Главная » Концепции

Права народов: российское измерение

7 апреля 2010 Комментариев нет

poster-1946Начало XXI века со всей очевидностью свидетельствует: мир вступил в эпоху глобализации. Но очевидно и другое – все многообразие мира не может быть сведено к одной — единственной модели существования. В выступлении на Х Всемирном Русском Народном Соборе митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл отметил: «Одна цивилизация, пусть даже самая могущественная и влиятельная, коей сегодня является западная, не сможет заставить все остальное человечество жить по ее законам, органичным и исторически мотивированным для нее самой, но не являющимся таковыми для других народов и культур».[1]
По данным ООН, сегодня в мире насчитывается около 200 государств, в то же время этой же авторитетной международной организацией зарегистриро вано около 2,5 тысяч народов. Народов, различных по целому ряду характери стик. Народов, не желающих принимать чуждые стандарты поведения и нормы жизни. Не случайно, вторая половина ХХ века отмечена оживлением нацио нальных проблем. Оно характеризуется резким повышением национального са мосознания, стремлением некогда закабаленных народов, даже мелких этниче ских групп, к самоопределению. В этот период, на протяжении жизни одного поколения людей образовалось несколько десятков новых суверенных госу дарств, население которых претендует на то, чтобы считаться самостоятельны ми нациями. При этом общество столкнулось с циничной подменой нравствен ных понятий. Зримо обозначился рост экстремизма, проявляющегося в разжи гании социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, распростра нении идей фашизма, ксенофобии, практики терроризма. Все это не минуло и Россию – супермногонациональное и многоконфессиональное государство.
В связи с этим, особое звучание приобретают проблемы гармонизации от ношений между народами не только на международном, но и на межнациональном уровнях.
Россия, будучи страной многонациональной и многоконфессиональной, обладает уникальным многовековым опытом построения собственной многоук ладной цивилизации. Безусловно, эта позитивная составляющая с помощью на уки должна использоваться максимально.
Не меньшего внимания требует и учет допущенных ошибок и просчетов, которые, в итоге, привели к развалу СССР. К сожалению, причины этого остались злободневными и для Российской Федерации: реализация принципов федерализма без достаточного выявления и учета воли соответствующих народов; стремление «ликвидировать национальный вопрос» автоматически, решая социально-экономические задачи; попытки ускорения «интернационализации» жизни наций как предпосылки их слияния в общероссийскую. Все это ведет к игнорированию национальных особенностей развития народов и, как следствие, сопротивлению проводимой политике.
Очевидно, что научные изыскания призваны акцентировать внимание на механизмах консолидации усилий государственной власти и институтов граж данского общества по формированию межнационального мира и согласия, обо гащению многовековых самобытных культур и традиций народов нашей страны, упрочению принципов взаимоуважения и веротерпимости.
К сожалению, правотворческая активность последних лет как междуна родного сообщества, так и России, не дает ожидаемых результатов из-за отсутствия четкого и однозначного определения правового статуса народов. Сами понятия «народ» и «права народов» понимаются и трактуются достаточно широко и противоречиво.
Сложность и многогранность категории «права народов» делает ее объ ектом исследования различных наук: политологии, социологии, философии и юриспруденции. Однако, в более полном и всестороннем анализе нуждается именно правовой аспект данной проблемы. Все это объясняет актуальность темы и необходимость ее углубленного изучения.
Опираясь на международно-правовые акты, Конституцию и законы Рос сийской Федерации, обозначим некоторые концептуальные подходы к реше нию отмеченных проблем.
