Главная » Интервью, Политика

Возрождение казачьего этноса — это и создание Казачьей Национальной гвардии

6 февраля 2010 Комментариев нет

don1
Беседа с Координатором Движения по защите прав народов на Дону, экс-лидером легендарной рок-группы «Зазеркалье», культурологом Олегом Гапоновым.

Ты много лет занимался политическими и музыкальными проектами. Как ты пришёл к Казачеству или как Казачество пришло к тебе? И как ты рассматриваешь современное казачество, как явление, через призму и опыт твоих предыдущих творческих, общественных и сетевых увлечений?

Не знаю, насколько эти проекты были политическими. Дон — это моя родина. И история моего народа, как и моей семьи, красной линией сопровождала всю мою сознательную деятельность. Есть такое, на мой взгляд, не очень корректное выражение — «заниматься казачеством». Такое впечатление, что речь идет о спортивной секции. Интерес и осознание ценности казачьих традиций, культуры и истории был всегда. И когда появилась возможность реально помогать и участвовать в процессе казачьего возрождения, я не мог себе отказать в этом удовольствии.

Возможно ли возрождение Казачества и в каком качестве: субкультуры, национальной гвардии в конкретных регионах России, отдельного народа? Насколько это сегодня при глобализации и стремительной «россиянизации» реально?

Возрождение казачества как народа, этноса или субэтноса более чем возможно. Это происходит. Как и вообще в мире, последнее десятилетие — это просто парад национального и традиционного самосознания народов. Казаки здесь не исключение. Миф о неизбежности глобальной интеграции и пресловутом растворении традиционных суверенитетов, как показал последний кризис, — лишь мечтание. Это до сих пор на слуху. Как великолепно выглядел британский премьер Гордон Браун, который во время недавнего телеинтервью, озвучивал с большим энтузиазмом всю эту глобальную галиматью, — это тогда, когда у него под боком в Шотландии побеждает национальная партия. Т.е. происходят процессы абсолютно обратные глобализации. То же самое происходит с «россиянизацией». Об этом говорят медиа-куклы, чиновники и многие другие. Говорят до сих пор. Но абсолютно очевидно, что народы, культуры и традиции, все это многообразие культур — слишком твердые тела и никак не растворяются в этом «проекте». Казачья традиционная
культура, как и у многих других народов Кавказа — это культура воинская (агональная), поэтому возрождение казачества как этноса и возникновение на его основе такого явления как национальная гвардия никоим образом друг другу не противоречат, а возможно даже дополняют.

Какие есть «точки роста» в современном казачьем движении (школы, энтузиасты, образы жизни, методики)? Какие есть конкретные идеи, планы и методологии возрождения этого явления?

В том то и дело, что подлинная казачья традиция, система самоуправления, быт — вещи очень хорошо изученные. Есть и казачьи школы с упором на традиционное воспитание, есть и энтузиасты. «Точек роста» много, но важно создать условия для их роста. Когда до сих пор существует некий незримый «прессинг», либо попытки власти интерпретировать эти явления (это не только в казачьей среде, как известно, происходит), — «расти» трудно.

В 80-е- 90-е гг. было немало попыток «реанимации» казачьего движения, многие из этих попыток превратили Идею в самый настоящий китч. Сегодня зачастую казаков воспринимают, как ряженных. Не повторится ли это с сегодняшними попытками возрождения казачества (Знаю, что ты сам борешься с такими китчами в казачьей среде — твоя последняя статья).

В конце 80-х и начале 90-х было все — и искреннее народное движение и попытки авантюристов влиться в эту «новую тему». Я никогда не забуду как в станице Константиновской, в 1990 году, навстречу этим «ряженым» из всех дворов выходили плачущие старики с иконами и портретами своих замученных родственников. Это незабываемое зрелище. Но прошло время и как раз это превратилось в некую интерпретацию этого явления со стороны власти. Законы о казачестве и госслужбе. Недавно общался с 17-летним выпускником «официального» казачьего кадетского корпуса. Такой каши в голове я отродясь не встречал. Полное незнание своей традиционной культуры.

Как ты, как интеллектуал и евразиец воспринимаешь апгрейд Евразийства и создание Движения Евразийцев-народников — Движения по защите прав народов?

Я думаю, что это давно назрело. У нас в стране нет (вернее не было) ни одной организации, ни одного комитета, который бы поднимал эти злободневные вопросы. Заметьте, — ни у власти в лице думских партий ни у «внесистемной» оппозиции нет ни слова о народах, их самобытности и гарантии неприкосновенности традиций. Говорят о чем угодно — о правах человека, о беззаконии о демократии, а об этом ни слова. Как будто народов и вовсе не существует, а есть действительно только «россияне» как удобное обобщение.

Как это Движение должно быть представлено в Казачьей среде и чем реально может помочь Казачеству, а также другим формам «цветущей сложности» Русского Народа?

Есть смысл привлекать внимание общества к «казачьему вопросу». Есть смысл знакомить это общество с реальной казачьей традицией, которая пока еще жива, а не с симулякрами в виде «ряженных». И, конечно же, важно способствовать более здравому и трезвому подходу к проблемам глобализации. Необходимо отделить эти, в общем-то, чисто медийные шоу-проекты от реальной жизни. Поэтому есть прямая необходимость в том, чтобы «Движение по Защите прав народов» было представлено на Дону.

Беседовал Павел Зарифуллин

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.