Главная » Конфликты, Концепции, Политика

СВЯТАЯ РУСЬ: два пути…

21 июня 2010 Комментариев нет

avvakum
Святая Русь — не метафора, не абстрактный символ, не чувственный образ, не назойливая память древности; она не в прошлом и не в будущем, ни во времени и ни в пространстве; она не историческая данность, не образец для подражания, и даже не идеал. Святая Русь наше потаенное, глубинное, подлинное бытие, единственно истинное и возможное, собственно — бытие!

И это не эмоции, не дань падкому до экзотики постмодернистскому всеядению. Такое утверждение не следствие личного духовного поиска и уж тем более — не плод логических построений. Святая Русь — это живая реальность, которая в действительности, никогда не исчезала, не пресекалась, но лишь в определенный момент истории стала невидимой для, отпавших от Её животворных истоков людей.

Те же, кто остались верны Ей — никогда не теряли Её из вида, хранили Её в своих сердцах, пребывали в кристально чистых водах Светлояра, зрили нетленный свет Града Китежа.

Стоглавый Собор в 1551 году закрепил в качестве догмы то, что уже давно стало доминантой русского национального самосознания: вера в мессианское кафолическое предназначение русского народа. Охранить истину Православного Христианства в чистоте и неповрежденности.

Русские на провиденциально установленном этапе священной истории отождествили себя с Церковью Христа, осознали Русь как Царство Бога, Москву как Третий Рим и Второй Иерусалим, весь народ как соборное тело Христа Спаса, призванное быть проводником божественной воли в охваченном властью антихриста мире.

Сотню лет спустя, после Стоглава неумолимая логика конца времен предопределила раскол, церковную смуту и отпадение от Истины Православия значительной части русских во главе с церковными иерархами, патриархом и царем. Правду староверов спустя ещё двести лет признают даже исследователи господствующей церкви. Пойдут на лукавую уловку единоверия, впоследствии прийдут к веротерпимости и наконец к снятию анафемы. Но всё это будет позже, часто не из искреннего стремления восстановить поруганную, растоптанную, бес числа оскверненную и казненную правду — нетленную, неизбывную правду Святой Руси, но следуя банальной академической щепетильности или очередной административно-рыночной конъюнктуре.

По человечески, хочется сказать этим потрудившимся для правды людям, спасибо, но если подходить к этому вопросу строго, то не за что.

Никому и ничему уже не помогут эти запоздалые реверансы в сторону Священной Старины, эти лишенные духа древлего благочестия попытки что-то реконструировать, кого-то убедить или обратить. Всё это уже не имеет значения. Корабль не утонул, но взмыл в высь, в лазурные воды небесных озер. На поверхности бушующего моря апостасии остались лишь утлые челны….

Трагедия староверия усугубилась утратой священства, невозможностью участвовать в таинствах, травматически судорожные, на грани безумия, духовного и физического суицида попытки найти какое-то обоснование сверхзапутанной ситуации. Святая Русь, Православное Царство перестали быть явными. Предательство иерархов и царя ставило вне священного бытия их и всех им последовавших. Но и сами староверы оказывались оторванными от центра, от оси, от краеугольного камня Церкви и духовной жизни — от евхаристии, от причастия самому Христу, без которого невозможно полноценное и вообще никакое существование христианина и христианской общины.

Сказать, что трагические последствия раскола решались по разному в различных староверческих толках и согласах, значит не сказать ничего. Обращение к рациональным объяснениям абсолютно бессмысленно, там где нет и не может быть никакого ответа, но лишь вера и сходящее с небес в горящие сердца откровение предопределяют поступки людей и исторические события. На чьей стороне истина — у беспоповцев или у обретших полноту иерархии? У тех, кто безмерно скорбит о страшной утрате или у тех, кто радуется возвращению полноты таинств? Вряд ли будет правильным судить об этом со стороны. И уж совсем некорректными будут попытки наклеить ярлык сектантов, изуверов, больных, неистовых людей на ту или иную общину, на тот или оной староверческий толк. Мудрее и вернее последовать истине так, как она открылась. Для кого-то это будет светская симпатия к ревнителям русской старины. Для кого-то молитва по старопечатным книгам. Кто-то прийдет в единоверческий приход, кто-то воцерковится в Древлеправославной Церкви. И только последним, изнутри, из среды живых носителей старой веры может быть дано будет пережить и адекватно «понять» трагическую реальность исхода Святой Руси в параллельное бытие, её сокровенный смысл и жертвенно-огненный дух.

