Общие проблемы внешней политики Азербайджана
К визиту главы Азербайджана в Москву Портал «Геополитика» публикует статью о внешней политике Азербайджана, в ней автор аргументирует тезис об ограниченном государственном суверенитете этой страны
Вопреки различным заверениям азербайджанских политиков и экспертов, в Азербайджан последовательно формируется хорошо известная нефтеэкспортная экономическая модель, предполагающая, прежде всего, значительную дотационную сферу, сведение к минимуму других отраслей материального производства, концентрацию общественного богатства в столице, высокий уровень маргинализации населения, упадок политической оппозиции, установление авторитарного, по существу, суб-тиранического режима, а также возникновение новой сверх-богатой элиты с династическими элементами. Данные экономические и социальные реалии обусловили внешнеполитические приоритеты и ориентации, в том числе позицию по отношению к карабахской проблеме.
В связи с создавшимися политическими условиями, все государства Южного Кавказа испытывают ограничения в коммуникациях, в результате блокирования сообщений в различных направлениях. В наиболее сложных условиях оказалась Армения, но и Азербайджан попал в окружение государств, отношения с которыми не вполне урегулированы, либо эти страны относятся к нему достаточно враждебно. Административно-управленческий и политический опыт Гейдара Алиева позволил сформировать важнейшие представления правящей элиты о внешнеполитических приоритетах, о тех проблемах, которые Азербайджану придется решать на протяжении длительного времени. Данные представления вполне вмещаются в рамки интересов и политических предпочтений подавляющей части общества, которое, время от времени, демонстрирует солидарность по тем или иным вопросам. Выясняется, что ни одна из оппозиционных политических партий и общественных группировок не в состоянии предложить альтернативные направления или возможности развития внешней политики. Сложившаяся традиция внешней политики включает следующие составляющие:
Россия
Отношения с Россией, после некоторого периода ограниченной конфронтации, вызванной, в основном карабахской проблемой, еще при Г.Алиеве были урегулированы и с тех пор развиваются по нарастающей, причем во всех аспектах. Происходит не только разностороннее развитие экономических отношений. Азербайджан пытается соблюдать экономические интересы России, как в политической, так и в военно-политической сферах.
Аналогичная позиция Ильхама Алиева не встретила серьезных возражений в обществе, в том числе со стороны оппозиционных политических партий. Выверенная политика И.Алиева подразумевала то, что на данном этапе Россия не станет оказывать давления на Армению в той мере, которая смогла бы привести Армению к необходимости уступок в карабахском вопросе, но враждебность или отсутствие урегулирования по некоторым вопросам в отношениях с Россией, не принесет никаких преимуществ с Азербайджаном. Кроме того, в Баку надеются, что ровные и разносторонние отношения с Россией в обозримом будущем могут способствовать решению карабахской проблемы в пользу Азербайджана.
Азербайджанские эксперты считают, что Москва, так или иначе, подает надежды на возможное решение этого вопроса по «азербайджанским правилам». Однако, гораздо большее значение, установление партнерских отношений с Россией, имеет для Азербайджана в части развития его отношений с Западным сообществом и Ираном. Для обеих, этих внешнеполитических направлений, отношения с Россией имеют значение в части приобретения более предпочтительного диалога с Западом и Ираном. Вместе с тем, Азербайджан, строящий экономику на базе добычи и экспорта нефти и газа, крайне заинтересован в создании маневренной системы распределения данных ресурсов в регионе, в целях получения максимальной прибыли, в связи, с чем экономические отношения с Россией, приобретают приоритетное значение.
Например, если прежде Азербайджан пытался игнорировать маршрут Баку – Новороссийск, то сейчас данный маршрут рассматривается, как альтернативный и имеющий важное экономическое значение.
В большой газовой игре, Россия и Азербайджан пытаются выработать некую взаимовыгодную позицию. В политике Азербайджана в отношении России утвердилась традиция прагматизма. Следует отметить, что в Баку считают, что, опираясь на энерго-сырьевые ресурсы и многочисленную азербайджанскую диаспору в России, со временем Азербайджан может приобрести эффективные рычаги влияния на Россию. Следует отметить, что в условиях огромного влияния крупных корпораций в России, возникновения определенных различий между национальными интересами и интересами корпораций, государство или группировка, обладающее значительными экономическими возможностями, способны вести эффективную политическую игру на российском политическом «поле». В определенной мере, Азербайджану уже удалось приобрести определенные позиции в России. По выражению исламского политолога азербайджанского происхождения Гейдара Джемаля: «Россия это пирог и Азербайджану было бы глупо отказаться от своей доли, нельзя отдавать другим то, что принадлежит тебе по праву. Азербайджану есть, что предложить России, и он может ожидать от нее гораздо большего понимания». Тем не менее, политическая практика показывает, что по карабахской проблеме, усилия Азербайджана по коррекции позиции России, тщетны.
