Главная » Политика

Полуночные кочевники

28 мая 2010 Комментариев нет

nenetz1
Серая промозглая мгла – туман ли, морось – скрала звуки и съела лучи полуночного солнца, которое должно было бы стоять низко-низко над северным горизонтом. Краски «месяца большой воды» – Нявды-йиры, и без того скудные днем, вовсе размылись до едва различимых оттенков серого. Размылись, как и силуэты лысых сопок. Как заросли тощего, но высокого тальника по берегам широкой и шумной, заметно обмелевшей реки. Белые пятна снежников на северных склонах бугров да по глубоким, проточенным водой в растрескавшемся камне каньонам, – и те теряются в тусклой пелене, смешавшей воедино мир неба и мир земли.

Варга – торная дорога, которой оленьи упряжки кочевников вместе со стадами тянутся из года в год весной на Север, к краю земли, а осенью возвращаются к Югу, в криволесье, – то хлюпает под ногами бурыми торфяниками, пропитанными пьянящими ароматами багульника-ярзя, то взбирается на сухие гряды-хойку, лишенные даже корявых кустиков карликовой березки.

Возвышенности, усыпанные острыми обломками скал да вросшими в землю древними валунами, навевают тоску. Непонятную печаль загадочности ломаных силуэтов почти человеческих фигур, окаменевших на вершинах песчаных сопок.

Отпечатки широких копыт, черные «орешки» оленьего помета, клочья грязно-белого ворса да узкие следы полозьев нарт – вот едва ли не единственные следы людей на необозримых равнинах, простершихся к западу от белоснежных, исполосованных черными шрамами заснеженных пиков гор Пэ. Впрочем, сейчас всех их поглотила сырая мгла полночи, превратив далекие горизонты всего лишь в воспоминания. Ни единый живой звук не нарушает замершую тишь ночи. Едва ли более темной, чем сумрачный день.

И все же это настоящая ночь. Птицы чувствуют перемену времени лучше всех: их голоса стихли часа за два до полуночи. Скоро, задолго до наступления утра, они вновь оживят необъятные просторы. Пока же некоторое оживление царит лишь на обширных галечных отмелях и серых песчаных пляжах верховий холодной «извилистой» Хараяха.

Здесь сизокрылая чайка-халэв, теряясь в клубах прибрежного тумана, ерошит перо на черной скале посреди пенящихся белыми струями порогов. Маленькие юркие кулички-пыйсавык с тревожным писком, подпустив на несколько шагов, недовольно отлетают прочь, чтобы продолжить искать мелкую живность по берегам оставшихся во множестве после половодья луж. Редко-редко из мглы на длинных острых крыльях бесшумно вынырнет стройная, невесомая в своем полете белоснежная требьяв, – самая изящная из всех птиц этой холодной страны. Вот, пожалуй, и все, кто сумел устоять перед зябким дыханием ночной дремы.

Впрочем, – об этом недвусмысленно говорит узор многочисленных отпечатков на песке, – с раннего утра до позднего вечера берега привлекают намного больше пернатых. Стежки крошечных трехпалых следов пестрых куличков-зуйков хэй-сармик и нум-сармик цепочками вьются по урезу воды на многие метры. Большие перепончатые лапы голосистых гуменников-тиник истоптали весь песок по неглубоким прозрачным лужам, а «колбасками» гусиного помета усеяна вся поверхность пляжей. Там, где гуси жировали не так давно – вечером, перед тем как отправиться ночевать на озера, – поднятая со дна муть еще не успела осесть, и привлекает внимание все тех же суетливых куличков.

Длинноухие зайцы-няуа, песцы-нохо и даже крупный полярный волк-сармик, – все они расписались на пустынном песчаном берегу северной реки, несущей ледяные воды к краю земли. «Туда-где-ничего-нет», говорят кочевники.

Я иду «туда-где-ничего-нет». Впереди не один, не два и не три перехода. Не один день и не одна ночь пути. Сколько – я не знаю. Быть может, мне предстоит идти всю жизнь. Это, в сущности, сейчас не имеет значения. Понятие «день» уже давно перестало существовать для меня. Пройденный путь теперь измеряется не километрами, не часами, а ночевками. Под открытым немеркнущим небом и в пропитанном запахами дыма и выделанных оленьих шкур полумраке ненецких чумов. Я сплю утром, днем, вечером или ночью. Как зверь. Тогда, когда ноги уже не хотят шагать.

