Главная » Конфликты

Почему в Америке убивают полицейских?

21 июля 2016 Комментариев нет

rdrWrWKvowuJhNW3Q8yncgВ воскресенье, 17 июля, в столице штата Луизиана Батон-Руж чернокожий морпех в отставке застрелил трех сотрудников полиции и ранил еще троих. Двумя неделями раньше другой афроамериканец, отслуживший в армии, убил пятерых полицейских в Далласе. Целенаправленные убийства полицейских вывели дискуссию о государственном насилии по отношению к афроамериканцам на новый уровень — и заодно ненадолго объединили все политические силы США.

10 июля Гэвин Лонг, отставной морпех, за пять лет в армии (полгода из них — в Ираке) дослужившийся до звания сержанта, «стратег свободы, тренер по ментальным играм, диетолог и духовный советник» (как он называл себя на своем персональном сайте), записал очередное видео для своего ютьюб-канала. На фоне интерьера, типичного для неплохой сетевой гостиницы, атлетичный афроамериканец втолковывал подписчикам: «Смотрите, вот мы только что отмечали День независимости — и что же мы празднуем? Вооруженное сопротивление угнетателям. Если европейцы отвечают на силу силой, все в порядке, но если это делает африканец — это неправильно». И далее: «Все успешные революции победили благодаря кровопролитию. Ни одна не стала успешной просто из-за протестов. Это никогда не работало и не будет работать».

Ровно через неделю Лонгу исполнилось 29 лет. Ранним утром в день своего рождения он вступил в перестрелку с сотрудниками полиции в столице штата Луизиана — городе Батон-Руж, единственной целью которой, судя по всему, и было вышеупомянутое кровопролитие. Результат — трое убитых и трое раненых полицейских; сам Лонг тоже погиб.

За несколько дней до атаки на луизианскую полицию Гэвин Лонг украл машину в родном Миссури; в свой день рождения на дело он отправился во всем черном, включая маску. Батон-Руж, Луизиана, США, 17 июля 2016 года
Фото: Reuters / Scanpix / LETA

Все это и само по себе стало бы в Америке, где криминальная хроника ценится выше почти любого другого медиатовара, большими новостями — но учитывая контекст, происшествие в Луизиане приобрело феноменальные масштабы. В Батон-Руж, судя по всему, Лонг приехал не случайно — а чтобы отомстить за смерть 37-летнего афроамериканца Алтона Стерлинга. Его двумя неделями раньше застрелили полицейские того же города, заподозрив, что он собирается воспользоваться пистолетом для сопротивления аресту (Стерлинг нелегально продавал компакт-диски на улице).

На следующий день после смерти Стерлинга, 6 июля, еще один афроамериканец, Филандо Кэстайл, был убит сотрудниками полиции в Миннесоте без всяких видимых причин. 7 июля Мика Джонсон, отслуживший в Афганистане, открыл огонь по белым полицейским, охранявшим в Далласе митинг протеста против убийства чернокожих американцев теми, кто должен их охранять; погибло пять человек, еще одиннадцать ранены, сам нападавший в итоге был убит с помощью бомбы, которую к Джонсону доставил робот. Инцидент в Далласе стал самым кровавым в истории американской полиции за последние пятнадцать лет — с 11 сентября 2001 года.

* * *

В свете последних событий и правда впору заподозрить, что в Америке началась «война с полицией», как обозначил произошедшее в Далласе глава Национальной ассоциации полицейских организаций Уильям Джонсон. Заодно он повесил всех собак на Обаму: мол, президент и его подручные поддерживают не силы правопорядка, а агрессивные общественные силы вроде Black Lives Matter (хэштег, получивший популярность во время событий в Фергюсоне и к нынешнему моменту символизирующий все силы сопротивления полицейскому насилию; у этого движения нет ни привычной оргструктуры, ни формальных лидеров).

Резкая реакция на нападения на полицейских, разумеется, понятна, но если посмотреть на ситуацию в чуть более широком контексте, она начинает выглядеть чуть-чуть иначе. Во-первых, быть полицейским в Америке, конечно, рискованно, но менее рискованно, чем работать на лесозаготовках, или рыбаком, или уборщиком мусора. Во-вторых, сколько ни критикуй Обаму, а цифры показывают, что при нем количество полицейских, которых ежегодно убивают на службе, продолжало снижаться — и, скорее всего, продолжит снижаться и в этом году, даже с поправкой на последние убийства. В-третьих, в этом году в США от огнестрельного оружия погиб 31 сотрудник полиции — в то время как от рук самих полицейских погибли больше пятисот человек. Четверть из них были афроамериканцами (общее количество чернокожего населения в Америке — примерно 13%). Тридцать пять человек не были вооружены.