Пока богословы, ученые исследователи, православные функционеры, иноверцы и светские писатели всех мастей рассуждают о соответствии церковным догматам, научной логике и здравому смыслу безрассудных попыток кучки странно неуклюжих в этом мире людей быть верными старой вере, подлинные традиционалисты, кажется уже сделали свой выбор. История конца — это история раскола, а значит история старообрядческого сопротивления, его рефлексия, его тайные ходы, его метаморфозы и парадоксальные проявления.

Дух староверия, консервативный, архаичный, дремучий, мракобесный и сектантский по видимости, в действительности, на поверку оказывается подчас самым авангардным, оригинальным феноменом бунта против антихриста, против мира сего, против Системы подавления и уничтожения всего духовного, вертикально ориентированного. Старообрядчество по своей сути — это твердыня несогласия с реальностью десакрализированного, профанического космоса; его апелляция к национальной самобытности вкупе с органическим чувством кафолического призвания — является радикальной прививкой против диавольских уловок и прелестей современного мира.

Старообрядчество промысленное до предела, безусловно, самая революционная сила, реально способная сдерживать натиск апостасии и временами переходить в яростное наступление, принося на алтарь Бога новых мучеников и героев.

Можно, можно спорить о догматических неувязках, копаться в исторических справочниках и шуршать маслянистыми листками ветхих фолиантов. Можно бесконечно долго искать объяснений, интерпретаций, аргументов, но так никогда и не прийти к единственной истине. Не о таких ли говорится в Писании, как о всегда учащихся, но никогда не могущих достигнуть познания Истины?

А мир тем не менее гибнет. В нем совсем не осталось места свободного от действия антихриста. Так или иначе все живущие в социуме попадаются на крючок к дьяволу, идут на компромисс с миром, участвуют в делах беззакония. Деньги, рынок, техника, бюрократия, средства коммуникации, обмен информацией и использование всякого рода вещей вовлекают человека в систему функционирующую по законам князя мира сего, и с необходимостью оскверняют душу христианина, делая его в какой-то мере заложником царства зла. Отрицающий это — безответственный и духовно слепой человек, не стремящиеся к полноценной христианской реализации. Утверждающий такое положение встает перед необходимостью освобождения от дьявольской зависимости. Но возможно ли это? Да!

Существует два пути, каковые суть один, но пролегающий в разных системах координат. Первый — это исход из материальной вселенной в молитву, в духовную брань, в скиты и пустыни — тотальная спиритуализация личного бытия.

Другой путь лежит во вне по отношению к чисто духовной реальности. Это искупление отдельных мелких компромиссов с порочным миром посредством его тотального отрицания в акте разрушительного революционного свершения. Это обращение духа к самым поверхностным уровням бытия — к политике, к общественному служению мужественно-жертвенному и не менее героическому нежели подвиг духовной брани. Всё, что лежит вне этих путей является ни чем иным как замаскированным предательством, слабостью и трусостью, в лучшем случае — позорным невежеством, объяснимым лишь крайним духовным разгильдяйством.

Как это ни парадоксально, но именно те, кто ясно отдает себе отчет в безысходности сложившегося положения вещей, в том, что Церковь, Таинство, Бог, Святая Русь есть истинный ковчег спасения; именно те, кто не питают ни малейших иллюзий относительно хоть какого-то улучшения (в контексте апокалиптики думать иначе — ересь), не мечтают ни о монархии, ни священной империи; именно законченные пессимисты в отношении земной реальности, но при этом страстно до безумия преданные параллельной Родине, Святой Руси, которую никто не сможет у них отнять; именно они не отказываются от самых радикальных средств и способов сопротивления миру апостасии, готовыми если нужно взять «меч в отмщение делающим злое».

Подлинные староверы безусловно революционеры, революционеры духа ориентированные на тотальное и бескомпромиссное преображение всего бытия.

И совершенно глупыми и банальными выглядят попытки противопоставить староверческий консерватизм и революционность, на том якобы основании, что староверие лишь сохраняет, но ни в коем случае не творит новое, ломая старое. «Старое» по логике древлеправославных христиан означает истинное, истоковое, изначальное, вечное, незыблемое, непреходящее. «Старое», «ветхое», «Древнее» суть преждесущее. Так и Бога Писание называет Ветхим днями.

Потому «старая вера» всегда только истинная вера. А революция, буквально, есть возврат назад, то есть к Истоку, к Началам, к Истине, к Вечносущему. Революция — это отрицание временного ради Вечного, конечного ради Беспредельного, человеческого ради Божественного, порочного и греховного ради Святого и Обоженного. Потому Старообрядцы по природе своей консервативные революционеры, самые грозные и беспощадные враги современного мира, потому как вооружены они Духом и Истиной Святой Руси, исполнены нетварного Света и Сил Всемогущего Бога, совершающего чрез свои святые сосуды последние деяния в преддверии Конца мира.

Старовер Василий

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.