Главная » Политика

Русский национализм Дмитрия Медведева

22 февраля 2011 2 комментария

medvedПрошедший 11 февраля в Уфе Госсовет подчеркнул правильность курса президента России на строительство в нашей стране единой нации, тем самым Дмитрий Анатольевич подчеркнул необходимость завершения процессов, прерванных Октябрьской революцией 1917 года – процессов превращения России в государство русских.

В современной теории нации есть несколько определений этого феномена, это условно «политическая нация» и условно «этническая нация». Первый вид наций восходит к гражданскому обществу, гражданству и культурному единству населения страны. Теория этой гражданской или политической нации была сформулирована во времена Просвещения и обрела практическое выражение в ходе Французской революции 1789 года. На основе этой теории был созданы Лига наций и Организация объединенных наций, и является доминирующей в политологическом сообществе. Теория этнической нации, утверждающей, что нация это что-то дающееся по умолчанию каждому этносу на определенном этапе его развития, является во многом политической технологией, разработанной немецкой историко-философской школой, и успешно применяемой для обоснования экспансионистских целей Первой мировой войны, а позже взята на вооружение Советским Союзом под видом «права наций на самоопределение» для разрушения колониальных империй и капиталистического мира.

В самом СССР несмотря на то, что он был представлен в ООН как национальный союз, нации как таковой не было, ее заменяла новая оригинальная классовая общность, которая отличала СССР и от государства-нации и от империй, где нации как таковой нет, а есть наэтническая сверхидея, чаще всего выражаемая в религии. Называть классовый советский строй нацией как минимум некорректно. В связи с этим нациями советская наука обозначала этнические группы вне зависимости от их требований на политическую, культурную или иную автономию. В странах враждебного блока нациями советские идеологи называли этнические меньшинства, которые под лозунгом «права наций на самоопределение» предлагалось освобождать.

Советское понимание нации перешло и в российскую политическую науку, где часть научного сообщества под нацией понимают этническую группу (русских, татар, чеченцев, бурятов), а под национальностью – этничность. Вооружившись этим же определением, выступают разного рода националисты, которые, по сути, являются этническими активистами. То есть людьми, выступающими за равные или преимущественные права своего этноса, а иногда выступающими с позиции этносепаратизма, предлагая, например, отделить русских от Кавказа.

Россия как государство-нация

Дмитрий Медведев заявлял ранее и подчеркнул эту позицию на Госсовете: он является сторонником теории государства-нации, теории, созданной Великой Французской революцией, сторонником условной «политической нации». По ней в государстве есть одна нация, внутри которой есть разной степени автономные этнические группы.

Заявить такое еще лет 10 назад было бы невозможно из-за значительной ревнивости «национальных республик» к своему статусу. Существовавшие в то время «особые отношения» регионов с федеральным центром давали свободу выхода из состава России любой республике в случае, если ее руководству что-то не понравится в диалоге с Москвой. Эти особые отношения были ликвидированы за время президентства Владимира Путина, а федеральная модель была пересмотрена в пользу усиления центра.

Что же предлагает России Дмитрий Анатольевич? Вернуться к европейской модели нации. Это приблизит Россию к тому, чем нас воспринимают на Западе. Европейская политическая мысль никогда не рассматривала тонкости государственного устройства СССР, называя советский народ словом «russians». То есть русскими. Также французы, египтяне и турки называют туристов из России, даже если они не относятся к числу этнических русских. «Russians» для мирового политологического общества мы является и сейчас. Россия в Совете безопасности представлена как государство, созданное russians. То, что мы называем «национальные меньшинства» на языке западной политологии называется «ethnic minories», этнические меньшинства, для европейских стран они никогда не были нациями. Поэтому если адыг или татарин писал во въездных документах в графе «nationality» что-то кроме «russian», его обязывали переделывать документы.

Ельцинский термин «россияне» частично решал проблему национального самоопределения, но прошел незамеченным для мировой политической мысли, которая продолжала вполне логично считать Россию государством русских, russians. Исключение составляли лишь отдельные направления общественных наук Германии, где для обозначения россиян начал использоваться термин «русляндиш».

Нарекание их нациями возвращает нас к революционной конституции Франции, где провозглашалось, что нация – суверен. Поскольку нация в этом смысле невозможна без суверенитета, вполне закономерными выглядели и «особые отношения» с федеральным центром, так как считалось, что нации внутри России суверенны в их решении оставаться или выходить из состава России. Федеральный центр не имел возможности этот присвоенный суверенитет оспорить. Теперь, когда региональные элиты встроены во властную вертикаль, Медведев предлагает денационализацию этнических групп. Фактически – лишение этнических общностей политико-правового статуса.