Я волен в своем выборе идти. Как ни странно, я свободен даже больше, чем кочевники этой полуночной страны – ненцы, северные ханты и коми-зыряне, хотя мы движемся одной дорогой. Их переход от стоянки к стоянке – касланка, это пятнадцать, чаще десять километров, редко более. Олени-быки устают тянуть тяжело груженые нарты даже по мокрой земле. Даже ночью, когда воздух остывает, а лужи схватываются тонким ледком. Быкам нужен отдых. Хотя бы те несколько часов, пока мужчины выпрягают их и отпускают пастись в тундру, а женщины наскоро ставят чум. Места стоянок вдоль варги легко узнать по нарубленным, сложенным в кучи кустам. Они попадаются через строго определенное расстояние и отмечают путь пастухов. Иногда, непременно на сухом, возвышенном месте близ воды, лежит единственная хворостина, но на голом бугре даже она бросается в глаза еще издали. Радует собой глаз, ибо эта старая ветвь, пролежавшая, быть может, не один год, незримо связывает тебя с человеческим существом, общество которого в безлюдных просторах со временем начинаешь ценить очень высоко.

Мань минам уынд, мань минам… Мань – шаг, минам – другой. Уынд – еще один. Я иду в тундру, я иду в тундру. Страна Уы ненцев. Тундра.

Если заглянуть в какой-нибудь заурядный справочник по физической географии, то в одноименной статье вряд ли отыщется что-либо, кроме академического сухого описания. Почти наверняка из него будет явствовать, что «тундра – это зональный тип растительности субарктических широт северного полушария. Он характеризуется безлесием, преобладанием мохово-лишайниковой растительности, а также низкорослых многолетних трав, кустарничков и низкорослых кустарников на тундрово-глеевых почвах*. Корневища трав, корни, стволы кустарников скрыты в моховой и лишайниковой дерновине. Растения прижимаются к поверхности почвы, образуя густо переплетающиеся побеги в форме подушки. Среди трав преобладают разные виды осок, лютики, розоцветные маки и некоторые злаки. Из вечнозеленых растений встречаются багульник и водянка. Листопадные кустарники представлены ивой, березкой и ольхой. По преобладающим ассоциациям растений различают подзоны тундры арктической, мохово-лишайниковой и кустарниковой.

Арктической тундрой называют подзону тундры, граничащую на севере с ледяной зоной. Растительный покров здесь разорванный, состоит из лишайников, низкорослых трав и кустарничков. Кустарников нет. Растительность покрывает более половины поверхности, значительные площади занимают болота, бугры пучения и озера.

Подзона мохово-лишайниковой тундры лежит между арктической и кустарниковой тундрами. Здесь участки моховой тундры из различных видов зеленых гипновых мхов чередуются с лишайниковыми тундрами из сфагновых, не образующих сплошного покрова. Из растений разреженно встречаются осока, мятлик, ива и другие виды.

Тундра кустарниковая – это самая южная подзона тундры, далее переходящая в лесотундру. Тут широко распространены кустарниковые заросли по долинам рек и на водоразделах. Особенно так называемый ерник из полярной ивы и кустистой ольхи. Местами заросли поднимаются в рост человека, а ивняки – еще выше. Большие площади заняты бугристыми моховыми и осоковыми низинными болотами.

В каждой из трех подзон выделяют свой тип тундры, различающийся по почвенному покрову, формам микрорельефа и ассоциациям растительности. Наиболее характерные типы – это полигональная, пятнистая, каменистая, кочкарная и бугристая тундры…»

Варга тянется по левую сторону от вьющейся в своем каменном русле кристально-прозрачной Хараяха. Она то жмется вплотную к берегу, местами крутому и обрывистому, местами – низкому и пологому, то отодвигается на несколько километров, срезая самые значительные излучины. Но никогда не теряет реку из виду, тянется вдоль нее на Север, к местам летовок оленьих стад.