Прежде чем, урегулировать отношения с Россией, после непродолжительного периода непростых отношений в 90-тых годах, Азербайджан испробовал много различных приемов давления на Россию. В определенной мере это было подражанием политике Э.Шеварднадзе, в некотором смысле Г.Алиев выдвигал чисто азербайджанские аргументы, которых не хватало у Э.Шеварднадзе, например, турецкой вектор азербайджанской политики, но главное – формирование крупного нефте-газового комплекса, под эгидой и при участии США и Великобритании. В этой игре, Азербайджан выглядит вовсе не проигравшей стороной. Более того, заняв более предпочтительные позиции, Баку никогда не пытался, продемонстрировать России, что она что-то проиграла на Южном Кавказе, тогда, как грузинские руководители демонстрируют это по любому поводу. Азербайджанские руководители понимают, что проблемы в отношениях с Россией не урегулированы в полной мере и сохранятся до тех пор, пока в Азербайджане будет утверждаться военное и политическое присутствие США и НАТО. Наращивание этого присутствия, независимо от уровня интеграции в НАТО, представляется серьезным элементом в системе обороны и безопасности. Например, создаваемая группировка под условным названием «Каспийская гвардия», представляет прямую угрозу доминирования России в Каспийском бассейне. Военный транзит, который обеспечивает Азербайджан США и НАТО, также, является важным стратегическим элементом для Западного сообщества, независимо от характера конечных целей использования кавказско-центральноазиатской операционной системы военных инициатив.
В настоящее время Россия является важным геоэкономическим и политическим партнером Азербайджана, отношения с ней способствуют приобретению Азербайджаном определенных позиций в международных отношениях, но Россия имеет весьма скромные возможности вмешательства во внутренние дела Азербайджана, а позиции России во внутриполитической сфере весьма скромны. Россия не имеет сильного влияния на политические процессы в Азербайджане. Роль про-российских партий в Азербайджане не значительна и ограничивается группировкой А.Муталибова и движениями социал-демократического толка.
Отношения Азербайджана с США строились последовательно, с большим опасением усложнения отношений с Россией и с Ираном, но вместе с тем, главной задачей являлась приобретение Азербайджаном нового «статуса» в международных отношениях. Азербайджанское руководство длительное время пыталось не допустить США к вмешательству во внутренние дела, прежде всего, по проблемам демократии и свобод. Гейдару Алиеву удавалось это в большей мере, опираясь на свое прочное положение внутри страны и в условиях нерешенности вопросов, связанных с нефтяными и газовыми проблемами.
Англосаксонский тандем
Пока происходило становление американо-британского энергетического комплекса в Южном Кавказе, вмешательство США во внутренние дела Азербайджана происходило весьма сдержано. После завершения данного глобального проекта, США предпринимают весьма решительные действия в направлении коррекции внутреннего политического положения в Азербайджане. В решении данных задач, США тесно сотрудничают с Великобританией, чья роль в разработке предложений, инициатив и проектов очень высока.
Именно Великобритания инициировала схему урегулирования карабахской проблемы в 2005 – 2006 годах. Выступая в тандеме, США и Великобритания, которая имеет огромный вес в Европейском Сообществе, делают шансы И.Алиева на самостоятельное правление минимальными.
В настоящее время США оказывают преобладающее влияние на внутриполитические процессы в Азербайджане, по существу, американцы разрабатывают предложения и предпринимают инициативы в части наиболее значимых событий и мероприятий: выборы различного уровня, формирование состава администрации и отдельные назначения на высокие государственные посты, организация диалога между властями и оппозицией, контроль за политикой властей в сфере СМИ, состояние религиозных и общественных организаций.