В качестве эксперимента около года назад начала обсуждаться идея отмены «президента» как наименования должности глав субъекта федерации. Смысл сводился к тому, что в России существует только один президент – Президент Российской Федерации. К ноябрю эти идеи обрели первые законодательные решения, и в настоящий момент все идет к тому, что президенты «национальных республик» станут наряду с руководителями «русских» регионов просто главами, губернаторами и т.п. Для завершения процесса необходимо проделать значительную работу по изменению региональных законодательств, и этот процесс не будет простым. В некоторых регионах (Татарстан, Дагестан) уже были отмечены акции протеста.

Следующими шагами следует ожидать федеративное «выравнивание» республик, превращение ассиметричной федерации в симметричную, где все субъекты обладают равными правами, обязанностями и автономией. И самый важный, во многом болезненный шаг – изменение конституции России, где Россия станет не «многонациональной», а, допустим, «полиэтнической»… и «мононациональной» страной, в которой проживают russians вне зависимости от их этнической принадлежности.

На пути строительства нации Россия опоздала, по крайней мере, на век. Европейские нации сложились из полиэтнических империй, на своем пути они не брезговали теми приемами, которые сейчас считаются запрещенными: этноцид, лингвоцид, ограничения вероисповедания, принудительные переселения, ассимиляция. Результат себя оправдал: из более 200 этносов Франции, значительно отличающихся друг от друга (повесть «Три Мушкетера» А.Дюма фактически схоже с описанием похождений чеченца в Москве) – сложилась нация французов. Удастся ли всех россиян превратить в русских, как намекает президент, будет видно через 50 лет.

Разный мультикультурализм

Другая объемная тема, которую вскользь упоминает Дмитрий Анатольевич, это проблема мультикультурализма, говорить о крахе которого в Европе стало «модно». Однако если смотреть на природу мультикультурализма в России и Европе, то становится очевидно, что речь идет о разных явлениях.

Европейский мультикультурализм – это наследие борьбы с расизмом во всем, которая начинается с 1930-х годов. Этот мультикультурализм является целью миграционной политики, которая допускает выражение прав мигрантов как отдельной социальной категории, формирование ими политических требований и осуществление ими политической мобилизации. Фактически это смирение с тем фактом, что в стране количество мигрантов таково, что вторые и третьи поколения мигрантов могут без интеграции в среду коренного населения жить, зарабатывать и преуспевать.

Российский мультикультурализм – это цель национальной политики. То есть политики, гарантирующей права и интересы коренных народов России. В отношении мигрантов Россия исповедует принцип интеграции, то есть частичного отказа от этнических черт в пользу некоторых этнических черт общества страны-реципиента. Это отражено в миграционном законодательстве: обязательное изучение языка, обязательное встраивание в производственные отношения и т.д.. Также это означает и отсутствие у диаспор политических прав. Несмотря на подчас те же самые положения в миграционных законодательствах европейских стран, соблюдаются они значительно хуже. Это приводит к росту количества сеттльментов – районов компактного проживания мигрантов. А попытки принудить к интеграции приводят к «войне предместий», событиям с 28 октября по 15 ноября 2005 в Париже, столице государства, не признающего мультикультурализм. Реализация же мультикультурных программ в соседних Испании, Германии, Бельгии как раз спасло эти страны от распространения бунта мигрантов.

В нашей же стране мультикультурализм исторически привел к сохранению языков многих народностей, послужил основанием для написания закона «О национально-культурных автономиях», и во многом послужил позитивным опытом для развития европейской теории права, лег в основу Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств, Рамочной конвенции о защите этнических меньшинств, Декларации ООН о правах коренных народов. Поэтому когда националисты выступают против мультикультурализма (а на самом деле против иммиграции), они меньше выступают за интересы нации, чем если бы выступали за мультикультурализм.

В настоящее время в рамках мультикультурной идеологии развивается проект поддержки этнических меньшинств в России (пилотный проект для Татарстана, Алтая и Дагестана), который уже приносит свои плоды. Поэтому хоронить российский мультикультурализм еще рано.

Виталий Трофимов-Трофимов

2 комментария »

  • волынский said:

    Франция слишком отлична от России. Там до 1789 года у каждой провинции был свой парламент и законы , а потом все это одним махом разогнали и получилась республика с департаментами и префектами.
    Но даже Германия , где разница между Баварией и Нижней Саксонией меньше чем между Дагестаном и Татарстаном , федеративное государство.
    Но главная проблема в том , что «Единой Нации» не хотят многие этнические русские.

  • Гуарон said:

    и правильно делают… Растворяться нельзя. Должна быть титульная нация

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.