Я знаю: впереди должны быть еще один или два ненецких чума. Одна или две семьи. Мне известны и родовые имена их хозяев – тэнз, или, как выражаются реже, – еркар. А потом, до продуваемого всеми ветрами побережья Ледовитого океана, – никого. Еще слишком рано. Ненцы, в меньшей степени коми и ханты, уже двигаются на летние пастбища. Они, однако, не слишком торопятся, и я, сам того не заметив, выбился вперед, оказавшись среди самых первых этой весной. Основная волна кочевников пройдет здесь через неделю, не раньше. Тогда ненецкие семьи будут каслать одна за другой, а варга пропитается резкими запахами мочи и помета сотен и тысяч оленей. Поднявшись на сопку и окинув взглядом дали, не составит труда насчитать до десятка маленьких светлых пирамидок чумов, рассеянных по равнине. Некоторые из них будут располагаться бок о бок, образуя нубканана – стойбища. А вокруг чумов – едва заметные издали крошечные прямоугольники нарт, груженных увязанным скарбом или пустых. Внимательно приглядевшись, поодаль от них можно будет заметить и стада: грязно-белые пятнышки, почти сливающиеся с серовато-бурой, болотного цвета кустарниковой тундрой.

Я все иду и иду, тщетно вглядываясь во влажную мглу. Одежда отсырела, а роса, капельками скопившаяся на низкорослой сухой осоке, что осталась желтеть с минувшего лета по мелким болотинам, все же замочила ноги. Начинаю зябнуть. То ли – кажется, то ли правда сделалось еще мрачнее, а воздух – гуще и промозглее. В рюкзаке за спиной среди прочих вещей я несу подарки: металлические гильзы под дробовики двенадцатого, самого распространенного у оленеводов калибра, капсюли, пыжи. Как и другие кочевники, ненцы по натуре очень гостеприимны. Едва ли не в каждом встречном чуме едущего или бредущего тундрой человека непременно пригласят «пить чай» и, если попросишь, не откажут и в крове. Часто хозяин сам будет настаивать, чтобы ты остался «спать»: ему хочется услышать еще не рассказанные новости. И он, будь-то ненец, коми или ханты, сам никогда не спросит о плате. Таковы законы гостеприимства.

Но и взаимное проявление вежливости встретит понимание у хозяев, если и гость предложит от себя небольшой подарок: курево, несколько патронов или даже просто пригоршню желтовато-белых яиц нгарка-нябы, случайно найденных в выстланном теплым пухом утином гнезде, – не важно. Порох же или добротный бинокль, стойкий к превратностям кочевой жизни, – это уже такие подарки, ценность которых трудно переоценить вдали от русских поселков с их магазинами, забитыми товарами. В тундре ничего не утаишь. Слухи, несмотря на значительность расстояний, распространяются удивительно скоро. Во многом – благодаря все тому же обычаю приглашать в чум каждого встречного и поперечного. И случается: встречаешь впервые человека и с удивлением обнаруживаешь, что он тебя уже знает по рассказам брата, племянника или еще кого-нибудь из родственников, близких, дальних или очень дальних. И если ты оставил за собой хорошие воспоминания, то обыкновенная доброжелательность новых знакомых перерастает в неподдельное радушие.

Не однажды мне приходилось убеждаться на собственном опыте, что ненцы любят не только получать, но и делать подарки, по поводу и без повода. Повинуясь внезапному импульсу, кочевник, с которым ты и одного полного дня не знаком, вдруг выхватит нож с гладкой костяной рукояткой и, протянув тебе, скажет: «Бери! Хочес – с хоропкой бери!», то есть с ножнами. Другой, вернувшись с озера, где стрелял уток, ни с того ни с сего возьмет одну и, не терпя возражений, вручит со словами: «Бери! Варить будес!»

Какой густой туман. Не ровен час, повстречаешь еще кого-нибудь из злобных волосатых чертей ненцев – нгылека. И совершенно ни к месту в памяти всплывают строки когда-то прочитанного стихотворения: «Eu ficarei coa neboa. Onde ninguen me escoite».

Но что это? Неужели тощие высокие кусты, почти настоящие деревья? Какие-то расплывающиеся ветвистые силуэты у едва просматривающейся границы чуть более темного «низа» и светлого «верха». Как странно: так далеко на север их не должно быть вовсе. Тем более на возвышенном и относительно сухом месте. Останавливаюсь перевести дух да осмотреться. Разве что разобрать в серой пелене? Мерещится, или и правда чуть поплыл в сторону один куст, за ним второй, третий? Чудеса…

Достаю бинокль, и все встает на свои места. Это олени! Северные олени! Десятки животных, украшенных огромными ветвистыми, еще не окостеневшими рогами – пантами. Олени, светло-серые, некоторые почти белые, теряются в тумане, и только темно-бурые, покрытые нежной бархатистой кожицей панты раскинулись в воздухе ветвями кустарника. Многие быки спят лежа. Кажется, рога торчат из земли, и оттого призрачный «лес» делается еще более осязаемым.

