Главная » Конфликты, Концепции

Сибирлар – путь через тернии

18 марта 2010 Комментариев нет

sibirСтепи Южной Сибири издревле населяли кочевые тюрко-язычные народы. Появление тюрко-язычного населения в лесостепях Западной Сибири было связано с движением хуннов во II веке н. э. В результате смешения с местным населением за 2 столетия сложился народ «сибир». В составе вновь образованного гуннского союза в середине 4 века сибиры двинулись в Европу, после смерти Аттилы их кочевая империя распалась. Распалось государство, но не составлявшие его народы. Сибиры упоминаются в источниках 6 века: их объединение было разбито иранскими войсками, и политическое первенство в восточно-европейских степях перешло к хазарам.

Западной Сибири история шла своим чередом. Здесь по прежнему проживали сибиры. Сибиры (сыбырлар) часто упоминаются в сказаниях, с ними связывают остатки древних поселений, обнаруживаемые осколки керамики (называемой «сыбыр-таш» — камни сибиров). Одно из захоронений воинов, погибших, согласно преданию, в боях с дружиной Ермака, называется «сыбыр-сиярат» – кладбище сибиров. С середины 6 века западносибирская лесостепь вошла в состав Первого тюркского каганата, затем – в 7 века – Второго тюркского каганата, в 8 веке – Уйгурского каганата, в 9 веке Кыргызского каганата.

На рубеже 9-10 веков в Прииртышье сложилось собственное государство – Кимакский каганат, в котором согласно арабским источникам, существовало 16 городов. С 10 века сибиры вошли в состав центрально-азиатских киданей (с того времени ханты и манси стали называть сибиров хотанами). В 11 веке сибиры создали свое самостоятельное государство со столицей Кысыл тора, которая находилась на берегу реки Ишим (близ села Усть-ишим Омской области). В 12 веке государства сибиров были связаны политическими узами со среднеазиатскими кыпчаками и державой Хорезмшахов.

Монгольские завоевания 13 века территорию лесостепного Прииртышья почти не затронули, но местные жители стали данниками монгольских ханов. Сибиры вошли в состав улуса Джучи, затем Кок орды (Синей орды). В 14 веке территория Нижнего Прииртышья называлась одним из туменов (десятитысячным войсковым объединением) Кок орды, а позднее с распадом Орды обособилось как ханство Туран (Тюменское ханство) со столицей Цымгы тора (Тюмень), возглавляемые потомками Шыбани хана (брата Батыя)

В 15 веке политическое господство монголов настолько ослабло, что в Туране произошел переворот: монгол-чингизид хан Ибак был убит, и власть сосредоточилась в руках Мамета – представителя местной аристократии династии Тайбугинов. Мамет основал столицу на Иртыше, получившую название Сибирь (Искер, Кашлык). С приходом местного аристократического клана столица получает исконное имя народа – «Сибир» (Сыбыр). Позднее это название было перенесено на всю Зауральскую часть России. В 16 веке власть перешла снова к потомку Шыбани хана Кучуму (Куцем кан). Хан Кучум укреплял государственность подчинил себе хантыйских и мансийских князей. Приглашая с Бухары шейхов, распространял в ханстве Ислам.

С падением Казанского и Астраханского ханств началась колонизация русскими Урала, что сильно беспокоило Кучума. Организовывались походы ханских войск на поселения купцов Строгановых. Строгановы в связи с этим нанимали к себе на службу казаков.

После удачного набега дружины казаков Ермака с применением огнестрельного оружия на Сибирь происходит ослабление центральной власти, что потом способствовало быстрому захвату Сибири войсками Московского государства. Часть местного населения признала власть Москвы, другая часть поддерживала династию Кучума и вела национально-освободительную борьбу, которая продолжалась вплоть до 18 века.

Таким образом, история государственности сибиров, в составе тюркских империй (названия которых менялись по наименованию того племени, чья династия приходила в данный момент к власти), а так же в собственных самостоятельных ханствах, насчитывает 11 веков.

В составе России сибиры имели свои национальные волости по родовым названиям, имели свои суды и местное самоуправление. С приходом к власти большевиков была предпринята попытка ликвидировать сибиров как народ.

Были упразднены национальные образования, запрещалось хранения литературы на родном языке. По так называемой просьбе татарских коммунистов сибиры, а вместе с ними и телеуты были зачислены официально в татары, а их национальные волости ликвидированы. В школах началось преподавание литературного татарского языка. За долгие десятилетия из сибиров не появилось не одного крупного писателя и поэта. Сибиры, которые пытались писать на родном сибирском языке не могли опубликовать свои произведения, оставаясь безызвестными.

Традиционная культура сибиров уникальна. Это обнаруживается и в традициях природопользования, и в промыслово-животноводческой практике, и в нормах общинной жизни, и в мировоззренческой системе. Специалисты тюркологи отмечают самобытность сибиров. Уникален сам язык сибиров сохранивший многие элементы древнетюркского языка.

Основная масса сибиров проживает на своих родовых землях в Омской, Тюменской, Новосибирской, Свердловской, Курганской, Томской областях. В Пермской, Свердловской и Челябинской областях сибиры подверглись большому влиянию со стороны башкирской и татарской нации (в настоящее время между башкирскими и татарскими учеными ведется спор об этническом происхождении данных групп).

В Омской области проживает три основных родовых объединения сибиров ырыулар (аймаклар, олло тогомнар): Аялы — Большереченский, Тарский, Колосовский, Муромцевские районы; Куртак – Усть-Ишимский, Тевризский, Знаменский районы; Параба – районы, граничащие с Новосибирской областью.

Проблема развития языка и культуры сибиров является и на сегодня самой острой в Сибири. Умирает старшее поколение, которое помнило сказки, предания, песни и дастаны. Признает ли теперь новая власть право на существование? Появится ли правовой статус у народа? Где взять деньги на развитие? Эти и многие другие вопросы остаются пока без ответа.

Пурехан Сибир
Опубликовано в информационном вестнике «Сыбыр моны» (Омск)

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.