Ратникова: «Религиозное образование в России: за и против».
В 2009 году Министерство образования и науки Российской Федерации проводит эксперимент по введению так называемого религиозного образования в российских школах. Часто ли вы слышите фразу – о том, что сегодняшняя молодежь безнравственна, и потеряла какие либо ориентиры.
Уровень рождаемости хоть и растет, но в больших городах все еще людей умирает больше, чем рождается. Количество разводов растет, а количество браков падает. Все это во многом последствия не соблюдения религиозных норм, потери ценности семьи, верности и любви.
По некоторым опросам общественного мнения количество людей считающих себя верующими достаточно велико, вместе с тем, количество людей реально посещающих церковь, мечеть или синагогу неуклонно уменьшается.
Сегодня, когда многим родителям загнанным в угол постоянной гонкой за зарабатываем денег, просто некогда заниматься воспитанием своих детей – указанной воспитательной функцией могли бы заняться учебные заведения, как впрочем, это когда то было в советские годы.
Привитие нравственных основ, воспитание толерантности — все это как раз дают уроки по основам религиозной этики.
Вместе с тем, проводимый эксперимент предлагает родителям на выбор альтернативу – или преподавание основ православия, или основ ислама и других религий, или преподавание такого общего предмета – как история религий и светская этика.
Сказать честно, когда я впервые услышала о такой альтернативе, то контекст сразу навел на мысли о негативных сторонах такого воспитания. Дело в том, что в некоторых регионах России, где преобладающее большинство учеников школы исповедовало православие – родителями было принято преподавание в школе основ православия, вместе с тем, мнение родителей, находившихся в меньшинстве – не желающих чтобы их детям преподавали основы православия учтено не было. Что приводило к конфликтам и противоречиям, а самое главное нарушало основы конституции России – где закреплено право человека на свободу совести и выбора вероисповедания.
С другой стороны, при выполнении рекомендаций Министерства образования и науки РФ – в школах, где проводиться эксперимент по введению религиозного образования – технически преподавание должно проходить следующим образом. Учеников класса по решению родителей должны разделить на группы, в зависимости от выбранного предмета в рамках выбора программы религиозного образования, и в отдельных классах преподавать либо светскую этику либо основы одной из религий.
А теперь поставьте себя на место ученика четвертого класса, которого почему то выделяют из остального числа учеников и обучают предположим основам ислама, когда все остальные ученики обучаются основам православия. Не приведет ли это, к обратному результату. Когда уже начиная со школы, в кавказских регионах и Татарстане – «белыми» воронами будут изучающие основы православия, а в центральной России – изучающие другие религии.
Следующие не маловажный вопрос – а кто учителя? Очевидно, что религиозные учреждения не могут обеспечить своими сотрудниками все школы России. Значит, преподавать как светскую этику, так и основы различных религий будут обычные учителя обществознания, которые в большинстве своем в еще недавние советские годы были атеистами. И если бы речь шла, хотя бы о предмете история религий, который в рамках своего курса мог бы осветить учитель истории, но ведь речь идет о преподавании основ различных религий.
И как учитель, который иногда руководствуется мифами и стереотипами в отношении той или иной религии, может дать ученику, с неокрепшим сознанием, не способному отличить истину от домыслов – основы, того, что он сам не очень хорошо знает – мне представить сложно.
Вместе с тем, воспитание современной молодежи конечно требуется. Но, возможно, стоит более активно развивать воскресные школы, проводить дополнительные мероприятия по привлечению молодежи в основные религиозные конфессии, разговаривать с молодежью на понятном ей языке – а не навязывать что то.
Что касается религиозного образования в школах – да, это важно. Но, на мой взгляд нет технологии работы, и людей способных дать нужную информацию школьникам. Преподавание светской этики – думаю, возможно и сейчас. Но даст ли такой предмет, результат, требуемый сегодня. Будут ли молодые люди более нравственными и честными, смогут ли они быть более милосердными и отзывчивыми, после изучения этого предмета? А ведь именно воспитания молодежи – ставиться основной задачей введения религиозного образования.
И в завершении – многие ли из Вас читали священные труды других религий? Знаете ли вы о сходствах и различиях религии которую исповедуете вы и других религий?
Сегодня многие люди – руководствуются стереотипами и мифами, когда говорят о других религиях. Огромное количество мифов сегодня работает против ислама, когда не больше чем молитва – расценивается как террористический призыв. И возможно, изучение, хотя бы основ каждой из религий, позволит хоть немного объединить людей. Потому что сегодня противоречия и конфликты часто происходят, просто из-за отсутствия понимания природы явлений.
Подробнее разговор о религиозном образовании и роли религии в жизни молодого человека смотрите в эфире программы «Мы-Россияне».
Согласна с Вами полностью.
У меня есть еще одно дополнение: изучение религии или светской этики не гарантирует приобретения учеником нравственности, духовности. Эти штуки воспитываются в комплексе: в семье, школе, через СМИ. А сейчас как получается — в школе два урока «чего-то-там», а в остальной жизни — пошлость, мерзость, стресс и пр.
И что эти два урока решат? Ничего. Но у чиновника каждого ранга в отчете будет стоять галка об исполнении. Такое ощущение, что это именно для отчета и делается, потому что не по уму. Это самое и видно из Вашей статьи. Спасибо.
Религия не воспитывает , а дает понятие о нормах (что есть благо ,а что грех) подкрепленных опытом веков.
А человек уже сам волен выбирать грешить ему или нет. Но без Благой вести он всегда склонен самого себя ставить в центр вселенной , а так хоть скромнее будет себя вести.
Leave your response!