Главная » Конфликты

«THE MOON LAY HIDDEN BENEATH A CLOUD: Новые Солдаты В Ожидании Пришествия Новых Королей»

19 июня 2010 Комментариев нет

The_Moon_LayЧто есть Радость Небесная, если не Совершенствование имущества Духа? Что есть Муки Адские, если не Невежество, Плотское Вожделение, Праздность и растрата имущества Духа? …

Продвигаться вперёд в Познании — значит Возводить Иерусалим.

Уильям БЛЕЙК

Сражайтесь за вашу землю и принимайте, если случится, смерть:
поскольку смерть — это победа и освобождение души.

Historia Regum Britannian

Заслуженно удостоившийся лавров и, к большому сожалению, отошедший в область легенд дуэт The Moon Lay Hidden Beneath A Cloud, исполняющий необычайную гипнотическую музыку, соединяющую безкомпромиссно тотальные darkwave-industrial ритмы со средневековым куртуазным и народным искусством, можно справедливо считать ярчайшим выразителем ослепительного Нового Средневековья, прорывающегося сквозь, казалось бы, непролазные машинно-информационные дебри, где роль человека как Творения Божьего низведена до предельного минимума. То, что творят австрийские визионеры-«лунарии», довольно таки сложно назвать музыкой как таковой. Скорее это некая грандиозная литургия, эсхатологическое откровение рокового Finis Gloria Mundi и предвкушение ожидаемого Третьего Царствия Духа Святого, предсказанного католическим мыслителем и мистиком Иоахимом де Флорой. Набаты колоколов романских и готических соборов, завывания боевых волынок, пронзительные барабанные дроби, сравнимые с гнетущими полотнами Брейгеля Адского демонические звуковые коллажи, нежные переборы струн старинных лютен, историко-эпические коллажи, тексты на безсмертной латыни и иных староевропейских языках, и полный трагизма решительный вокал Эльзбет (Alzbeth) оказывают воистину монументальное воздействие на зашоренное модерновое «эго», куда более привычное к состоянию «псевдо-активной пассивности». Впрочем, чего ещё можно ожидать от нынешней цивилизации, которая в любой момент может самоуничтожиться «просто так» — исключительно «скуки ради»? Однако оставим кости мертвецам. Негоже следовать правилам их игры…

Колдовская мистерия The Moon Lay Hidden Beneath A Cloud подошла к концу в апреле 1998 года, когда Эльзбет – ведущий вокал, медиевист-переводчик, лингвист и концептуалист – объявила о своём нежелании продолжать сотрудничать с Альбином Джулиусом (Albin Julius) – музыкантом и композитором-новатором, ответственным за уникальный звук всех альбомов. В результате пути их окончательно разошлись. В 2000 году увидела свет замечательная 313-страничная книга «The Book of Lyrics», подготовленная Эльзбет, с текстами песен, статьями, справками и очерками, где подробно объяснялась философия, мифология и своеобразная символика проекта, тогда как Альбин сосредоточился преимущественно на своём новом детище – право-политизированной группе Der Blutharsch, ставшей одним из законодателей и лидеров стиля martial industrial. Также Эльзбет занялась сочинением музыки и песен, навеянных мифопоэтикой и историей Северной Европы, что, по её словам, вызвало «неодобрительные» взгляды со стороны вездесущих «цензоров».

С 1993 года работы The Moon Lay Hidden Beneath A Cloud выходили на собственном лейбле Arthur’s Round Table (Круглый Стол Короля Артура), а позднее стали распространяться через лондонский бастион европейской «апокалиптической» сцены — лейбл и дистрибуцию World Serpent Distribution (ныне свернувший свою деятельность). Название Arthur’s Round Table появилось отнюдь неслучайно, а именно после вдохновляющей поездки-паломничества музыкантов по «артуровским» местам Британии (Tintagel, Glastonbury, Cornwall, Winchester). Тогда же оформилось и то, что стало своеобразной «визитной карточкой» TMLHBAС – отсутствие заголовков песен в треклисте, таинственная аура вокруг личностей исполнителей (то ли они из Австрии, то ли из Швейцарии, согласно контактному адресу), предельно лаконичное оформление, лишённое каких-либо посторонних деталей – минимум информации, дата, координаты. Слушатель должен сам домысливать услышанное, а не руководствоваться неким ограничительным словесно-текстовым и визуальным шаблоном и далее следовать ему. «Мы хотим, чтобы люди исследовали музыку сами. Названия песен — лишь ярлыки, которые уменьшают опыт слушания и лишь ограничивают склонность к восприятию».

За всё время существования TMLHBAС выпустили ряд превосходных полноформатных дисков и несколько мини-альбомов, включая и редкие синглы на виниловых пластинках – треки, специально записанные для компиляций (Knights Of The Abyss, Palace Of Worms, ON – The World And Everything In It (арт-инициатива небезызвестного британского поэта и композитора Тони Вейкфорда (Sol Invictus)), Terra Serpentes), а также совместные работы с такими серьёзными авторитетами как Hybryds/Yasnaia (изумительные этно-ритуальные индустриальные натурфилософы-шаманы, создающие потрясающую по красоте и силе интеллектуальную «музыку для ритуалов» XXI столетия) и Deutsch Nepal (скандинавские мастера отчуждённого dark ambient звучания). В 1997 году Эльзбет также приняла участие в записи панорамного альбома-реквиема, альбома-мемориала «Die Weisse Rose» французских футуристических консерваторов Les Joyaux De La Princesse и Regard Extreme, посвящённого Европе 1940-х годов и судьбам тех, кто прошёл через горнило тяжёлых военных испытаний.

