Главная » Политика

Регионалистика Кавказа: конфликт проектов

1 февраля 2010 Комментариев нет

kadirovГлавная интрига создания нового, восьмого по счету, федерального округа заключается в расхождении проектов по административно-территориальному обустройству России. Эксперты большей частью не связали образование СКФО 19 января и последовавшее сразу за этим 21 января заявление спикера Государственной Думы Бориса Грызлова о необходимости укрупнять субъекты федерации за счет присоединения к ним дотационных регионов. Вместе с тем два столь различных подхода – объединение проблемных регионов по характеру общих проблем и присоединение «на поруки» дотационных регионов к регионам-донорам вскрывает очевидную вещь: в нашей стране мало кто знает как эту самую страну правильно регионализировать.

Проект создания Северокавказского федерального округа, как видится, имеет ряд недостатков, которые проявились сразу с его учреждением. Во-первых, черкесские организации, в частности, «Адыгэ Хасэ» и расположенные в Иордании «Друзья адыгов Кавказа» высказались против того, что в СКФО не включена Республика Адыгея, находящаяся в качестве анклава внутри Краснодарского края, а по отношению к компактному проживанию родственных черкесов и кабардинцев выступающая эксклавом. Наряду с актуальными проектами объединения черкесов («Черкесиада», проект единого этнонима для адыгов, черкесов, шапсугов и кабардинцев во время переписи населения в 2010 году) разделение этноса по различным федеральным округам сразу было воспринято как угроза и попытка ослабить черкесскую элиту, а заодно оттянуть решение черкесского вопроса.
Согласно законодательству, полномочный представитель президента не несет каких-то конкретных управленческих функций. В его функции входит «согласовывать», «участвовать», «инспектировать». То есть, это должность без каких-то формальных управленческих функций. Федеральный округ также не ограничивает права субъектов федерации, а лишь определяет их круг для единого подхода в политике центра по отношению к группе субъектов. Естественно, у регионов северо-запада России одни проблемы и сильные стороны, у Дальнего востока – другие, у Поволжья третьи. И разделение черкесов по разным округам не несет само по себе принципиальной угрозы. Угроза ощутилась после заявления Бориса Грызлова, именно тогда призрачные условные границы федерального округа на деле оказались силовым полем, которое не позволит Адыгеи из Южного ФО присоединиться к регионам другого округа.
Следом за черкесами полог подала другая республика юга России – Калмыкия. Устами Кирсана Илюмжинова были сформулированы опасения калмыков о том, что, оставшись один на один с русскими регионами, она тоже может исчезнуть с административной карты России как субъект. Также Илюмжинов предложил интересную форму конституционного суицида, провозгласить один субъект – Российскую Федерацию, надеясь, что это будет воспринято как шутка.
Другой изъян заключается в типе формирования федеральных округов. Если первые семь были созданы исходя только из регионалистских позиций, продиктованных а) экономическими районам, б) военными округами, в) характером расселения; то восьмой создан по этническому принципу (Ставрополье включено в СКФО как основная площадка переселения «соотечественников с Южного Кавказа», в частности армян, которые, начиная с 90-х, плотно укоренились на юге субъекта). Даже если это не так, то видится это именно в таком свете. Таким образом, возникает опасность изменений в идентичности жителей Северного Кавказа. Если раньше они имели общий с русскими федеральный округ, то что объединяет их сейчас? Стоит ли думать, что Москва изолировала их в отдельный административно-территориальный заповедник, где будут проводиться сомнительные хлопонинские экономические эксперименты?
Что же случилось с Южным федеральным округом? Вопреки заявлением последних президентов о необходимости уменьшать количество бюрократии в стране, он не был разделен, а субъекты не включены в Центральный и Приволжский федеральный округа. Именно такой подход был бы логичным, учитывая, что этот округ в первоначальном виде существовал только на основе исторической судьбы (покорение русскими Кавказа). Только с Северным Кавказом он мог считаться исторически закономерным. По какому признаку в Южном ФО сейчас объединены регионы, уже никто не сможет ответить.
Однако наряду с досадными недоработками появляется возможность оперировать кавказскими республиками исходя из их исключительной специфики. Прежде всего, это проблемы демографии, умноженные на трудности поиска работы и захват отдельных отраслей экономики отдельными тейпами и тухумами.
Чисто экономические механизмы тут негенералу-губернатору Хлопонину будут не в помощь: как известно, открытый рынок не работает в условиях существования двух и более идентичностей, приверженность к которой ее представители готовы отстаивать. Вычленить тот слой молодых кавказцев, которые видят Кавказ в составе России, требуют ускоренной модернизации региона и заодно широкополосный Интернет для удаленной работы – основная задача в федеральном округе, которую можно решить единой окружной программой.
Другая экономическая проблема также локализуется внутри округа и не выходит за его границы – вопрос о земле. Нерешенность этого вопроса и затрудненность применения земельных законов России к республикам – основная и фундаментальная проблема недовольства местного населения. Заметим, уже в Адыгее эта проблема стоит не так остро и, по большому счету, уже выделяет ее из состава СКФО. Например, один из лидеров «Адыгэ Хасэ» в Адыгее Аскер Сохт более благосклонно относится к тому, что республика не попала в новый федеральный округ. Во всяком случае, в интервью «Натпресс» красной линией проходила идея отсутствия общих проблем с Карачаево-Черкессией и Кабардино-Балкарией, где вопрос о разделе межселенных земель привел к столкновениям на этнической почве между черкесами и кабардинцами с одной стороны и тюрками (карачаевцами и балкарцами) с другой.
Возможно, раздел межселенных земель потребует неординарных решений за пределами правового поля и приостановке де-факто действия законов, регламентирующих земельный вопрос в рамках федерального округа именно в таком составе субъектов.
Конфликтующая с проектом Северокавказского ФО идея объединения субъектов Б.Грызлова ответы на две выше перечисленные проблемы не дает. Во-первых, живущие вполне «по-рыночному» руссконаселенные субъекты не готовы вкладывать деньги в развитие новообретенных территорий, так как они вполне закономерно выглядят «зонами рискованных инвестиций». Во-вторых, живущие в условиях достатка земли Краснодарский край, Калмыкия, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области не готовы рассматривать альтернативные пути решения земельного вопроса своих новых, присоединенных в процессе своего укрупнения, национально обремененных территорий как свои собственные.
Укрупнению субъектов по-грызловски тут выступает и чистая география. Целесообразно объединять регион-донор и дотационный регион тогда, когда есть общая граница, а она есть не у всех. Дотационные республики Кавказа находятся не вперемешку с регионами-донорами, а вплотную друг к другу, что отрицает их возможное включение куда-либо. А это значит, что в борьбе проектов побеждает уже начавшееся объединение в рамках СКФО.
Но не стоит считать, что два регионалистских проекта взаимоисключающие. Процесс укрупнения субъектов локально применим в ряде случаев в рамках бывшего Южного ФО. Вполне возможно, что через 5-7 лет мы увидим новый субъект в Краснодарском крае, который поглотит Республику Адыгею; и Астроханско-калмыкский край, поскольку Астрахань и Элиста связаны не только тесными региональными историческими узами, но и характером занятости населения: молодые калмыки предпочитают работать в Астрахани, а астраханские кампании давно уже привязали Калмыкию своими розничными сетями.

Виталий Трофимов-Трофимов
Координатор Международного Движения по защите прав народов

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.