Главная » Политика

Саамы: в авангарде «Европы регионов»

18 июня 2010 Комментариев нет

Flag_Sami_Lappland1

Во время обсуждения новой конституции Швеции в 20-х числах мая в очередной раз встал вопрос статуса саамов, которых парламентарии традиционно полагали определить как этническое меньшинство. Однако Саметинг (региональный парламент саамов) занял наступательную позицию и как на коллективном, так и саамы на уровне отдельных членов потребовал иного определения саамов – аборигены (в российской политической теории – коренной народ). Это позволит им воспользоваться статьей 3 Декларации ООН о правах коренных народов, гарантирующей самоопределение, и выступать единым политическим субъектом в принятии общегосударственных политических решений, чего они были бы лишены, если бы были определены этническим меньшинством. Это предложение поддержали международная организация Амнистия, шведское отделение ООН и омбудсмен по вопросам дискриминации.

Прислушавшись к критике, конституционный комитет шведского парламента предложил называть саамов все-таки народом: по сути достаточно компактным, единым сообществом, но без явной территориальной составляющей. К тому же, как мы увидим, территория саамов в современном виде достаточно спорное явление.

Подобная инициатива является продолжением скоротечной 40-летней политизации саамского меньшинства во всем Баренц-регионе, включая Россию. В Европе не так много примеров столь быстрого осознания этнической группой своих политических прав и возможностей, и появления столь активного игрока нового типа в грядущей «Европе регионов».

История одного народа

Саамы расселялись по югу и центру Финноскандии и Кольскому полуострову со времен неолита. Их происхождение, развитие и динамика языка до сих пор оставляют в антропологии, этнографии и истории множество белых пятен. Некоторые исследователи полагают, что они пришли с востока, другие – с юга, и являются потомками палеоевропейцев.

Традиционное хозяйство, основанное на охоте, рыболовстве и собирательстве сохранилось практически в неизменном виде вплоть до XX века. Единственным существенным технологическим прорывом был переход части племен к масштабному оленеводству в XIII веке. Традиционным для саамов был шаманизм и вера в духов деревьев, камней и источников воды. Позднейшие попытки христианизации (обращение в лютеранство на западе Лапландии и в православие на востоке) также были не столь успешны, как ожидали строители империй. Практически все этнические подгруппы саамов вели сезонный кочевой образ жизни.

XIII-XVI века ознаменовались первыми контактами с финнами, карелами и русскими, которые осуществляли торговую экспансию на север, основывали фактории. В это время складываются первые формы зависимости саамов от отдельных торговых обществ и частных торговцев, которые обретают правовые формы к XVI веку. Одновременно демографическое давление с юга вынуждает саамов уходить дальше на север: использование пришлыми переселенцами подсечного земледелия разрушает экологию и делает невозможным ведение традиционного хозяйства. Примерно с конца XIII века саамы Карелии и юга Кольского полуострова попадают в зависимость от Новгорода. Примерно с этого же времени южные группы скандинавских саамов становятся данниками Швеции и Норвегии.

К XVIII-XIX векам складывается современная территория проживания саамов, где происходит разделение на продвинутые оленеводческие группы и группы, оставшиеся на более архаичном уровне рыболовов и охотников.

Практически до середины XX века саамы не признают государственных границ и сохраняют кочевой образ жизни в границах своего расселения – региона Лапландии.

Не имея особых стратегических и экономических интересов, государства не предпринимали значительных усилий для модернизации сообщества саамов. Однако те немногочисленные инициативы, которые Швеция, Норвегия и Россия реализует среди саамов, носят скорее культурный характер. Так, в частности, на протяжении всего периода контактов с саамами державы пытались разработать саамский алфавит, что им частично удалось. В первой трети XX века для саамов был выработаны нормы литературного языка на основе латинской графики, чуть ранее – на кириллице для восточных саамов. В 1933 г. обучение на саамском языке велось в 17 школах. В Мурманске готовили кадры педагогов для саамских школ.