Все больше оленей. Они со всех сторон. Одни стоят, настороженно повернув головы в мою сторону, другие неторопливо и бесшумно тенями бредут прочь. У некоторых на шее висит деревянный «галстук», к которому прицеплена волочащаяся по земле коряга. Она не мешает оленю пастись, но и не дает ему уйти далеко, отягощая шею и цепляясь за каждый кустик, за каждый камень. Любой из окружающих меня рогачей величественен и прекрасен. Любой достоин носить имя менаруй.

Неспеша, я иду сквозь расступающееся стадо, пока не замечаю чуть поодаль трех сгрудившихся быков, запряженных в легкую ездовую нарту. Спавшие подле них собаки, заслышав меня за полсотни шагов, вскакивают и поднимают визгливый лай. Пусть. Эти низкорослые и лохматые оленегонные лайки-венеку приучены охранять стадо, но никогда не бросятся и не покусают ни оленя, ни человека. Собаки крутятся вокруг, заливаются высокими голосами, однако не осмеливаются приближаться близко. Пять черно-бурых псов провожают меня до самой упряжки. Бесформенный силуэт, громоздящийся на нартах, превращается в старика-ненца, закутанного в длинный, до пят, непромокаемый плащ с капюшоном.

— Торова!

— Торова, – слышу в ответ традиционное ненецкое приветствие. Старика звать Андреем. Он из рода Лаптандер – «тот, кто живет на равнине». Мы встречались полмесяца назад, когда чум его стоял в верховьях полноводной Усуа. Мой хороший друг Гаврила из рода Панседа когда-то заплатил ему двадцать оленей выкупа за его дочь, а взамен получил жену и десять оленей в качестве приданого. Знаком я и с его старшим братом Петро Лаптандером, стадо которого сейчас должно быть южнее, в пяти-шести касланках отсюда. Старики чем-то похожи: плоские исполосованные морщинами коричневые лица, крупный для ненцев нос, узкие губы, густая бородка и усы. У Андрея, как и у Петро, та же манера повторять окончание каждой фразы собеседника. Обычный неторопливый разговор с долгими паузами: откуда и куда «едешь», давно ли стоишь здесь чумом, куда каслать – кочевать – будешь, когда? После первых же минут убеждаюсь, что старший из братьев по-русски изъясняется более бегло. Спрашиваю, далеко ли до чумов впереди. В ответ старик показывает рукой в сторону реки. Там, в тумане едва-едва виднеются два островерхих силуэта на высоком яре над Хараяха. А я-то их не заметил.

Прощаемся. Он, закутавшись в дождевик, остается охранять свое стадо, а я отправляюсь дальше. Чумы обхожу стороной: там только женщины и дети, все спят. Переваливаю через пологую вершину хойку и окончательно теряю из виду маленькое стойбище.

Утро все ближе: мгла нехотя рассеивается, а туман тает под легким дыханием пробуждающегося ветерка. Горизонты стремительно отодвигаются прочь. Вот уже и дальние бугры открылись. Чуть поодаль, слева горбится «каменная сопка» – Изъямыльк. По правую руку, за бурлящей рекой вздымаются снежные отроги Оченырд и его самая высокая из вершин – «мыс-гора» Нгэтенапэ. Горная цепь уезжает на северо-восток, становясь все ниже и ниже. Далеко-далеко едва заметно чернеют окутанные низкими свинцовыми тучами последние, самые крайние вершины гор Пэ – священная Нгарка-Манясей, на которой живет почитаемая кочевниками Пэ’мал Хада, «Крайней горы Хозяйка», и не столь высокая Нгутоспэ. А дальше, до самого «там-где-ничего-нет» – лишь слегка всхолмленная равнина.

Несмотря на раннее время, – часы показывают начало пятого, воздух заметно прогревается, хотя все еще зябко. Стоило развеяться туману, как просторы тундры оживают птичьими голосами. Самцы маленьких черноголовых птичек падвы-лэмор поднимаются в воздух то слева, то справа от варги. Со звонкой песенкой они скользят вниз, но не садятся на веточку карликовой березки, а какое-то время летят низко-низко над землей, снова взмывают вверх, и лишь затем опускаются передохнуть.

Стоя на бугре или на валуне, заунывно перекликаются тюльзеа. Эти средних размеров кулички живут непременно на возвышенных, а, следовательно, сухих песчано-каменистых участках. Их не встретишь ни на торфяниках, ни по заболоченным берегам озер. Там их сменяют другие птицы, предпочитающие строить гнезда по сырым местам.

