Главная » Политика

Общие проблемы внешней политики Азербайджана

18 июля 2009 Комментариев нет

К визиту главы Азербайджана в Москву Портал «Геополитика» публикует статью о внешней политике Азербайджана, в ней автор аргументирует тезис об ограниченном государственном суверенитете этой страны

Вопреки различным заверениям азербайджанских политиков и экспертов, в Азербайджан последовательно формируется хорошо известная нефтеэкспортная экономическая модель, предполагающая, прежде всего, значительную дотационную сферу, сведение к минимуму других отраслей материального производства, концентрацию общественного богатства в столице, высокий уровень маргинализации населения, упадок политической оппозиции, установление авторитарного, по существу, суб-тиранического режима, а также возникновение новой сверх-богатой элиты с династическими элементами. Данные экономические и социальные реалии обусловили внешнеполитические приоритеты и ориентации, в том числе позицию по отношению к карабахской проблеме.
В связи с создавшимися политическими условиями, все государства Южного Кавказа испытывают ограничения в коммуникациях, в результате блокирования сообщений в различных направлениях. В наиболее сложных условиях оказалась Армения, но и Азербайджан попал в окружение государств, отношения с которыми не вполне урегулированы, либо эти страны относятся к нему достаточно враждебно. Административно-управленческий и политический опыт Гейдара Алиева позволил сформировать важнейшие представления правящей элиты о внешнеполитических приоритетах, о тех проблемах, которые Азербайджану придется решать на протяжении длительного времени. Данные представления вполне вмещаются в рамки интересов и политических предпочтений подавляющей части общества, которое, время от времени, демонстрирует солидарность по тем или иным вопросам. Выясняется, что ни одна из оппозиционных политических партий и общественных группировок не в состоянии предложить альтернативные направления или возможности развития внешней политики. Сложившаяся традиция внешней политики включает следующие составляющие:

Россия

Отношения с Россией, после некоторого периода ограниченной конфронтации, вызванной, в основном карабахской проблемой, еще при Г.Алиеве были урегулированы и с тех пор развиваются по нарастающей, причем во всех аспектах. Происходит не только разностороннее развитие экономических отношений. Азербайджан пытается соблюдать экономические интересы России, как в политической, так и в военно-политической сферах.
Аналогичная позиция Ильхама Алиева не встретила серьезных возражений в обществе, в том числе со стороны оппозиционных политических партий. Выверенная политика И.Алиева подразумевала то, что на данном этапе Россия не станет оказывать давления на Армению в той мере, которая смогла бы привести Армению к необходимости уступок в карабахском вопросе, но враждебность или отсутствие урегулирования по некоторым вопросам в отношениях с Россией, не принесет никаких преимуществ с Азербайджаном. Кроме того, в Баку надеются, что ровные и разносторонние отношения с Россией в обозримом будущем могут способствовать решению карабахской проблемы в пользу Азербайджана.
Азербайджанские эксперты считают, что Москва, так или иначе, подает надежды на возможное решение этого вопроса по «азербайджанским правилам». Однако, гораздо большее значение, установление партнерских отношений с Россией, имеет для Азербайджана в части развития его отношений с Западным сообществом и Ираном. Для обеих, этих внешнеполитических направлений, отношения с Россией имеют значение в части приобретения более предпочтительного диалога с Западом и Ираном. Вместе с тем, Азербайджан, строящий экономику на базе добычи и экспорта нефти и газа, крайне заинтересован в создании маневренной системы распределения данных ресурсов в регионе, в целях получения максимальной прибыли, в связи, с чем экономические отношения с Россией, приобретают приоритетное значение.
Например, если прежде Азербайджан пытался игнорировать маршрут Баку – Новороссийск, то сейчас данный маршрут рассматривается, как альтернативный и имеющий важное экономическое значение.
В большой газовой игре, Россия и Азербайджан пытаются выработать некую взаимовыгодную позицию. В политике Азербайджана в отношении России утвердилась традиция прагматизма. Следует отметить, что в Баку считают, что, опираясь на энерго-сырьевые ресурсы и многочисленную азербайджанскую диаспору в России, со временем Азербайджан может приобрести эффективные рычаги влияния на Россию. Следует отметить, что в условиях огромного влияния крупных корпораций в России, возникновения определенных различий между национальными интересами и интересами корпораций, государство или группировка, обладающее значительными экономическими возможностями, способны вести эффективную политическую игру на российском политическом «поле». В определенной мере, Азербайджану уже удалось приобрести определенные позиции в России. По выражению исламского политолога азербайджанского происхождения Гейдара Джемаля: «Россия это пирог и Азербайджану было бы глупо отказаться от своей доли, нельзя отдавать другим то, что принадлежит тебе по праву. Азербайджану есть, что предложить России, и он может ожидать от нее гораздо большего понимания». Тем не менее, политическая практика показывает, что по карабахской проблеме, усилия Азербайджана по коррекции позиции России, тщетны.
Прежде чем, урегулировать отношения с Россией, после непродолжительного периода непростых отношений в 90-тых годах, Азербайджан испробовал много различных приемов давления на Россию. В определенной мере это было подражанием политике Э.Шеварднадзе, в некотором смысле Г.Алиев выдвигал чисто азербайджанские аргументы, которых не хватало у Э.Шеварднадзе, например, турецкой вектор азербайджанской политики, но главное – формирование крупного нефте-газового комплекса, под эгидой и при участии США и Великобритании. В этой игре, Азербайджан выглядит вовсе не проигравшей стороной. Более того, заняв более предпочтительные позиции, Баку никогда не пытался, продемонстрировать России, что она что-то проиграла на Южном Кавказе, тогда, как грузинские руководители демонстрируют это по любому поводу. Азербайджанские руководители понимают, что проблемы в отношениях с Россией не урегулированы в полной мере и сохранятся до тех пор, пока в Азербайджане будет утверждаться военное и политическое присутствие США и НАТО. Наращивание этого присутствия, независимо от уровня интеграции в НАТО, представляется серьезным элементом в системе обороны и безопасности. Например, создаваемая группировка под условным названием «Каспийская гвардия», представляет прямую угрозу доминирования России в Каспийском бассейне. Военный транзит, который обеспечивает Азербайджан США и НАТО, также, является важным стратегическим элементом для Западного сообщества, независимо от характера конечных целей использования кавказско-центральноазиатской операционной системы военных инициатив.

