить — «ё». Эти слова короче японских», — заметил Трифоев.

Если заглянуть в поваренную книгу народа, то больше всего можно найти мучных продуктов. «В прошлом году мы присутствовали при создании книги вепсской кухни. Так вот только одних пирогов в ней более 20 видов», — рассказал Топалов.

Пироги обычно выпекают из ржаной муки, иногда с добавлением ячменной или овсяной. Одним из любимых видов открытых пирогов являются калитки. «Калитки делаются довольно просто: раскатывается тесто и выкладывается начинка из картофельного пюре и сметаны. Есть еще пару секретов, о которых не принято всем говорить: их знают только вепсы и передают из поколения в поколение. Чай у нас принято пить из больших блюдец вприкуску с кусковым сахаром, никуда не торопясь», — поведал Топалов.

Что касается письменности, то она появилась только в 1932 году и в 1937 уже была запрещена. С конца 1980-х годов началось возрождение письменности с использованием как кириллической, так и латинской графических основ.

«Сейчас, к примеру, активисты создают страницы в «Википедии» на вепсском языке. Вепсская «Википедия» является одним из первых вики-разделов, написанных на языке одной из малых коренных народностей России, а также первым «российским» разделом, использующим латинскую графику в качестве основной. Обсуждалась также возможность написания статей на кириллице, однако в итоге было принято решение не принимать это нововведение.

Что самое интересное, больший вклад в это дело вносят участники, не владеющие вепсским языком и не являющиеся вепсами. По состоянию на 2012 год, в разделе был всего один активный участник, заявлявший ранее о владении языком как родным.

«Кстати говоря, в избах колыбель всегда вешалась так, чтобы хозяйка могла и готовить, и общаться с ребенком. У нас матриархальная система, и жена всегда была главной», — заметила Светлана Топалова.

Отметим, что каждую неделю ИА «Росбалт» будет приглашать в пресс-центр семью, проживающую в Петербурге и сохранившую устои и обычаи своей национальности. Герои расскажут о своей жизни в городе, о сложностях, с которыми сталкиваются, и покажут, как приготовить чай, именно такой, как готовят на их исторической родине.

Встречи проходят в рамках проекта «Лица Петербурга». Отличительная черта Северной столицы — многонациональный состав населения. Для Петербурга эта особенность характерна в большей степени, чем для большинства городов России. Люди самых разных национальностей строили, создавали, формировали город на Неве и его уникальную атмосферу.

ИА «Росбалт»

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.