Некоторые усилия церкви привели к приобщению к лютеранству и православию основные группы саамов, однако христианская вера продолжала существовать наравне с саамским язычеством и не везде глубоко укоренилась. В частности, в лесной полосе саамы Инари, речные саамы на севере Норвегии, горно-тундровые саамы из внутренних районов Норвегии и Швеции устойчиво возвращались к язычеству, как только постоянная миссионерская деятельность на некоторое время останавливалась. Поэтому не случайно шаманский бубен лег в основу современного саамского национального флага – флага Лапландии.

По последним данным, саамов насчитывается всего от 60 до 80 тыс. чел, из которых в Норвегии — от 40 до 60 тыс. чел., в Швеции — от 15 до 25 тыс. чел., в Финляндии — от 6 до 8 тыс. чел., в России — 2 тыс. чел.

Естественно, что практически на всем протяжении истории саамы подвергались дискриминации со стороны великих держав, и никогда не были единым сообществом в рамках единого региона Лапландии, который до последнего времени считался исключительно культурным регионом.

Политика

Политика пришла к саамам 6 февраля 1917 года, когда под лозунгом права наций на самоопределение в Тронхейме состоялось первое саамское собрание, в котором участвовали и южные и северные саамы. Тогда саамы разных регионов начали работу над совместными национальными вопросами. В целом попытка сформировать единство из разобщенных групп саамов с различными интересами являлась провальной. Однако день первого саамского собрания вошел в историю как Саамский национальный день. Его до сих пор отмечают как народный праздник.

Также был официально учрежден Союз Саамов на II Саамской конференции 18 августа 1956 года в городе Карасйок. Однако и его деятельность оказалась не столь заметной: в мире назревали иные, глобальные проблемы, перед которыми задачи по сохранению культуры этнических меньшинств на национальном уровне были не очевидны.

Позднее в 1970-х годах, когда строительство плотины на реке Альтаэльв привело к затоплению огромных пастбищных угодий, традиционного места выпаса оленей для саамов Норвегии, разрушение экологии на этнической территории саамов вынудило их выразить протест необдуманной индустриализации Лапландии и потребовать компенсации. Эта третья попытка участия саамов в делах полуострова оказалась более успешной.

С тех пор в силу принципа субсидиарности и благодаря развитию гуманитарного права по отношению к этническим меньшинствам, а также из-за растущего политического самосознания саамов, меняется подход правительств северной Европы к их проблемам. В частности, предпринимаются значительные усилия на национальном и трансграничном уровне по сохранению языка, обычаев и экономики саамов: создаются культурные центры (саамов-скольтов и саамов Инари на северном берегу озера Инари в Финляндии, культурные центры – Кофьорд, Тисфьорд и Варангерфьорд для береговых саамов Норвегии, культурный центр саамов Луле в Йокмоке, культурный центр питских саамов — Арвидсьярв в Швеции, существует культурная община в Бодо, Норвегия), у некоторых групп саамов есть возможность преподавания языка в школе на родном или на общем для большинства саамов Северном диалекте. Основные группы саамов, чей диалект лег в основу саамского литературного языка в том или ином государстве, получили исключительную возможность издавать газеты, радиопередачи и книги на своем языке (кильдинские саамы в селе Левозеро являются образцом саамской культуры для России, северные саамы – для всей Скандинавии).

Кульминацией политики по привитию гражданской и политической практики среди саамов было учреждение саамского парламента (саметинга), избираемого прямым голосованием при участии всех саамов данного государства. В Финляндии постановление о Саамском парламенте было подписано 9 ноября 1973 года, открытие Саамского парламента состоялось в Норвегии 9 октября 1989 года, также имеется саамский парламент в Швеции, учрежденный в 1993 г. О важности этого органа можно судить по тому, что ни одно решение в отношении саамов и территории их расселения не принимается без согласования с Саамскими парламентами во всех трех скандинавских странах.