Это длинноногие кулички-пыйсавык, покидающие кладку с короткой трелью. Кроме них тут гнездятся пестрые азиатские бекасы мерця-пертя. «Ветер делает», как зовут их ненцы. А все потому, что во время брачного полета самец кружит высоко в небе и без устали повторяет «вжь-вжь-вжь…», а под конец с громким гулом, напоминающим шум ветра, срывается в пике. В отличие от пыйсавык, мерця-пертя покидает гнездо молча, бегом; прижимается к земле, всячески прикидывается подбитым: лишь бы отвести опасность прочь от яиц.

Разноголосый гогот поднимающихся гусей – крупных нгарка-тиник, няравэй-ябто и не столь больших пыйсырку, сопровождает меня изо дня в день. Те птицы, у кого в гнездах насиженные яйца, при моем приближении поднимаются на крыло в последний момент. Часто, растопырив крылья, подолгу бегут вперевалку и как будто теряют всякий страх. Кроме гнездящихся гусей то и дело встречаются на пути стайки не нашедших пары или потерявших яйца. Осиротевшие птицы собираются вместе по шесть-десять, изредка более двадцати, и кочуют по тундре, кормясь на лужах вездеходных дорог, болотах и озерах.

Проходя возвышенности, я слышу голоса самых заметных хищников тундры – седых канюков-зимняков ныйэра. Они строят свои массивные гнезда – кучи, сложенные из сухих веток, нередко на совершенно пустынном месте. Эти птицы, летая кругами над идущим человеком или упряжкой, оглашают просторы громкими криками. «Киииий – киииий – киииий» – будто нарочно показывают место, где свили гнездо. Следуя их невольным указаниям, его совсем нетрудно отыскать. В неглубоком лотке в это время года почти наверняка можно увидеть три или четыре крупных, грязно-белых яйца. Увы, с точки зрения кочевников эти яйца не представляют никакой ценности, ибо их не едят даже собаки. Следовательно, они не пригодны в пищу и для людей. Что ж, ненцам виднее.

Замечательно, что только еще у двух птиц – я не говорю о самых маленьких, ненцы не трогают кладки из-за поверья, будто разграбление их принесет им несчастье. Речь идет о похожих друг на друга куличках-зуйках, которых зовут хэй-сармик и нум-сармик.

Кочевники неприхотливы в еде, и все же есть такие обитатели тундры, к которым они никогда не притронутся. Не из суеверия, а по самым прозаичным причинам. Быть может, только в исключительном случае, имя которому – голод. Черный ворон-харна, серая ворона-вэрна, сорока-сауни, поморники хуряв и яв-хуряв – главные падальщики страны Уы, подбирающие все, что могут съесть. «Человек мертвый тундра лезыт – первые кусать будут», отвечали ненцы на вопрос, почему не охотятся на этих птиц. Поначалу казалось странным, что люди едят огромных орлов-лимбя, летом гнездящихся на горах, а осенью перекочевывающих на равнины и тоже не брезгующих павшими животными, но не притрагиваются к длиннохвостому поморнику. Потом я перестал выпытывать ответы, удовольствовавшись «очевидным» для всех фактом непригодности этих птиц в пищу.

Сармик, росомаха-игняй, нохо, редкая в здешних краях красная лисица-чёня, горностай-пиику и ондатра – мясо этих четвероногих обитателей тундры также вычеркнуто из привычного рациона кочевников. Исключением, пожалуй, являются ханты, которые регулярно и с удовольствием едят мускусных крыс – ондатр.

Однако живет в тундре одна довольно крупная и заметная птица, чья пригодность или непригодность в пищу неведома кочевникам. Они даже не знают ее имени, хотя в летнее время видят по несколько раз на день. Не то, чтобы один, два или десять человек не знали, как ее зовут; такое случается. В данном случае речь идет о том, что в ненецком языке для нее нет названия. В языке богатом, который отражает множество нюансов животного и растительного мира тундры, природных явлений. Нюансов, которые могут показаться несущественными человеку, чья жизнь не зависит от их знания или незнания.

Птица, о которой я говорю, которой нет, и в то же время она есть – полевой лунь. Его самцы окрашены в заметный издали светло-серый, почти белый цвет, и лишь концы крыльев у них черные. Самки же одеты в скромное буровато-рыжее оперение. Охотясь, луни скользят низко над землей, высматривая мелких пичуг, леммингов и полевок, скрывающихся в траве и среди ветвей низкорослых березок да ив. В ерниках они строят и свои гнезда. Но ненцы не знают этой птицы, а если поверхностно описать ее кочевникам-коми, то они ответят: «Это лунь». Ничего удивительного, если не знать, что лунем они зовут полярную сову.