В настоящее время Россия является важным геоэкономическим и политическим партнером Азербайджана, отношения с ней способствуют приобретению Азербайджаном определенных позиций в международных отношениях, но Россия имеет весьма скромные возможности вмешательства во внутренние дела Азербайджана, а позиции России во внутриполитической сфере весьма скромны. Россия не имеет сильного влияния на политические процессы в Азербайджане. Роль про-российских партий в Азербайджане не значительна и ограничивается группировкой А.Муталибова и движениями социал-демократического толка.
Отношения Азербайджана с США строились последовательно, с большим опасением усложнения отношений с Россией и с Ираном, но вместе с тем, главной задачей являлась приобретение Азербайджаном нового «статуса» в международных отношениях. Азербайджанское руководство длительное время пыталось не допустить США к вмешательству во внутренние дела, прежде всего, по проблемам демократии и свобод. Гейдару Алиеву удавалось это в большей мере, опираясь на свое прочное положение внутри страны и в условиях нерешенности вопросов, связанных с нефтяными и газовыми проблемами.

Англосаксонский тандем

Пока происходило становление американо-британского энергетического комплекса в Южном Кавказе, вмешательство США во внутренние дела Азербайджана происходило весьма сдержано. После завершения данного глобального проекта, США предпринимают весьма решительные действия в направлении коррекции внутреннего политического положения в Азербайджане. В решении данных задач, США тесно сотрудничают с Великобританией, чья роль в разработке предложений, инициатив и проектов очень высока.
Именно Великобритания инициировала схему урегулирования карабахской проблемы в 2005 – 2006 годах. Выступая в тандеме, США и Великобритания, которая имеет огромный вес в Европейском Сообществе, делают шансы И.Алиева на самостоятельное правление минимальными.
В настоящее время США оказывают преобладающее влияние на внутриполитические процессы в Азербайджане, по существу, американцы разрабатывают предложения и предпринимают инициативы в части наиболее значимых событий и мероприятий: выборы различного уровня, формирование состава администрации и отдельные назначения на высокие государственные посты, организация диалога между властями и оппозицией, контроль за политикой властей в сфере СМИ, состояние религиозных и общественных организаций.
По существу, после визита президента И.Алиева в Вашингтон в апреле 2006 года, США установили действенный контроль над политической жизнью Азербайджана. Команда И.Алиева сумела приспособиться к данному уровню внешнего вмешательства, приняв тактику поэтапного осуществления различных требований, растянув данные мероприятия на длительное время. Некоторые действия, правящая команда демагогически приобщает к требованиям развития демократии, например, кадровую чистку, что имело совершенно иные цели. Нынешнее политическое положение в Азербайджане вполне устраивает США и Европейское Сообщество, несмотря на то, что определенные круги Запада предъявляют претензии руководству Азербайджана. По мнению отдельных американских и европейских экспертов, несмотря на лицемерие западных политиков и СМИ, можно утверждать, что между американо-британским тандемом и Азербайджаном установлены, практически, договорные отношения, которые должны соблюдаться по многим параметрам, но при этом допускаются дальнейшие консультации. США и Великобритания не будут требовать от Азербайджана ограничение развития отношений с Россией и Ираном, а также, чрезмерного ускорения демократизации страны в обмен на строгое соблюдение обязательств по нефте-газовому комплексу и выполнения военно-транзитных функций в оборонной сфере. Карабахская проблема рассматривается США и Великобританией, как предмет дискуссии и переговоров, при этом обе державы пытаются убедить Азербайджан в отсутствии решения в условиях, когда он выдвигает прежние требования, отрицающие признать независимый статус НКР. В целом, руководство Азербайджана приняло эти правила игры, но большой проблемой остается разработка сценариев имитации процесса урегулирования и поддержание имиджа И.Алиева, как политика, пытающегося решить карабахский вопрос.