Полицейские Далласа пытается арестовать преступника, убившего пять их коллег, которые охраняли протестный митинг в одном из районов города. В итоге преступника убили с помощью робота, взорвавшего бомбу. Даллас, Техас, США, 7 июля 2016 года
Фото: LM Otero / AP / Scanpix / LETA

Иными словами, если это и война, то полиция в ней, похоже, пока выигрывает. От рук и пистолетов полицейских погибают люди всех рас (больше всего — белых) — и большинство летальных случаев по краткому описанию кажутся вполне обоснованными: человек ограбил магазин или квартиру, пытался скрыться, вынул пистолет, чтобы отстреливаться, и получил в ответ огонь на поражение. Тем не менее проблема полицейского насилия по отношению к афроамериканцам действительно существует — причем не первый десяток лет. Вспомнить тут можно хоть восстание в Уоттсе в 1965-м, спровоцированное арестом мотоциклиста в черном районе за вождение в нетрезвом виде; хоть городские бунты в Детройте и Вашингтоне в 1967–1968-м; хоть погромы в Лос-Анджелесе в 1992-м, вызванные тем, что присяжные оправдали полицейских, которые жестоко избили чернокожего Родни Кинга. Один из первых хитов гангста-рэпа, песня группы N.W.A. «Fuck Tha Police», доходчиво раскрывает тему отношений между афроамериканцами и людьми в синей форме: «У молодого нигга проблемы, потому что у меня коричневый цвет кожи, / полиция думает, что у них есть полномочия убивать меньшинство».

Корни проблемы — в истории американского общества, и дело, конечно, не только в том, что полицейские — отпетые расисты (хотя и это бывает). Расовая сегрегация и прочие дискриминационные меры в адрес афроамериканцев привели к формированию городских гетто для чернокожих, где едва ли не социальным лифтом, помогающим вырваться из безысходной бедности, становилась криминальная карьера. Принадлежность к уличной банде, торгующей наркотиками и воюющей с конкурентами за территории, превратилась в тип идентичности, а потом — в культурный стереотип, который стали разделять и полицейские, боровшиеся с большим криминалом через борьбу с криминалом мелким.

В 1990-х в Нью-Йорке придумали применить криминологическую теорию «разбитых стекол» через практику с говорящим названием «останови и обыщи», причем останавливали и обыскивали (а потом зачастую и сажали) в основном чернокожих и других представителей национальных меньшинств. Уровень преступности и правда упал — но осадок остался, как и рекордное количество заключенных в американских тюрьмах (тут также помогла реформа пенитенциарной системы, последовательно ужесточавшая сроки за мелкие нарушения, связанные с наркотиками). Один из шести афроамериканцев в возрасте от 25 до 54 лет сейчас находится за решеткой — при этом в исправительный потенциал американских тюрем давно уже никто не верит, и значительное количество отсидевших довольно скоро возвращаются на нары. Полицейские, убивающие людей, наоборот, очень редко подвергаются сколько-нибудь серьезному наказанию, кроме репутационного. Чаще всего им даже не предъявляют обвинений, поскольку специальные коллегии присяжных решают, что сотрудники действовали в рамках закона и собственных полномочий. Получается замкнутый круг, когда система сама постоянно форсирует и укрепляет стереотип, с которым она якобы должна бороться, — и страдают в результате этого нередко люди, в систему вовсе не вовлеченные.

Полиция пытается арестовать демонстранта, протестующего против полицейского насилия в связи с убийством Алтона Стерлинга. Батон-Руж, Луизиана, США, 10 июля 2016 года
Фото: Shannon Stapleton / Reuters / Scanpix / LETA

Случай Филандо Кэстайла, застреленного сотрудником полиции 7 июля в Миннесоте, в этом смысле, пожалуй, самый симптоматичный. Кэстайл почти пятнадцать лет работал в местной системе государственных школ, следя за тем, чтобы дети правильно питались. Он ни разу всерьез не нарушал закон — что не помешало ему получить тридцать один штраф за неправильную парковку и вождение без ремня безопасности (по статистике, штрафы за подобные проступки афроамериканцам и прочим этническим меньшинствам выписывают во много раз чаще, чем белым).

