О «Википедии» на вепсском говорили за чашкой чая с калиткой
В Санкт-Петербурге, в информагентстве «Росбалт», в рамках проекта «Лица Петербурга» прошел круглый стол «Чаепитие по-вепсски». Героями нынешней встречи стали семья Топаловых, а также руководитель национально-культурного вепсского общества Виктор Трифоев. Они рассказали о том, как правильно пить чай, сколько рецептов пирогов есть у вепсов, зачем «Википедии» переходить на вепсский язык и какие духи живут в лесу.
Из всех представленных на Северо-Западе России народов, вепсы, как водь и ижора — единственные коренные. «Видимо поэтому нас не отличить от русского человека в широком понятии этого слова. Мы светлые и очень похожи на всех остальных славян», — рассказал Виктор Трифоев.
По словам Игоря Топалова, кое-какие особые общие черты у вепсов все-такие есть: «Мужчины — высокие и худощавые, а женщины — маленькие и кругленькие. Ученые утверждают, что у вепсов своеобразные мочки ушей. Мы разглядывали друг у друга — не у всех они одинаковые».
Полагают, что наиболее ранние упоминания вепсов относятся к VI веку н.э. (остготский историк Иордан писал о племени вас). Русские летописи с XI века называют этот народ весью. Русские песцовые книги, жития святых и другие источники чаще величают древних вепсов именем чудь. «Вепсы воевали с князем Олегом и Игорем»,— рассказал руководитель национально-культурного вепсского общества.
Народ живет небольшими группами среди русского населения в Карелии и Ленинградской области. «По последним данным, в Ленобласти и Петербурге около 4 тысяч вепсов. Но живущие в разных местах — разные. Одни рыбаки, другие — охотники и лесники», — отметил Игорь Топалов. В Северной столице, по последним данным, проживает около 1 тысячи 700 вепсов. «Народ вымирает, но мы стараемся остановить этот процесс, восстанавливая язык», — рассказал он.
Сейчас около семи тысяч карельских школьников в 12 муниципальных образованияхизучают карельский, финский и вепсский языки. В прошлом году их было на 500 человек меньше, а в 2011 году — меньше на тысячу. В школах Сортавальского района финский язык входит в школьную программу.
Язык народа в разных местах различен. Выделяют три диалекта: северный, средний и южный. «Некоторые слова мы даже не понимаем друг у друга, но сама языковая группа одна — прибалтийско-финская. Вепс поймет финна, эстонца и частично венгра», — пояснил Виктор Трифоев.
«Разобщенность языка обусловлена тем, что вепсы изначально селились дворами вдалеке друг от друга. Это не особо общительный народ. Когда вы придете к ним в гости, они вас, конечно же, примут и угостят традиционными пирогами, но зазывать на полный стол снеди не будут», — рассказал Игорь Топалов. «Вепсам, видимо, некогда было разговаривать: кушать на нашем языке — «со», а пить — «ё». Эти слова короче японских», — заметил Трифоев.
Если заглянуть в поваренную книгу народа, то больше всего можно найти мучных продуктов. «В прошлом году мы присутствовали при создании книги вепсской кухни. Так вот только одних пирогов в ней более 20 видов», — рассказал Топалов.
Пироги обычно выпекают из ржаной муки, иногда с добавлением ячменной или овсяной. Одним из любимых видов открытых пирогов являются калитки. «Калитки делаются довольно просто: раскатывается тесто и выкладывается начинка из картофельного пюре и сметаны. Есть еще пару секретов, о которых не принято всем говорить: их знают только вепсы и передают из поколения в поколение. Чай у нас принято пить из больших блюдец вприкуску с кусковым сахаром, никуда не торопясь», — поведал Топалов.
Что касается письменности, то она появилась только в 1932 году и в 1937 уже была запрещена. С конца 1980-х годов началось возрождение письменности с использованием как кириллической, так и латинской графических основ.
«Сейчас, к примеру, активисты создают страницы в «Википедии» на вепсском языке. Вепсская «Википедия» является одним из первых вики-разделов, написанных на языке одной из малых коренных народностей России, а также первым «российским» разделом, использующим латинскую графику в качестве основной. Обсуждалась также возможность написания статей на кириллице, однако в итоге было принято решение не принимать это нововведение.
Что самое интересное, больший вклад в это дело вносят участники, не владеющие вепсским языком и не являющиеся вепсами. По состоянию на 2012 год, в разделе был всего один активный участник, заявлявший ранее о владении языком как родным.
«Кстати говоря, в избах колыбель всегда вешалась так, чтобы хозяйка могла и готовить, и общаться с ребенком. У нас матриархальная система, и жена всегда была главной», — заметила Светлана Топалова.
Отметим, что каждую неделю ИА «Росбалт» будет приглашать в пресс-центр семью, проживающую в Петербурге и сохранившую устои и обычаи своей национальности. Герои расскажут о своей жизни в городе, о сложностях, с которыми сталкиваются, и покажут, как приготовить чай, именно такой, как готовят на их исторической родине.
Встречи проходят в рамках проекта «Лица Петербурга». Отличительная черта Северной столицы — многонациональный состав населения. Для Петербурга эта особенность характерна в большей степени, чем для большинства городов России. Люди самых разных национальностей строили, создавали, формировали город на Неве и его уникальную атмосферу.
ИА «Росбалт»
Leave your response!