Концепция TMLHBAС основывается на наследии традиционного иерархического общества Средневековья и Восточноевропейского Ренессанса, когда болезненная техническая зависимость ещё не столь довлела дамокловым мечом над человечеством, страшащимся только одного – Гнева Господнего. «Во всей полноте эмоционального звучания, они рисуют нам образ человека в органическом единении с мiром, где тот предстает как высшее проявление творческих сил природы, приводя к более глубокому осмыслению внутреннего психологизма мiровой классики, северных саг и мифов древности», — отмечает маститый музыкальный журналист, критик и художник Игорь Ваганов, шеф web-портала «Achtung Baby!». Средневековье Альбина и Эльзбет никоим образом не наивно-пасторальное, кое сейчас довольно-таки успешно «продаётся» в виде скороспелого книжного «фэнтези»-ширпотреба, отупляющих компьютерных игрушек и трескучих западных киноподелок. Напротив, это суровый, беспощадный и открытый безпокойным стихиям мiр, где религиозный фанатизм и самые примитивные суеверия движут человеком и его страстями. В нём возможны языческие шотландские песнопения, ведьмовские шабаши в глухую ночь Вальбурга, неистовые Крестовые Походы и осады неприятельских крепостей под пение псалмов, поля сражений Столетней Войны, густо усеянные трупами павших, аутодафе, истошные вопли сжигаемых еретиков и пыточные станки Святой Инквизиции, виселицы вдоль залитых дождями топких дорог с истлевшими висельниками, вымершие немые города, где нет ни единого огонька, стаи одичавших собак, терзающие непогребённые тела, и чадящие дымные костры Великой Чумы. Так, в 1996 году TMLHBAС выпустили пластинку «Kostnice» с композициями, исполненными «живьём» в Костеле Всех Святых (Kostel Vsech Svatych) в Богемии. Kostnice («Дом Костей» — The House of Bones) – место особое, устрашающее своей «танатофильской» откровенностью – рядами несчётных костей и черепов (некогда бывших людьми, что умерли в конце 40-х годов XIV столетия, в разгаре эпидемии «Чёрной Смерти»), из которых изготовлены даже отдельные предметы – в частности люстры-светильники и геральдический герб. Быстротечно, бренно бытие человеческое, но разве Госпожа Смерть не является ли преддверием самой Вечности? Что есть Смерть Побеждающая – Mors Triumphalis — как не Торжество Духа над тлением и распадом? Примечательно, что в качестве основной своей эмблемы TMLHBAС избрали коронованный королевский череп (уж не намёк ли это на миф Возвращения Государя, чья Смерть есть искупление рода людского?), а обложка альбома «A New Soldier Follows A Path Of A New King» (1995) украшена мёртвоголовами, вмурованными в стену из костей. На обложке другого, вышедшего чуть ранее, мистического диска «Amara Tanta Tyri» изображено не менее жутковатое действо – Пляска Мёртвых – Dance Macabre – с лихо отплясывающими и музицирующими костяками. «И тут около полуночи при свете луны они увидели, как мастер Виллибальд вышел из своей могилы у кладбищенской стены. Держа в руках свою волынку, он прислонился к высокому надгробному камню, так что его лицо ярко освещала луна, и начал играть, перебирая при этом пальцами на своем инструменте точь-в-точь так, как при жизни. В то время, пока сторожа в оцепенении смотрели на него, на кладбище стали открываться другие могилы, и их окостеневшие обитатели высунули наружу свои голые черепа и, оглядываясь по сторонам, стали кивать в такт музыке, а затем и вовсе вылезли из могил и задвигали своими гремящими суставами в резвом танце» (Иоганн Август Аппель «Пляска Мертвецов»).

Вот ещё одна поразительная по мощи и символизму работа – десятидюймовый винил «Yndalongg» (1996) с пьесами (естественно безымянными), записанными в Little Saxam Church (Саффолк) и повествующими о печально знаменитом «Детском Крестовом Походе» 1212 года от Р.Х., когда тысячи детей, отправившиеся из Марселя в поисках Нового Иерусалима, пропали без вести, погибли или были проданы в рабство иноверцами-сарацинами. Смерть снова торжествует и цена её триумфа неимоверно дорога и горька – чьи-то тугие кошельки («христианских» ли или магометанских работорговцев), набитые звонкою монетой и истерзанные тела детей, раздираемые на части оголодавшим зверьём.

