Главная » Политика

Овсянки — Потаённая меря проступает сквозь привычную карту России

20 декабря 2010 Комментариев нет

Еще какой-нибудь месяц назад жители Москвы и других городов России едва ли знали о том, кто такие меря. Сегодня, после международного успеха фильма и начала его проката в России,  об этих людях узнают все. Премьера этой необычной картины состоялась вчера в Молодёжном историко-культурном центре в Москве.  Она была проведена организацией Марийской молодёжи Москвы, региональным московским отделением АФУН РФ (Ассоциация финно-угорских народов), и обществом мерянских краеведов Metsa Kunta (Лесная община). На премьере присутствовали режиссер Алексей Федорченко и сценарист Денис Осокин.


режиссер Алексей Федорченко


сценарист Денис Осокин.

Поздняя осень. По приволжским просторам едет автомобиль. В нём — два молчаливых серьёзных мужчины,  нагая, мертвая женщина. И клетка с овсянками — птичками вроде желтоватых воробьев. Новый фильм Алексея Федорченко так и называется — «Овсянки».

В кадре плывут холодное молчанье, лесов колыханье и причудливые разливы рек, подобные морям. Рекой все и закончится — труп женщины необходимо сжечь, а пепел ссыпать в воду. Никакого отпевания, священника, исконного православия. Да и никакой привычной России, — на ее огромном теле из казалось бы небытия проступают какие-то странные  группы людей, будто не подозревающие о существовании этой остальной России. А может, все дело в самоуглубленности финно-угорского племени меря, к которому себя причисляют герои. У двух мужчин тяжкие мерянские имена: Мирон (Юрий Цурило) и Аист (Игорь Сергеев). Мирон Алексеевич — вдовец, это его мертвую жену Таню (Юлия Ауг) везут погребать по-мерянски.

Аист — фотограф. Его закадровый монолог мы слышим почти постоянно — Аист вспоминает детство, отца — народного мерянского поэта Весу Сергеева (Виктор Сухоруков) и неспешно размышляет по поводу других обычаев меря. Все это, кстати, показано в кадре — с поистине языческим отсутствием стыда. Фильм превращается почти в документальный фильм о ставших малыми народностях.

Виктор Сухоруков сыграл в «Овсянках» роль отца Аиста – мерянского поэта-самоучки.
Виктор Сухоруков, как всегда, эксцентричен и ярок. В роли народного мерянского поэта Весы Сергеева чудака-лирика он смотрится довольно естественно.
Кадр из фильма «Овсянки».

Режиссер о фильме:

Как вы определяете жанр фильма?

Алексей Федорченко: В пресс-релизе его определяют как «эротическая драма». Но — с этнографическим уклоном и элементами мистики (смеется). Кроме того, это road movie — «дорожное кино». Там будет все: и сказка, и эротика, и любовь, и смерть.

Овсянки — это что, «птица певчая»? Какую роль вы отвели им в фильме?

Это лесные певчие птицы. Такие лесные воробьи — зеленые, маленькие. Их подсаживают в клетку к молодым канарейкам, и овсянки их учат петь. От них очень многое зависит в развитии событий фильма.

В вашем фильме очень важны этнические мотивы. Расскажите об этом  народе — меря.

Он исчез где-то в  XVII веке. Растворился в русских, влился в русскую кровь. Готовясь к фильму, я читал исследования генетиков. Они утверждают, что в северных русских более половины финской крови. Правда, дело даже не в меря. Каждый народ видит в этом фильме свою историю. Один испанец мне сказал: каталонцы — это те же меря. Поймите, это общечеловеческий фильм, о всеобщих ценностях. Он цепляет каждого человека, имеющего опыт страдания.

Но вместе с народом канули в вечность и его обряды, и стиль жизни — вам пришлось все это реконструировать? На основании каких документов?

Эти древние обряды в жизни героев существуют как некий зов крови, как эхо прошлого. Сохранились артефакты. Раскопок много, народ меря жил на территории нынешней России достаточно широко — к северу от Москвы все принадлежало ему. Его существование отразилось и в названиях этих мест. Профессор Ткаченко в книге «Мерянский язык» утверждает, что и слово Москва — мерянское. Хотя есть и другая версия: что это слово мордовское(эрзянское). А названия рек северного Поволжья — все мерянские.

Вы привлекли к съемкам Михаила Кричмана — оператора, который прославился изобразительной мощью своих картин, мы видели это в фильмах Андрея Звягинцева.

Он снял фильм очень просто, лаконично, глубоко и очень красиво. Михаил оператор от Бога, и он замечательно выполнил труднейшую задачу — создать мир, который рядом, но которого нет.

Расскажите об актерах вашей картины.

В главных ролях Юрий Цурило и Игорь Сергеев из Петербурга, женскую роль играет актриса и режиссер из Москвы Юлия Ауг, в очень важной роли снялся Виктор Сухоруков. Героя в детстве сыграл екатеринбургский школьник Иван Тушин, он уже обладатель приза за лучшую роль в фильме «Двенадцатое лето» Павла Фаттахутдинова. Он сын моих друзей — вот я его и снял. Очень похож на главного героя и внешне и по состоянию души.

В рамках показа фильма овсянки состоялась моя выставка «Мерянский Космос». О концепте я расскажу в следующих записях, сейчас же просто пара фото.

Мерянь Андю

Мерянский этнофутуризм

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.