Главная » Конфликты, Концепции

Талышский народ в борьбе за возможность следовать собственной истории

19 декабря 2009 Один комментарий

tolishradio1

Если ты смотришь на мир чужими глазами, значит, ты смотришь в чужих интересах…

СКОЛЬКО НАС – ТАЛЫШЕЙ?

Во дворе давно уже XXI век. Мир занят решением проблем совсем другого порядка. Многие народы давно уже решили свои основные проблемы, связанные с их выживанием, многие из них создали свои национальные государства, которые заняты решением вопросов их каждодневной жизни. Увы, нам – представителям Талышского национального движения все еще приходится бороться за спасение своего народа, за образование его независимого государства, которое может стать единственным реальным гарантом дальнейшего развития и процветания этого одного из древнейшего народа мира, который разделен на две части в результате двух русско-иранских войн начала XIX века, кто проживает в полном бесправии в обоих сторонах ирано-азербайджанской границы, и вынужден бороться за выживание. Одно из направлений нашей борьбы по сей день является то, что нам все еще приходится доказывать всему миру, сколько на самом деле на территории Азербайджанской Республики, провозгласившей свою независимость в 1991 году, проживает талышей. Может быть кому-то это покажется слишком банальным делом в этом глобальном мире, даже смешным, чтобы какой-то народ старался доказывать свою численность. Но, поверьте, это самое малое из того, что происходит в современном Азербайджане в отношении коренных народов этой земли, в том числе — талышей. Власти Азербайджана в течении долгих десятилетий изо всех сил стараются доказать мировой общественности, что якобы в Азербайджане проживают лишь остатки некоторых нетюркских национальных меньшинств, которые недостойны, из-за своей малочисленности предоставлению автономии в той или иной ее форме. Такая несправедливость, разумеется, вызывает у нас справедливый протест. Об этом мы написали неоднократно. При этом, закрытость некоторых информаций российского и советского прошлого не позволяла нам восстановить историческую правду в полном виде. Недавно мы достали несколько новых материалов по численности народов России, главный из которых является сборник под названием «Бакинская губерния. Итоги переписи населения». Книга издана в 1870 году. В ней анализируются итоги переписи населения Бакинской губернии, куда входил Ланконский (Ленкоранский) уезд, проводимой в 1857 году.
Вторая книга написана В.Б. Жиромской, И.Н. Киселевым и Ю.А. Поляковым. Она называется «Полвека под грифом секретно. Всесоюзная перепись населения 1937 года (М.: Наука, 1996), где можно ознакомиться с интересными данными, по численности талышей в том числе.
Эта первая работа наша, где в основном все материалы по данному вопросу рассматриваются в комплексном виде. Должен отметить, что наши исследования в данном направлении этим не заканчиваются. По мере приобретения новых материалов мы вновь и вновь будем возвращаться к данной проблеме, до тех пор, пока мир узнает объективную истину о моем многострадальном народе – талышах. До тех пор, когда вес мир признает права талышского народа следовать собственной истории, гарантом чего может стать создание своего национального государства на своих же исконных землях…
Первые сведения о численности талышей после присоединения Талыша к России мы встречаем в статье «Провинция Талышинская» «Журнал МВД СПб. -1831. часть V. C. 79-81», где говорится, что Талышинская Провинция делится рекою Болькар-чай (имеется в виду «Болару» — «Обильная река» — Ф.Ф.А.) на две почти ровную части: Северную и южную: Первая включает в себе степ Муганскую, на которой пасут стада зимою и на которой, по причине большого количества змей нет постоянных жилищ, а только находятся зимники; Вторая — постоянно обитаема и состоит из 8 Магалов, кои начиная с северных, суть следующие:
I – Аконский (Аркеванский), с главным селением Акон, лежащим на правом береге реки Виляш;