Кэстайл возвращался из магазина со своей девушкой Даймон Рейнольдс и ее четырехлетней дочерью, когда сотрудник полиции остановил их машину. По словам девушки Кэстайла, мужчина предупредил полицейского, что у него при себе легально купленный и оформленный пистолет; когда Кэстайл полез в карман за правами, полицейский выпустил в него четыре пули. Сразу после этого Рейнольдс стала транслировать происходящее в фейсбук — в течение десяти минут девушка пререкается с полицией, пока Кэстайл умирает рядом с ней. Все это время — даже когда ее выводят из машины и заковывают в наручники — девушка сохраняет по-своему страшное спокойствие. В том, как она произносит фразу «пожалуйста, не говорите мне, что он мертв», сквозит чувство, которое не раз в последнее время описывали афроамериканские публицисты в прессе и фейсбуке. Это не злость, не ярость, не гнев, это какая-то тупая, апатичная, безысходная усталость.

Сюжеты, по которым развивается подобная социальная борьба, не слишком многочисленны и давно описаны в соответствующей литературе — в частности, при любой попытке изменить статус-кво неизбежно наступает фаза сопротивления. Касается это и Black Lives Matter, которых консервативные политики и публицисты винят во всех беспорядках, связанных с протестами против полицейского насилия. Аргумент противников изменений прост: мол, если активистам важны только жизни афроамериканцев, о какой справедливости может идти речь? Рудольф Джулиани, главный энтузиаст практики «останови и обыщи», бывший мэр Нью-Йорка и видный республиканец, в середине июля договорился до того, что обозвал Black Lives Matter расистами, — что звучит особенно неоднозначно, учитывая, что полицейские в Далласе погибли, именно что обеспечивая безопасность активистов Black Lives Matter, митинговавших из-за убийства Алтона Стерлинга.

Марш протеста под эгидой Black Lives Matter в Нью-Йорке. 7 июля 2016 года
Фото: Darren Ornitz / Reuters / Scanpix / LETA

Нынешнюю ситуацию в Америке — сильнейший и как будто непреодолимый общественный раскол, волнения в городах, насилие, кризис в ведущих партиях, общее ощущение полного износа системы — часто сравнивают с 1968 годом, когда крупнейшие города полыхали после восстаний черной бедноты, кандидатов в президенты убивали на улицах, а социальный прогресс предыдущей пятилетки вскоре привел к консервативному реваншу. В этой связи не лишним будет вспомнить, что именно в 1968-м был убит идеолог ненасильственного черного сопротивления Мартин Лютер Кинг и именно тогда у гражданского движения афроамериканцев появились новые лидеры: бывший ученик Кинга Стокли Кармайкл, сменивший мирную риторику на воинственный лозунг «Black Power», и партия «Черных пантер», отстаивавшая право чернокожего населения на вооруженное сопротивление собственному государству.

Конечно, говорить о том, что история повторяется на новом, более кровавом витке, пока рано, и два бывших военнослужащих, у которых раздражение окружающей несправедливостью перешло в желание убивать всех иных и прочих, — это еще не общественное движение. Тем не менее луизианский стрелок Лонг объявлял себя «суверенным гражданином» (человеком, который, грубо говоря, считает, что он ничего не должен государству) и якобы состоял в соответствующей афроамериканской организации. Мелкие группы белых радикалов, считающих, что Америку захватывают чернокожие и мусульмане, а государство им в этом помогает, за последние пятнадцать лет убили на территории США куда больше народу, чем исламисты; потенциальное появление аналогичных ячеек среди афроамериканцев не может не беспокоить политиков и правоохранителей.

Учитывая общий накал нынешней американской политической жизни и текущей президентской кампании, казалось логичным ожидать, что и в отношении убийства полицейских элиты и чиновники разделятся по привычным партийным линиям. Этого, однако, не произошло. На панихиду по погибшим в Далласе в президентском самолете вместе с Бараком Обамой летел его непримиримый оппонент, сенатор от штата Техас Тед Круз; уже в Далласе их встречал местный политик, прежде жестко оппонировавший президенту по вопросу контроля за продажей оружия. Даже Дональд Трамп, специализирующийся на нарушении конвенций политкорректности, в своих публичных заявлениях о трагедии был относительно вежлив — принес соболезнования как погибшим полицейским, так и семьям Стерлинга и Кэстайла и разве что походя обвинил Обаму в некомпетентности. Впрочем, самое интересное — и, возможно, имеющее самые далеко идущие последствия — заявление Трампа должно случиться на днях в Кливленде, где сейчас проходит съезд Республиканской партии, на котором бизнесмен должен быть формально утвержден в роли номинанта на президентский пост. По словам его основного советника, ветерана американских политических игр и бывшего советника президента Украины Януковича Пола Манафонта, основным тезисом центральной речи Трампа станет обещание обеспечить в стране закон и порядок. То самое обещание, которое почти полвека назад привело на пост президента США Ричарда Никсона.

Александр Горбачев, Москва
«МЕДУЗА»

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.