Вмешательство США в развитие транспортной инфраструктуры Центрально-Азиатского региона
Сегодня, когда в соседних с Узбекистаном странах, прежде всего в Киргизии и Таджикистане, ситуация мягко говоря весьма неопределенная, стабильность в Республике Узбекистан придает Ташкенту лидирующие позиции в регионе. Стремясь упрочить роль реального лидера, руководство Узбекистана активно предпринимает новые инициативные шаги в укреплении своего возросшего имиджа.
В частности, понимая огромную значимость развития транспортной инфраструктуры для экономики страны, президент Узбекистана И.Каримов старается вести конструктивную и правильную политику для решения этой задачи.
В июле 2010 года по данному вопросу состоялись переговоры узбекских министров с министром дорог и транспорта Ирана Хамидом Бехбехани, где обсуждались важные для Узбекистана вопросы дальнейшей интенсификации грузоперевозок, в том числе в рамках международных транспортных направлений «Восток-Запад» и «Север-Юг», транзитных грузоперевозок по маршруту Узбекистан-Туркменистан-Иран. В Тегеране развитие транспортной инфраструктуры в Центральной Азии связывают с основой всего комплекса торгово-экономических отношений между странами региона, и надеются, что запущенная в 2006 году железнодорожная ветка между иранскими городами Бафк и Бендер-Аббас, которая позволила сократить выход Узбекистана к Персидскому заливу на 800 км, в дальнейшем принесет большие экономические выгоды двум странам.
Остается весьма странной и непонятной реакция США, которая последовала после данного узбекско-иранского договора совместного развития железнодорожных путей. С одной стороны, продвигая и борясь за принципы мировой демократии и защите прав человека во всем мире и в Центрально-Азиатском регионе в том числе, Вашингтон, в тоже время выражает явное неудовлетворение итогами данной встречи. Америка не только продемонстрировала Узбекистану свою озабоченность, но и даже пригрозила Ташкенту охлаждением двусторонних отношений из-за развития его контактов с Ираном.
Получается, что США бесцеремонно и намеренно препятствуют развитию транспортной инфраструктуры в Центральной Азии. Также демарши США фактически закрывают для Узбекистана стратегически важные ворота в страны Ближнего Востока, Европу, Пакистан, Индию и страны Юго-Восточной Азии, открывающие транспортные пути (через Иран) к мировым рынкам. А позиции Узбекистана в регионе в этом случае не только не останутся на прежнем уровне, но и даже наверняка ослабнут, так как Узбекистан навсегда потеряет в глазах мирового сообщества самостоятельность.
В итоге, это может оказаться в перспективе серьезным барьером для внешнеэкономического развития Узбекистана.
Думаю, не надо быть специалистом, чтобы догадаться, что в данной ситуации эгоистичные действия США направлены на укрепление исключительно своих позиций в Центрально-Азиатском регионе и сохранению там социально-экономической напряженности.
Ивар Слуцскис
Релевантно:
Геополитика Евразийских транспортных коридоров (New Silk Road & Babur`s Order)
Leave your response!