Российская Конституция в понятие «народ» вкладывает три базовых зна­чения: народ как политическая общность (многонациональный народ Российской Федерации), источник и субъект публичной власти; народ как территори альная общность, как население определенной территории; народ как наднаци ональная политико-территориальная общность, обладающая правом на равно правие и самоопределение. При этом главным критерием идентификации наро да как общности является объединение единой территорией проживания. Фак торы этничности, религиозности, политической и социальной принадлежности, не являясь обязательными, усиливают или снижают консолидированность.[2]
Конституция Российской Федерации, закрепив формулу «многонацио нальный народ Российской Федерации», с одной стороны, зафиксировала раз личные содержательные характеристики понятий «народ» и «нация»: народ – население государства, нация – этнос. С другой – употребив данный термин, определила перспективу формирования единой гражданской нации страны.
На территории Российской Федерации проживают народы, представля ющие собой сложную по целому ряду количественных, социально-политиче ских, экономических, идеологических, культурных, религиозных, этнических факторов структуру. Их можно объединить в четыре основные группы: государствообразующий титульный народ страны (русский – народ, составляющий абсолютное большинство населения страны и играющий определяющую роль в созданном государстве), коренные малочисленные народы регионов страны;[3] коренные титульные народы субъектов РФ,[4] национальные меньшинства.[5]
Права народов, возникнув и развиваясь в рамках системы прав человека, оказались ограниченными этими пределами при решении проблем тех или иных общностей. Исходя из этого, существует настоятельная необходимость рассмотрения прав народов как нового самостоятельного направления в струк туре прав человека. Соответствующим определением понятия «права народов» могло бы быть: «Права народов – это особые коллективные права человека, связанные с его принадлежностью к определенной территориальной, полити ческой и национальной (наднациональной) общности; права, характеризуемые возможностью их реализации только общностью; права, которые регулиру ются системой международно- и национально-правовых норм, определяющих положение этих общностей в мире (в государстве) и создающих надежные гарантии для их сохранения, жизни и развития».
В становлении и развитии прав народов целесообразно выделить четыре основных периода и соответствующие им поколения прав. Первый период характеризуется ликвидацией феодализма и образованием централизованных го сударств в Европе. В это время появляется поколение прав, связанных с на родным суверенитетом. Все более явным становится, что, создав государство, народ пользуется им для выражения своей воли. Второй период приурочивается к вступлению капитализма в монополистическую фазу. Превалирующей стано вится идея равноправия и самоопределения народов. Третьему периоду в поста новке, решении и развитии прав народов – советскому – положила начало Ок тябрьская революция 1917 г. Он связан с утверждением права народов на су ществование и развитие. Четвертый период становления прав народов знамену ется этническим ренессансом. Здесь – стремление к сохранению самобытности народов.
Предлагается классификация прав народов, связанная с двумя основани ями: с возможностью самовыражения народа (внутренне присущие права) и с реализацией народного суверенитета в различных сферах жизнедеятельности: политической, социально-экономической и культурной.
Для этого возможно выделение следующих основных групп прав народов:
Внутренне присущие права – права, которые базируются на стремлении народов самостоятельно определять свою судьбу: право на самоопределение, на самоидентификацию (имя, язык).
Политические права – права, связанные с порядком делегирования наро дом своего суверенитета государству: право на власть, на равные права с дру гими народами, на национальную и международную безопасность (на мир), на участие в решении национальных и глобальных проблем.
Социально-экономические права – права, являющиеся материальной основой суверенитета народа: право на неотъемлемый суверенитет над своими природными ресурсами, на свободное распоряжение собственными богатства ми, на справедливое с другими народами распределение прав и возможностей, на достойную жизнь.
Культурные права – как идеологическая форма реализации суверенитета народа: право на культурное развитие, на самобытность, на информацию о других народах.
Необходимость гармоничных отношений, неразрывно связанных между собой прав человека и прав народов, объясняется логикой их диалектической взаимосвязи. Она заключается в определенной самостоятельности каждого права.
Во-первых, права народов – это не сумма индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную общность. Они имеют качественно иные свойства, по являются и формулируются по мере становления целей и интересов коллектив ного образования.