Евросоюз

Европейское Сообщество стремится играть большую роль в части влияния на Азербайджан, но пока, это происходит под сильным контролем и при участии Великобритании, что делает роль европейцев не главной. В основном, происходят попытки навязать Азербайджану установок и стиля Европейского Сообщества через механизмы ПАСЕ. Данные отношения до сих пор не достаточно упорядочены, европейцы имеют фундаментальные претензии к Азербайджану по ряду внутриполитических проблем, но так, как европейцы не предприняли ощутимых шагов в части решения карабахской проблемы, для азербайджанского общества, европейские требования, в целом не имеют большого значения. Вместе с тем, каспийские, в том числе, азербайджанские энергоресурсы имеют важнейшее значение для Европы, гораздо большее, чем для Северной Америки, поэтому, в ведущие европейские государства заинтересованы в сохранении некоторой стабильности в Южном Кавказе, в том числе, в сохранении стабильности внутри стран региона. В связи с этим, европейцы, также, как и американцы не склонны к более сильному продавливанию требований в части демократизации. Европейцы и американцы, раздельно, но однонаправлено работают сейчас с азербайджанскими оппозиционными партиями, в целях предотвращения сильных возмущений. Например, ни американцы, ни европейцы не имели планов инициировать «цветную революцию» в Азербайджане, тогда, как эти планы имелись даже в отношении стран Центральной Азии. Азербайджан не питает иллюзий в отношении позитивной роли европейцев в решении его национальных проблем и делает ставку в развитии отношений с Западом, в целом, исключительно на нефть и газ. Это не означает отсутствия попыток Азербайджана использовать другие факторы, но все они завершились провалом.

Исламская Республика Иран

Отношения Азербайджана с Ираном относятся к особой «статье» внешней политике Баку. Два шиитских государства, практически, на протяжении всего периода политических отношений, находятся в состоянии холодной войны, причем, несмотря желание обеих сторон найти точки соприкосновения их интересов, противоречия столь глубоки, что речь может идти о сглаживании отношений на отдельных участках политического диалога. Поддержка Ирана Армении, которая исходит из долгосрочных и стратегических интересов, а также постоянное муссирование Азербайджаном проблемы азербайджанского населения Северо-западного Ирана, являются вполне достаточными для взаимной конфронтации факторами. Следует отметить, также, попытки Ирана организовать широкое исламское движение в Азербайджане, работу с ираноязычным населением и деятельность разведслужб Ирана, а также, попытки Азербайджана шантажировать Иран американским военным и иным присутствием. В азербайджанско-иранских отношениях не происходит никаких существенных изменений и, видимо, нынешний характер отношений сохраниться достаточно долго, пока в регионе не произойдет серьезных геополитических изменений. Иран не имеет большого влияния на процессы в политической и социальной жизни Азербайджана. Азербайджанское общество весьма враждебно относится к Ирану, рассматривая его, как вполне вероятного противника. Вместе с тем, в отличие от России, Иран вносит очень существенный вклад в развитие международных отношений Азербайджана, так, как в Баку очень опасаются Ирана. Азербайджанские эксперты считают, что Иран пока не до конца «расшифрованная» страна для Азербайджана, и не совсем адекватно представляют истинные намерения южного соседа. Политика Ирана, в том числе его претензии в Каспийском море, в значительной мере, подталкивает Азербайджан к интеграции в НАТО, и военному сотрудничеству с США.
В целом, нефте-газовый комплекс, созданный США и Великобританией в Азербайджане стал фатальным фактором ограничения внешней политики Азербайджана, а также, сформировала некие рамочные условия безопасности, что уже ощутила азербайджанская элита.

Иравунк де Факто

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.