Так почему же существует эта безымянная птица-призрак? Ответ дают сами же ненцы: «Раньсэ такой не было». О том же твердят и коми. Не было птицы прежде. Не было еще на памяти ныне живых стариков. Откуда она взялась – никто не знает. Ясно одно: полевой лунь, основной ареал которого, как известно, лежит значительно южнее, за несколько последних десятилетий проник далеко в Заполярье. С чем это связано? Возможно, с превращением голой лишайниково-моховой тундры в кустарниковую и, как следствие, появлением подходящих мест для гнездования. Об этом же говорят и ненцы. Правда, по их словам, кусты выросли много раньше, но старики – из тех, что давно умерли, рассказывали, что когда-то в местах, где сегодня щетинятся заросли березок и тальника, землю покрывали лишь мхи, лишайники да трава. А это означает, что граница произрастания кустарников уже в наше время существенно отодвинулась на север.

Связано это может быть с изменениями, происходящими с климатом Арктики. Все соглашаются: становится теплее. Еще одно косвенное подтверждение тому – испорченные, гнилые бивни «земляных оленей» я’хор – мамонтов, родоначальников обычных северных оленей. Их нередко находили под обрывистыми берегами рек, воды которых вымывают древние кости из вечной мерзлоты. Ненцы говорят, что и прежде в этих местах редко встречались крупные «рога», но небольшие куски попадались частенько и не считались за диковинку. Большая часть из них была очень прочная, хорошо сохранившаяся. А сегодня, сокрушаются старики, найдешь кусок «рога» я’хор, а он весь гнилой, крошится. Редко-редко попадется хороший.

Впрочем, сами кочевники ни коим образом не связывают между собой появление кустов, новой птицы и все реже встречающиеся крепкие «рога» мамонтов. Для них земляные олени я’хора – ни чуть не менее живые, чем и их собственные олени-ты. Только живут глубоко под землей.

Несколько десятков лет назад, когда луца – русских в тундре было много больше, чем сегодня, они ставили буровые вышки в надежде отыскать нефть, газ и еще Бог весть что. Сейчас кое-где еще попадаются немые свидетельства их изысканий: перекошенные, выпертые мерзлотой металлические конструкции да искореженные ржавые скелеты техники. К описываемому времени относится и случай, имевший место на черной сопке Пембой. Со слов оленеводов, луца бурили скважину, когда вместо породы на поверхность пошло мясо, много мяса. Новость от чума к чуму разлетелась, точнее, разъехалась с огромной скоростью. Очень скоро вся окрестная тундра знала, что геологи буром убили я’хор. «…молодой был, – рассказывал мне один старик лет шестидесяти. – Мозет, восемь месяц, мозет, полтора год был. Он под землей внизу ходил, метров сто, мозет, а его сверху бур ударил. Убил, конесно. Мясо таскали. Сначала собакам дали, потом сами варили. Кто кусал, вкусно, говорят. Хоросый мясо был». , в тундре было много больше, чем сегодня, они ставили буровые вышки в надежде отыскать нефть, газ и еще Бог весть что. Сейчас кое-где еще попадаются немые свидетельства их изысканий: перекошенные, выпертые мерзлотой металлические конструкции да искореженные ржавые скелеты техники. К описываемому времени относится и случай, имевший место на черной сопке Пембой.

…Солнце пробивается в разрывы между облаками. Сначала робко, потом чаще и чаще зеленовато-бурая тундра вспыхивает яркими пятнами света. Буквально на глазах всхолмленные дали теряют четкость, тают и струятся горячим маревом. Белоснежные вершины Пэ все еще кутаются в драные лохмотья низких свинцовых туч, хлещущих снежными зарядами вперемежку с дождем. Но и там, в мрачных заснеженных ущельях, солнечные лучи мозаикой ложатся на угрюмые ледники, сверкая ослепительными, до рези в глазах, зайчиками расплавленного серебра. Там, на горах, еще властвует зима. А здесь, внизу на равнине, варга убегает вдаль под бойкое тявканье куропачей, карабкается на новую сопку и уезжает в колышущиеся небеса.

Мань минам уынд…

Андрей Шляхтинский

Продолжение следует

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.