II – Ланконский (Ленкоранский), с главным городом Ланкон (Ленкорань), находящимся на берегу моря, при устье Вазару;
III – Осторинский (Астаринский), с главным селением Осторо (Астара), лежащим на берегу моря, верстах в 25-ти от южной границы. Все магалы лежат по берегу моря, а Осторинский занимает пространство от берега до западной границы с Персией.
От юга к северу лежат следующие магалы:
IV — Зуянский (Зувантский);
V — Дрыгский;
VI — Аларский;
VII — Себиджанский;
VIII — Муранкунский.
В статье указывается, что в этих магалах считается, кроме города Ланкона, 228 селений, на территории которых проживают около 26000 душ обоего пола, и именно в магалах:
Аконском — 4165; Ланконском — 4590; Осторинском — 1489; Зуянском (Зувандском) — 591; Дегском (Дрыгском) — 2002; Аларском -597; Себиджанском -1550; Муранкунском – 720. Итого: мужского пола — 15513.
В середине 30-х годов XIX века Павел Заболоцкий (Лекарь 1 отделения) опубликовал свое «Обозрение талышинского ханства в медико-топографическом и статистическом отношении, за 1836 год», где тоже собраны немало данных по численности талышей. Он пишет, что народонаселение сей части Закавказии состоит, за исключением русских чиновников и солдат, из персиян (природных Талышинцев, говорящих особенным наречием персидского языка, исповедующих Магометанскую веру шиитского толка) и небольшого числа армян, живущих в Ланконе. Количество народонаселения простирается до 30.000 душ обоего пола, и именно в магалах:
Аконском – 8.000
Ланконском — 9.000
Осторинском — 2.800
Зуянском – 1.000
Дрыгском – 4.000
Аларском – 1,200
Себиджанском – 3.000
Муранкунском – 1.200
В 1855 г. вышла статья П.Ф. Рисса «О талышинцах, образе жизни и языке» (Записки Кавк. Отд. Имп. Русс. Геогр. Общ. Кн. III. Тифлис. -1855. С. 1-71), где приводится данные Свода статистических сведений о населении Закавказского края. Согласно этим сведениям, талышинцы живут в 161 населенном пункте, в 6,612 домах. Число талышей тут указывается 50510 чел.
Кавказский календарь на 1894 г. талышей насчитывает гораздо больше – 88.449 ч. Разночтение в данных о численности талышинского и вообще иранского населения происходить, по мнению многих авторов того времени, от смешения местной администрацией иранцев-магометан с магометанами же татарами. По мнению большинства из них, последние (татары) присвоили своему языку термин мусульманский и, являясь в роли представителей мусульманской религии, стараются держать в тени аборигенов края.
Как видно из приведенных примеров, ни в одном из них данные не отражают результатов переписи населения, поэтому они во многом расходятся между собой. Во-вторых, в этих сведениях отсутствует точное число талышских населенных пунктов, что дает нам основание засомневаться в достоверности приведенных данных.
В свете сказанного особую ценность составляет данные переписи 1857 года, опубликованные в книге «Бакинская губерния. Итоги переписи населения», где приводится и список населенных пунктов, и число проживающих в них. Составитель книги Н. Зейдлиц приводит интересные данные по этническому составу и по этнографии населения всей Бакинской губернии, в том числе Талыша. Он пишет, что «тюркская племя» составляет по нашему списку 44,960 (210223 ч.) общего итога населения Бакинской губернии. Если же считать и городских жителей, которые по Бакинской губернии по большей части также принадлежать к этой народности, то оказывается, что татары составляют далеко более половину всего ее населения. Тут он указывает на один интересный факт, относившийся татарам. Он пишет, что «официальные сведения показывают еще несравненно более татары, причисляя к ним все народы за исключением русских и армян. И действительно весьма трудно различить и выделить из числа мусульман, каковым именем называют себя татары, прочих мухаммедан, так как на Востоке значение народности вполне стушевывается перед вероисповеданием. Шиитская секта не есть принадлежность людей иранского (персидского) происхождения, которую они отличались бы от племени тюркского происхождения. Внимательное рассмотрение нашей карты, пишет он, указывает на то, что в Бакинской губернии не малое число татар принадлежит не к суннитскому, а, вместе с персиянами, к шиитскому толку; тогда как на оборот есть некоторые деревни (хотя их немного), жители которых при иранском происхождении и языке, придерживаются суннитской секте» (с. 85).
