Главная » Политика

Ратникова: «Религиозное образование в России: за и против».

9 ноября 2010 2 комментария

rat7-2В 2009 году Министерство образования и науки Российской Федерации проводит эксперимент по введению так называемого религиозного образования в российских школах. Часто ли вы слышите фразу – о том, что сегодняшняя молодежь безнравственна, и потеряла какие либо ориентиры.

Уровень рождаемости хоть и растет, но в больших городах все еще людей умирает больше, чем рождается. Количество разводов растет, а количество браков падает. Все это во многом последствия не соблюдения религиозных норм, потери ценности семьи, верности и любви.

По некоторым опросам общественного мнения количество людей считающих себя верующими достаточно велико, вместе с тем, количество людей реально посещающих церковь, мечеть или синагогу неуклонно уменьшается.

Сегодня, когда многим родителям загнанным в угол постоянной гонкой за зарабатываем денег, просто некогда заниматься воспитанием своих детей – указанной воспитательной функцией могли бы заняться учебные заведения, как впрочем, это когда то было в советские годы.

Привитие нравственных основ, воспитание толерантности — все это как раз дают уроки по основам религиозной этики.

Вместе с тем, проводимый эксперимент предлагает родителям на выбор альтернативу – или преподавание основ православия, или основ ислама и других религий, или преподавание такого общего предмета – как история религий и светская этика.

Сказать честно, когда я впервые услышала о такой альтернативе, то контекст сразу навел на мысли о негативных сторонах такого воспитания. Дело в том, что в некоторых регионах России, где преобладающее большинство учеников школы исповедовало православие – родителями было принято преподавание в школе основ православия, вместе с тем, мнение родителей, находившихся в меньшинстве – не желающих чтобы их детям преподавали основы православия учтено не было. Что приводило к конфликтам и противоречиям, а самое главное нарушало основы конституции России – где закреплено право человека на свободу совести и выбора вероисповедания.

С другой стороны, при выполнении рекомендаций Министерства образования и науки РФ – в школах, где проводиться эксперимент по введению религиозного образования – технически преподавание должно проходить следующим образом. Учеников класса по решению родителей должны разделить на группы, в зависимости от выбранного предмета в рамках выбора программы религиозного образования, и в отдельных классах преподавать либо светскую этику либо основы одной из религий.

А теперь поставьте себя на место ученика четвертого класса, которого почему то выделяют из остального числа учеников и обучают предположим основам ислама, когда все остальные ученики обучаются основам православия. Не приведет ли это, к обратному результату. Когда уже начиная со школы, в кавказских регионах и Татарстане – «белыми» воронами будут изучающие основы православия, а в центральной России – изучающие другие религии.

Следующие не маловажный вопрос – а кто учителя? Очевидно, что религиозные учреждения не могут обеспечить своими сотрудниками все школы России. Значит, преподавать как светскую этику, так и основы различных религий будут обычные учителя обществознания, которые в большинстве своем в еще недавние советские годы были атеистами. И если бы речь шла, хотя бы о предмете история религий, который в рамках своего курса мог бы осветить учитель истории, но ведь речь идет о преподавании основ различных религий.

И как учитель, который иногда руководствуется мифами и стереотипами в отношении той или иной религии, может дать ученику, с неокрепшим сознанием, не способному отличить истину от домыслов – основы, того, что он сам не очень хорошо знает – мне представить сложно.

Вместе с тем, воспитание современной молодежи конечно требуется. Но, возможно, стоит более активно развивать воскресные школы, проводить дополнительные мероприятия по привлечению молодежи в основные религиозные конфессии, разговаривать с молодежью на понятном ей языке – а не навязывать что то.

Что касается религиозного образования в школах – да, это важно. Но, на мой взгляд нет технологии работы, и людей способных дать нужную информацию школьникам. Преподавание светской этики – думаю, возможно и сейчас. Но даст ли такой предмет, результат, требуемый сегодня. Будут ли молодые люди более нравственными и честными, смогут ли они быть более милосердными и отзывчивыми, после изучения этого предмета? А ведь именно воспитания молодежи – ставиться основной задачей введения религиозного образования.

И в завершении – многие ли из Вас читали священные труды других религий? Знаете ли вы о сходствах и различиях религии которую исповедуете вы и других религий?

Сегодня многие люди – руководствуются стереотипами и мифами, когда говорят о других религиях. Огромное количество мифов сегодня работает против ислама, когда не больше чем молитва – расценивается как террористический призыв. И возможно, изучение, хотя бы основ каждой из религий, позволит хоть немного объединить людей. Потому что сегодня противоречия и конфликты часто происходят, просто из-за отсутствия понимания природы явлений.

Подробнее разговор о религиозном образовании и роли религии в жизни молодого человека смотрите в эфире программы «Мы-Россияне».

РЕЛИГИЯ И РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ СЕГОДНЯ

2 комментария »

  • Наталья said:

    Согласна с Вами полностью.

    У меня есть еще одно дополнение: изучение религии или светской этики не гарантирует приобретения учеником нравственности, духовности. Эти штуки воспитываются в комплексе: в семье, школе, через СМИ. А сейчас как получается — в школе два урока «чего-то-там», а в остальной жизни — пошлость, мерзость, стресс и пр.
    И что эти два урока решат? Ничего. Но у чиновника каждого ранга в отчете будет стоять галка об исполнении. Такое ощущение, что это именно для отчета и делается, потому что не по уму. Это самое и видно из Вашей статьи. Спасибо.

  • волынский said:

    Религия не воспитывает , а дает понятие о нормах (что есть благо ,а что грех) подкрепленных опытом веков.
    А человек уже сам волен выбирать грешить ему или нет. Но без Благой вести он всегда склонен самого себя ставить в центр вселенной , а так хоть скромнее будет себя вести.

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.