Российские саамы взяли тайм-аут в создании своего парламента. 16 декабря 2008 года прошел в Оленегорске первый съезд саамов Мурманской области. Различия в интересах и ожиданиях саамов были поляризованы, это потребовало значительных усилий, чтобы прийти к общим договоренностям. Главным вопросом, вызвавшим немалую полемику среди собравшихся, стало рассмотрение инициативы создания саамского парламента. Российское законодательство не подразумевает создание парламентов, основанных не на принципах российского федерализма, поэтому было принято решение ограничиться инициативой создания совета уполномоченных представителей саамов при губернаторе Мурманской области. Они должны были подготовить необходимые поправки в устав Мурманской области для создания Саамского парламента. В него вошли девять человек. Это решение было озвучено как временное, сроком на 2 года, поэтому вопрос создания Российского саамского парламента встанет уже в этом году.

Флаг саамов, проживающих в Лапландии, официально принят 15 августа 1986 г. на Конференции северных саамов, проходившей в г. Оре (Швеция). Перед этим был объявлен конкурс, и данный флаг художницы из Норвегии Астрид Баль был признан лучшим из предложенных вариантов. Саамский флаг можно вывешивать при неофициальных торжественных мероприятиях также как и другие национальные флаги.

В 1986 году, Саамская конференция приняла «Песню саамского рода» Исака Сабы как национальный гимн саамов, а в 1992 году сочинение Арне Серли стало официально мелодией гимна.

Другим важным национальным символом стали Саамские спортивные игры, проведенные летом 1995 года. Во многом именно успех саамов вдохновил и другие этнические группы, стремящиеся к большему политическому влиянию и автономии. В частности, проведение «Черкесиады» — это повторение пути, уже пройденного саамами.

Дальнейшая активизация саамов в политической сфере привела к этнической мобилизации различных угро-финских этносов. В частности, вепсов, продолживших традицию самоопределения угро-финнов на территории всей северной Европы и России, начатую саамами . Результатом этого сотрудничества должны стать новые лингвистические, топонимические и археологические исследования коренных народов Лапландии, политизация их общей истории и формирование новой идентичности.

Европа!

В настоящее время молодые саамы извлекают все выгоды из глобализации и европейских интеграционных процессов: они могут учиться в лучших вузах в Тромсе или в Осло. Большинство из них не стремиться возвращаться на историческую родину, предпочитая делать карьеру в большой Европе. Остающиеся на родине требуют больших политических прав и больших инвестиций в туристическую индустрию Лапландии. Борьба за самоопределение успешно и легко конвертируется в поток туристов и контроль над доходами от них. За последние 20 лет туристическая отрасль с практически с нулевой отметки вышла на первые позиции списка доходов регионального бюджета Швеции и Норвегии. В основном это доходы от тех, кто отмечает в Лапландии Новый год и Рождество, а также от экотуризма.

Поднявшись на волне Международной декады коренных народов мира, объявленной в 1995 году Генеральной Ассамблеей ООН, саамский регионализм почувствовал значительные выгоды не только от культурной, но и от политической автономии. Европа также может рассматривать саамов как один из центральных вопросов Баренц-региона, и будет готова в противовес странам Прибалтики укреплять сотрудничество с Россией в Баренц-регионе. Саамское участие в делах Европы может рассматриваться и как альтернатива сепаратистским традициям, заложенным провозглашением Косово. Единожды обжигаясь на поддержке fail-state, евробюрократия заинтересована в развитии регионализма для всей Европы в зависимости от условий каждой отдельной страны: от лингвонационального принципа Бельгии до политико-культурного автономизма коренных народов на примере саамов, чьи действия также вписываются в общую картину евроинтеграции.

Если так, то действия саамов поддержат европарламентарии, а за статусом «аборигены» следует ожидать и широкой политической автономии саамов в границах всего ЕС. Насколько будут готовы пойти на аналогичную автономию в Москве для российских саамов, если они ее потребуют, мы узнаем ближе к 2015 году.

Виталий Трофимов-Трофимов
Координатор Движения по защите прав народов

Eastwest-review

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.