По существу, после визита президента И.Алиева в Вашингтон в апреле 2006 года, США установили действенный контроль над политической жизнью Азербайджана. Команда И.Алиева сумела приспособиться к данному уровню внешнего вмешательства, приняв тактику поэтапного осуществления различных требований, растянув данные мероприятия на длительное время. Некоторые действия, правящая команда демагогически приобщает к требованиям развития демократии, например, кадровую чистку, что имело совершенно иные цели. Нынешнее политическое положение в Азербайджане вполне устраивает США и Европейское Сообщество, несмотря на то, что определенные круги Запада предъявляют претензии руководству Азербайджана. По мнению отдельных американских и европейских экспертов, несмотря на лицемерие западных политиков и СМИ, можно утверждать, что между американо-британским тандемом и Азербайджаном установлены, практически, договорные отношения, которые должны соблюдаться по многим параметрам, но при этом допускаются дальнейшие консультации. США и Великобритания не будут требовать от Азербайджана ограничение развития отношений с Россией и Ираном, а также, чрезмерного ускорения демократизации страны в обмен на строгое соблюдение обязательств по нефте-газовому комплексу и выполнения военно-транзитных функций в оборонной сфере. Карабахская проблема рассматривается США и Великобританией, как предмет дискуссии и переговоров, при этом обе державы пытаются убедить Азербайджан в отсутствии решения в условиях, когда он выдвигает прежние требования, отрицающие признать независимый статус НКР. В целом, руководство Азербайджана приняло эти правила игры, но большой проблемой остается разработка сценариев имитации процесса урегулирования и поддержание имиджа И.Алиева, как политика, пытающегося решить карабахский вопрос.
Евросоюз
Европейское Сообщество стремится играть большую роль в части влияния на Азербайджан, но пока, это происходит под сильным контролем и при участии Великобритании, что делает роль европейцев не главной. В основном, происходят попытки навязать Азербайджану установок и стиля Европейского Сообщества через механизмы ПАСЕ. Данные отношения до сих пор не достаточно упорядочены, европейцы имеют фундаментальные претензии к Азербайджану по ряду внутриполитических проблем, но так, как европейцы не предприняли ощутимых шагов в части решения карабахской проблемы, для азербайджанского общества, европейские требования, в целом не имеют большого значения. Вместе с тем, каспийские, в том числе, азербайджанские энергоресурсы имеют важнейшее значение для Европы, гораздо большее, чем для Северной Америки, поэтому, в ведущие европейские государства заинтересованы в сохранении некоторой стабильности в Южном Кавказе, в том числе, в сохранении стабильности внутри стран региона. В связи с этим, европейцы, также, как и американцы не склонны к более сильному продавливанию требований в части демократизации. Европейцы и американцы, раздельно, но однонаправлено работают сейчас с азербайджанскими оппозиционными партиями, в целях предотвращения сильных возмущений. Например, ни американцы, ни европейцы не имели планов инициировать «цветную революцию» в Азербайджане, тогда, как эти планы имелись даже в отношении стран Центральной Азии. Азербайджан не питает иллюзий в отношении позитивной роли европейцев в решении его национальных проблем и делает ставку в развитии отношений с Западом, в целом, исключительно на нефть и газ. Это не означает отсутствия попыток Азербайджана использовать другие факторы, но все они завершились провалом.
Исламская Республика Иран
Отношения Азербайджана с Ираном относятся к особой «статье» внешней политике Баку. Два шиитских государства, практически, на протяжении всего периода политических отношений, находятся в состоянии холодной войны, причем, несмотря желание обеих сторон найти точки соприкосновения их интересов, противоречия столь глубоки, что речь может идти о сглаживании отношений на отдельных участках политического диалога. Поддержка Ирана Армении, которая исходит из долгосрочных и стратегических интересов, а также постоянное муссирование Азербайджаном проблемы азербайджанского населения Северо-западного Ирана, являются вполне достаточными для взаимной конфронтации факторами. Следует отметить, также, попытки Ирана организовать широкое исламское движение в Азербайджане, работу с ираноязычным населением и деятельность разведслужб Ирана, а также, попытки Азербайджана шантажировать Иран американским военным и иным присутствием. В азербайджанско-иранских отношениях не происходит никаких существенных изменений и, видимо, нынешний характер отношений сохраниться достаточно долго, пока в регионе не произойдет серьезных геополитических изменений. Иран не имеет большого влияния на процессы в политической и социальной жизни Азербайджана. Азербайджанское общество весьма враждебно относится к Ирану, рассматривая его, как вполне вероятного противника. Вместе с тем, в отличие от России, Иран вносит очень существенный вклад в развитие международных отношений Азербайджана, так, как в Баку очень опасаются Ирана. Азербайджанские эксперты считают, что Иран пока не до конца «расшифрованная» страна для Азербайджана, и не совсем адекватно представляют истинные намерения южного соседа. Политика Ирана, в том числе его претензии в Каспийском море, в значительной мере, подталкивает Азербайджан к интеграции в НАТО, и военному сотрудничеству с США.
В целом, нефте-газовый комплекс, созданный США и Великобританией в Азербайджане стал фатальным фактором ограничения внешней политики Азербайджана, а также, сформировала некие рамочные условия безопасности, что уже ощутила азербайджанская элита.
Иравунк де Факто
Leave your response!