И. Зейдлиц анализирует ситуацию, связанную с распространением разных языков в уезде. По его мнению, «тюрко-татарский язык адербейджанского наречия – господствует в большей части губернии и служит способом сношении между всеми народностями края, за исключением разве талышин, живущих особняком в южной части Лекноранского уезда, к соседстве с одноплеменными им гилянцами» (с. 85).
Тут он обращает внимание на пришлый характер татарского населения в этот край. Он пишет, что «татары Бакинской губернии происходят от разных племен тюркских, переселившихся в этот край во время нашествий и управления краем владетелей сельджукских, монгольских, Черного и Белого Барана, тюркменских и сефевидских». (с. 85)
Далее, автор дает антропологическое описание татар. В книге указывается, что татары Бакинской губернии не представляют по своей наружности ничего общего, типического. Начиная от широкоскульных, кривоглазых лиц монгольского типа, встречающихся впрочем весьма редко между кочевниками и оседлыми жителями, до самых благообразных форм индо-европейской физиономиии, они представляют всевозможные переходы. Так как тюркские и монгольские племена, завладевшие нижнее-куринскую плоскостью, как и все вообще кочевники были весьма малочисленны в сравнении с оседлыми жителями покоренного ими края, то они, принудив побежденных к принятию веры, языка и образа жизни победителей, незначительно лишь изменили физические свойства народонаселения. Такое описание дает ему основанию прийти к выводу такому выводу: «Таким образом, большинство татар Бакинской губернии ни что иное, как отатарившиеся древние обитатели края. В состав же нового народа адербейджанских татар вошли, как доказывает исторический очерк губернии, представители разных рас человеческого рода. Главным элементом послужили на востоке губернии, как это явствует из господства здесь шиитского толка, индо-европейцы (арийцы) иранского племени, предки которых распространились по Каспийскому прибрежью вверх до Дербента уже во времена Нуширвана, в VI столетии до Р.Х. В пределах Шемахинского уезда вошли в состав нынешних татар албанцы – вероятно удины, другой народ индо-европейского племени, составляющий с некоторыми горскими народами особую, кавказскую ветвь арийской расы. Что удины населяли кроме уезда Нухинского в Елисаветпольской губернии, также Ширванский и Кубинский в Бакинской губернии, о том свидетельствует Аббас-Кули-Бакихановю». (с. 87)
«Татары Бакинской губернии, даже сунниты, в нравах и обычаях более сходны с иранцами (персиянами), чем с тюрками. Вес склад мыслей, образование, поверья (на сколько они нам известны) заимствованы из Персии. Тоже самое скажем и об образе их жизни и одежде» — заключает он. (с. 88)
Интересным фактом в книге является еще то, что в нем указывается этнический состав населения Бакинского уезда. Там указывается, что среди татского населения Бакинского уезда мы также замечаем небольшой оазис татарского населения, состоящий из 6-ти деревень», что является хорошим доказательством тем, кто в настоящее время в Азербайджане старается доказать якобы автохтонность тюрков в этих землях (с. 88).
При этом кажется ценным вывод И. Зейдлица о том, что «вообще тюркская народность Бакинской губернии и в настоящее время продолжает поглощать и ассимилировать менее устойчивые народности, в особенности иранскую (персидскую). Лучше противостоят ее влиянию, благодаря врожденной им силе и живучести, горские народцы, как кюринцы (лезгины). Вероятно, в силу разъединяющего свойства гористых местностей, даже более приступных, таты сохранили свою национальность на отрогах Кавказа, как родственные им талышин в горах Ленкоранского уезда». (С. 89)