Во-вторых, ценностный смысл выработанного тысячелетним опытом цивилизации набора универсальных прав человека состоит в том, что в них заложен потенциал тех естественных и непременных свойств, которые необ ходимы для нормальной жизнедеятельности человека и человечества в целом.
В-третьих, многонациональному народу Российской Федерации присуще чувство коллективизма.[6] Коллективная психология россиян сформировалась в естественной среде. Громадные пространства страны, суровые климатические условия, труднопроходимые территории заставляли и заставляют, чтобы вы жить, действовать совместно, общиной, всем миром. Это не нивелирует лич ность, а делает ее более защищенной. В таких условиях коллективное и индиви дуальное должны сочетаться, дополняя друг друга, обеспечивая возможности для гармоничной жизни народа.
В связи с этим коллективные права не могут ставиться выше индивиду альных прав, а должны находиться с ними в гармонии, проверяться ими «на качество»; любой российский правовой документ, касающийся коллективных прав, должен рассматриваться как часть уже существующей системы правовых стандартов по правам человека; необходима систематизация норм российского и международного права, относящихся к правам народов; целесообразен вы пуск официального издания сборников российских и международных правовых актов, касающихся прав народов, как ратифицированных Россией, так и находя щихся на стадии рассмотрения.
Изменения последних лет в сфере межнациональных отношений с особой остротой ставят вопрос о необходимости уточнения как в конституционном (государственном), так и в международном праве содержания понятия «госу­дарственный суверенитет». Россия могла бы обосновать целесообразность оп­ределения в международно-правовых актах четких механизмов его реализации, предусматривающих: а) пределы, ограничивающие принципы государственно го суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств, за которы ми начинаются не только права человека, но и права различных групп народов; б) исчерпывающий перечень мер, применяемых мировым сообществом к госу дарствам за геноцид, этнические чистки, массовые нарушения прав человека; в) специально утвержденные международные институты и организации, уполномоченные, при наличии соответствующих условий и критериев, прибегнуть к этим мерам.
Исходя из аксиомы о том, что каждый народ должен обладать всеми пра вами и свободами, закрепленными в российских и международных правовых актах (иметь право на равные права), государственная политика Российской Федерации по отношению к народам страны должна основываться на знании их реального положения и сопровождаться принятием соответствующих феде ральных законов, разработкой и реализацией программ развития на краткосроч ную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, каждая из которых имела бы свои определенные цели и задачи. Эти программы должны реализовываться параллельно, во взаимосвязях и в логической последовательности, поступательно, то есть — от достигнутого к новым положительным результатам. Целесооб разны федеральные законы и программы развития: а) русского народа, как в целом по России, так и в конкретных субъектах Федерации, в регионах с учетом его исторической, государствообразующей, собирательной и солидарной роли; б) народов в республиках и автономиях, особенно там, где высок коэффициент много национальности и особенно там, где идут объединительные процессы по укрупнению субъектов Федерации; в) коренных малочисленных народов с учетом их катастрофического положения и фактического сворачивания прог рамм их развития; г) национальных меньшинств с предоставлением им права на традиционные формы национально-культурной автономии.