TMLHBAС задаются извечным, и потому всегда актуальным, вопросом: «Что есть Жизнь и что есть Смерть? Что есть Вера и что есть Безверие? Что есть Истина и что есть Ложь? Что есть Святость и что есть Грех?». Они выступают в роли искусных иллюстраторов (предпочитающих, правда, неяркую цветовую гамму и сдержанные тона) и проводников по мрачным страницам истории, где есть место героизму и предательству, величию и подлости, вдохновению и дурному мракобесию, высокой духовной поэзии и грубому площадному сквернословию. «Пропущенный через современные урбанистические технологии, голос времён оживает, живописуя пред нами картину сотворения мира и жизни — из крови и стали, печали, бесхитростных чувств и обмана. Иносказательные притчи сменяют придворные пиры Вальтасара, кровавые мессы — крестовые походы и битвы, отсвет витражей — скорбно застывшую стать кафедральных соборов» (Игорь Ваганов). Братоубийственная балканская драма, длящаяся из века в век, кровоточит в композициях на диске «Were You Of Silver, Were You Of Gold?» (1996), где Эльзбет проникновенно поёт хорватские песни, а яростная наступательная музыка Альбина простирается от возвышенных церковных хоралов и гудения волынок до сумеречных darkwave пассажей. Дохристианское прошлое, Средние Века и Вторая Мiровая Война тесно переплетаются друг с другом в гимнических атмосферно-грозовых композициях на CD «The Smell Of Blood But Victory» (1997) – оглушительные колокольные перезвоны, громыхающие ударные, депрессивные аудио-ландшафты и сэмплы с пропагандистскими речами и беспокойными мятущимися голосами. Или тихая, романтичная старофранцузская, переходящая на английский, баллада, исполняемая под аккомпанемент лютни на «A New Soldier Follows A Path Of A New King» (1995). Вслушайтесь в слова предпоследней песни на сборнике синглов «Rest On Your Arms» (1999), где речь идёт о «королях-конунгах Туле», а в финале звучат смех и развесёлая песенка удалых воителей-северян. «Пусть на твоих плоскогорьях я буду единым!/Я посещу ряд могил, где герои уснули,/Я поклонюсь твоим древним угрюмым руинам,/Ultima Thule» (Валерий Брюсов)

Отдельно стоит сказать о нечастых концертных выступлениях TMLHBAС, кои обычно проходили на подмостках старинных театров или в заброшенных церквях, поскольку музыкантам были несимпатичны обычные площадки. На концертах полностью отсутствовало привычное освещение – только свечи или факелы; публика завороженно смотрит на полутёмную, окутанную призрачным туманом, сцену, где замерли неподвижные, чем-то напоминающие статуи, фигуры Альбина и Эльзбет; сильный экспрессивный вокал, строгое, сродни военизированному, облачение вокалистки и плотный обволакивающий звук – архаичная, опустошающая, пламенная энергетика, интенсивно воздействующая на эмоции и воображение, и оставляющая после себя лишь потрясённые, умолкшие пространства, где даже воздух становится другим, непохожим на то, чем он был ранее. Отчасти традиция подобных феерических акций была продолжена Альбином в рамках Der Blutharsch – снова факелы, мощнейшая ритм-секция, зачитывание воинственных манифестов и исполнители, затянутые в чёрную униформу.

Увы, бледная луна The Moon Lay Hidden Beneath A Cloud безвозвратно спряталась за седыми зимними тучами, хотя слухи об издании раритетных работ дуэта нет-нет да и просачиваются оттуда (как, например, однажды (к радости поклонников) был выпущен диск-бутлег с архивной записью «живого» выступления). Остаётся только надеяться, что серебристые искры сего лунного света ещё не угасли… На этот раз уже навсегда.

«Люди ищут новые острова, будучи перегружены технологиями и материализмом в обществе. Ищут внутренние ценности, тем самым обнаруживая некоторую ностальгию по прошлому. Средневековая и ритуальная звуковые стихии очень эмоциональны; они помогают людям на какие-то мгновения ускользнуть от реальности…» (фрагмент интервью The Moon Lay Hidden Beneath A Cloud российскому web-порталу «Achtung Baby!»)

Дискография The Moon Lay Hidden Beneath A Cloud:

1993 (ART 1/CD) The Moon Lay Hidden Beneath A Cloud

1994 (ART 2/CD) Amara Tanta Tyri

1995 (ART 3/CD) A New Soldier Follows The Path Of A New King

1996 (ART 4/10″) Yndalongg

1995 (ART 5/7″) Kostnice

1996 (ART 6/12″/CD) Were You Of Silver, Were You Of Gold?

1996 (ART 7/7″) Madhr (feat.Hybryds)

1996 (ART 8/MCD) A Night In Fear (feat.Deutsch Nepal)

1997 (ART 10/7″) Picture lim. vinyl, numbered (picture vinyl)

1997 (ART 11/CD box) The Smell Of Blood But Victory

1999 (ART 12/CD) Rest On Your Arms (reversed)

2000 (ART 13/Book) The Book Of Lyrics

Официальный web-сайт The Moon Lay Hidden Beneath A Cloud

Использованные материалы:

Игорь Ваганов «The Moon Lay Hidden Beneath A Cloud: Затворники Луны» // «Achtung Baby!», 1997

Материалы официального web-сайта TMLHBAС

Алексей ИЛЬИНОВ

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.