Талыши и таты в книге рассматриваются как «иранская племя». «Иранская племя (персидское), к которому принадлежит 25,07% (не считая жителей г. Ленкорани, — также по большей части талышин) всего населения губернии, состоит из двух разных народностей – татов и талышин. Первые распространены по уездам Бакинскому, где они занимают 65,78% (считая и городских жителей – большинство) всего населения: по Шемахинскому (10,07%) и Кубинскому (30,52%). Последние составляют без малого половину населения Ленкоранского уезда (43,33% на 44,20 татар)… таты, разбросанные по Бакинской губернии, суть остатки тех иранцев, которые поселились по Каспийскому прибрежью при Шапуре II (309-381 по Р.Х.), первом сасаниде, значительно распространившем владении Персии на север». (с. 89)
«Талышины без сомнения единственные аборигены Бакинской губернии, уцелевшие с незапамятных времен в своем неприступном уголке как от стремительных набегов аравитян в VII столетии, так и от вторжений в Иран селджукийских турок (XII стол.). В XIII столетии Гулагиды водворили в Талыш несколько монгольских улусов, а в последние столетия татары успели занять все безлесные равнины Ленкоранского уезда». (89-90)
И. Зейдлиц останавливается и на талышском языке. Он пишет, что талышинское наречие принадлежит к семье иранских языков и ближе всего подходит к персидскому, но не есть испорченный местный говор (patois), а развилось самостоятельно. В фонетическом отношении оно грубо, неблагозвучно, но без шипящих звуков, зато обильно гласными звуками, в чем сходствует с другой самобытной отраслью персидского корня – языка авганским.
Ценные сведения собраны автором книги об антропологических характеристиках талышей. «Талышины среднего роста и хорошо сложены; цвет лица у них смуглый, выражение его дикое, но отнюдь не свирепое; оно весьма отличает их от татар и персиян; нос острый, большой, чаще прямой, чем загнутый; малый круглый черень, украшенный на висках известными у персиян кудрями, покрыть низкою, заостренною папахой, не имеющей того объема, которым отличаются папахи абшеронских татов (бакинцев)… Талышины смиренного нрава, не воинственного духа; между тем в среде их находится несколько замечательно храбрых охотников, поборовших не одного тигра. Женщины довольно хороши собою». (С. 90)
Этнографические данные, сведения о жилище талышей тоже составляют научную ценность в плане изучения истории талышского народа. В книге пишется: «Двор талишинских деревень далеко разбросаны по лесу, со всех сторон их скрывающему. Дома их – деревянные срубы в двух жилых комнатах, выходящих иногда на балкон. Высокая камышовая крыша, образуя над ними чердак, с обоих концов скошена над хлевами. Перед ними стоит небольшой плетневый сарай, немного возвышенный над землею, также покрытый камышом; он служит для сохранения чалтыка. Нередко перед домом поставлена обширная вышка, назначенная для летнего жилья семейства, которое на ней спасается как от мошек и комаров, так и от миазматических испарений сырой почвы. Талышины бывшего Астаринского магала не знают хлеба и питаются одним чалтыком и молоком от коров и буйволиц, без присмотра пасущихся по окрестному лесу». (с. 90-91).

Продолжение следует

Фахраддин Абосзода

Один комментарий »

  • гражданин Азербайджана! said:

    Спасибо Вам Фахраддин Абосизоа за статью. Интерсные данные о численности талышей. Конечно нельза скрывать истоические факты. Я думаю в Азербайджане при оглашении результатов переписи населения за 2009г., необходимо учитывать эти и другие истоические данные. Действительно, талыши в Азербайджане более 1500 000. Это народ имеет право учиться на своем родном языке, иметь телевизор, радио на талышском языке. Мы с не терпением ждем продолжение стати.

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.