Возрождение казачьего этноса — это и создание Казачьей Национальной гвардии
Беседа с Координатором Движения по защите прав народов на Дону, экс-лидером легендарной рок-группы «Зазеркалье», культурологом Олегом Гапоновым.
Ты много лет занимался политическими и музыкальными проектами. Как ты пришёл к Казачеству или как Казачество пришло к тебе? И как ты рассматриваешь современное казачество, как явление, через призму и опыт твоих предыдущих творческих, общественных и сетевых увлечений?
Не знаю, насколько эти проекты были политическими. Дон — это моя родина. И история моего народа, как и моей семьи, красной линией сопровождала всю мою сознательную деятельность. Есть такое, на мой взгляд, не очень корректное выражение — «заниматься казачеством». Такое впечатление, что речь идет о спортивной секции. Интерес и осознание ценности казачьих традиций, культуры и истории был всегда. И когда появилась возможность реально помогать и участвовать в процессе казачьего возрождения, я не мог себе отказать в этом удовольствии.
Возможно ли возрождение Казачества и в каком качестве: субкультуры, национальной гвардии в конкретных регионах России, отдельного народа? Насколько это сегодня при глобализации и стремительной «россиянизации» реально?
Возрождение казачества как народа, этноса или субэтноса более чем возможно. Это происходит. Как и вообще в мире, последнее десятилетие — это просто парад национального и традиционного самосознания народов. Казаки здесь не исключение. Миф о неизбежности глобальной интеграции и пресловутом растворении традиционных суверенитетов, как показал последний кризис, — лишь мечтание. Это до сих пор на слуху. Как великолепно выглядел британский премьер Гордон Браун, который во время недавнего телеинтервью, озвучивал с большим энтузиазмом всю эту глобальную галиматью, — это тогда, когда у него под боком в Шотландии побеждает национальная партия. Т.е. происходят процессы абсолютно обратные глобализации. То же самое происходит с «россиянизацией». Об этом говорят медиа-куклы, чиновники и многие другие. Говорят до сих пор. Но абсолютно очевидно, что народы, культуры и традиции, все это многообразие культур — слишком твердые тела и никак не растворяются в этом «проекте». Казачья традиционная
культура, как и у многих других народов Кавказа — это культура воинская (агональная), поэтому возрождение казачества как этноса и возникновение на его основе такого явления как национальная гвардия никоим образом друг другу не противоречат, а возможно даже дополняют.
Какие есть «точки роста» в современном казачьем движении (школы, энтузиасты, образы жизни, методики)? Какие есть конкретные идеи, планы и методологии возрождения этого явления?
В том то и дело, что подлинная казачья традиция, система самоуправления, быт — вещи очень хорошо изученные. Есть и казачьи школы с упором на традиционное воспитание, есть и энтузиасты. «Точек роста» много, но важно создать условия для их роста. Когда до сих пор существует некий незримый «прессинг», либо попытки власти интерпретировать эти явления (это не только в казачьей среде, как известно, происходит), — «расти» трудно.
В 80-е- 90-е гг. было немало попыток «реанимации» казачьего движения, многие из этих попыток превратили Идею в самый настоящий китч. Сегодня зачастую казаков воспринимают, как ряженных. Не повторится ли это с сегодняшними попытками возрождения казачества (Знаю, что ты сам борешься с такими китчами в казачьей среде — твоя последняя статья).
В конце 80-х и начале 90-х было все — и искреннее народное движение и попытки авантюристов влиться в эту «новую тему». Я никогда не забуду как в станице Константиновской, в 1990 году, навстречу этим «ряженым» из всех дворов выходили плачущие старики с иконами и портретами своих замученных родственников. Это незабываемое зрелище. Но прошло время и как раз это превратилось в некую интерпретацию этого явления со стороны власти. Законы о казачестве и госслужбе. Недавно общался с 17-летним выпускником «официального» казачьего кадетского корпуса. Такой каши в голове я отродясь не встречал. Полное незнание своей традиционной культуры.
Как ты, как интеллектуал и евразиец воспринимаешь апгрейд Евразийства и создание Движения Евразийцев-народников — Движения по защите прав народов?
Я думаю, что это давно назрело. У нас в стране нет (вернее не было) ни одной организации, ни одного комитета, который бы поднимал эти злободневные вопросы. Заметьте, — ни у власти в лице думских партий ни у «внесистемной» оппозиции нет ни слова о народах, их самобытности и гарантии неприкосновенности традиций. Говорят о чем угодно — о правах человека, о беззаконии о демократии, а об этом ни слова. Как будто народов и вовсе не существует, а есть действительно только «россияне» как удобное обобщение.
Как это Движение должно быть представлено в Казачьей среде и чем реально может помочь Казачеству, а также другим формам «цветущей сложности» Русского Народа?
Есть смысл привлекать внимание общества к «казачьему вопросу». Есть смысл знакомить это общество с реальной казачьей традицией, которая пока еще жива, а не с симулякрами в виде «ряженных». И, конечно же, важно способствовать более здравому и трезвому подходу к проблемам глобализации. Необходимо отделить эти, в общем-то, чисто медийные шоу-проекты от реальной жизни. Поэтому есть прямая необходимость в том, чтобы «Движение по Защите прав народов» было представлено на Дону.
Беседовал Павел Зарифуллин
Leave your response!