Наиболее трудным вопросом правового регулирования является вопрос взаимоотношения власти и общества. Ежегодное «совершенствование» избира­тельного законодательства доказывает, что законы по реализации высшего непосредственного выражения власти народа воспринимаются федеральными властями как акты временные, с ограниченным сроком действия, создаваемые в каком-то смысле для правящей элиты. Тогда как правомерным основанием их изменения может быть только социальная обоснованность – непреодолимые трудности, создаваемые прежними законами. Проблема заключается в том, что непосредственно свою власть народ может проявить лишь на выборах, когда он становится электоратом, и кандидатам в любой уровень власти необходимы его голоса, а затем между властью и народом возникает пропасть. Главным усло вием ее преодоления должен стать переход наших соотечественников на «граж данский стиль поведения». Становлению гражданского общества как действен ного фактора единения народов Российской Федерации, превращению российского народа из объекта в субъект управления, может способствовать корректи ровка деятельности партийных и общественных организаций. Нынешние пар тии перестают быть выразителями сословных интересов, генераторами новых идей. Для создания настоящей партийной системы и авторитетных обществен ных организаций и движений необходимы новые федеральные законы о поли тических партиях и об общественных организациях, а также установление через Общественную палату, Ассамблею народов России действительного диалога различных слоев населения друг с другом и общества с властью.[7]
Регулирование социальной, этнической жизни народов Российского госу дарства зависит от условий формирования и бытия собственно этнических эле ментов народов: природных, географических, территориальных, экономиче ских, социальных, государственно-правовых. В связи с этим необходим диф ференцированный подход к укреплению доходных полномочий субъектов РФ. Государство должно обеспечить такие условия, чтобы каждый гражданин стра ны, независимо от места проживания, мог получать одинаковые социальные гарантии. Весьма важным в этой связи представляется принятие федерального закона «Об основах государственной национальной политики Российской Федерации», в котором были бы, в том числе, представлены и государственные социальные стандарты.[8]
Сегодня весьма актуально последовательное и целенаправленное прове дение линии на единение народов России, при котором все граждане идентифицируют себя со своим государством, выстраивая отношения на крепком и общем для всех российском знаменателе – единой тысячелетней духовной традиции, выражающейся в коллективной психологии россиян и их соборности.
Базовым условием гарантии прав народов должно стать реформирование федеративного устройства России. В ближайшей перспективе наиболее целесо­образен эволюционный путь постепенного, поступательного укрупнения субъ ектов Российской Федерации, предполагающий их реальное равноправие, про возглашенное Конституцией (ч. 1 и 4. ст. 5) и, как следствие, – равноправие всех народов России. Необходимым условием является выработка модели укрупне ния (объединения) субъектов – как ориентир (причем, разумно гибкий), к ко торому необходимо стремиться.
Сегодня самочувствие любого, даже самого небольшого по численности из российских народов, а вместе с ним и стремление либо отмежеваться и обо­собиться от других, либо жить в единой семье, зависит от двух факторов: во-первых, от того, како вы гарантии сохранения его самобытности и защиты от возможных притесне ний и, во-вторых, от степени его свободы в своем самоуправлении и развитии.
Если нашей стране, а равно и международному сообществу, удастся обес печить эти условия, для большинства народов будет изжито явление, называе мое агрессивным или экстремистским сепаратизмом.

Фомиченко М.П.

[1] См.: Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Х Всемирном Русском Народном Соборе: «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке». – М., 2006.
[2] Заметим, что понятие «народ» нередко употребляется и при характеристике совокупности различных соци альных слоев общества (в узком значении).
[3] Коренные малочисленные народы – народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. См.: Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».
[4] Характеристика народа, по наименованию которого названо соответствующее государство или национально-государственное образование.
[5] Национальным меньшинством в Российской Федерации признается проживающая в России часть народа, имеющего за ее пределами государственное образование и сохранившая в инонациональной среде националь ное самосознание, язык, культуру, традиции и другие присущие этнические особенности. К национальным меньшинствам в Российской Федерации относятся также лица, принад лежащие к народам, не имеющим за пре делами России своих государственных образований, если иное не определено законом. См. Фомиченко М.П. Защита прав народов в Российской Федерации. – М., 2005. С. 240.
[6] Его не следует противопоставлять европейскому индивидуализму. Ибо и там признаются права коллективов, общностей и объединений. Кроме того, Россияне всегда ценили честь, достоинство как индивидуальные качества личности.
[7] См.: Нетреба Т. Партии. Перезагрузка // Аргументы и факты, 2006, № 14.
[8] См.: Ткач А. Народов много. А нация одна. // Парламентская газета, 2006, 7 апреля.

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.