Главная » Интервью, Концепции, Политика

Жить в деревне, должно быть модно!

5 декабря 2009 Комментариев нет

read1Павел Зарифуллин – лидер Движения За Права Народов, ведущий одноименной передачи на портале газеты «Известия», политический аналитик. Он любезно ответил на несколько вопросов “Молчаново Инфо”. Речь зашла, разумеется, о развитии сельской глубинки.

Не секрет, что сегодня российская деревня в ужасном положении, что может стать движущей силой для ее возрождения?

Поскольку деревня является хранительницей русской традиции и русской идентичности, то можно сказать, что и русская идентичность находится в ужасном состоянии. Кризис в русской деревне – это кризис России. Именно поэтому просто необходимо повернуть процесс вспять, потому что, когда окончательно загнётся наша деревня, именно тогда окончательно загнётся и Россия. В городах в России (во всяком случае, в современную эпоху) не возникает условий, где “русскость” могла бы сохраняться. Город (согласно классическому определению Вебера) – это глобальное рыночное поселение. И только в деревнях ещё еле теплится реальная народная жизнь. Когда она угаснет – закончится и Россия, такой, какой мы её знали за последнее тысячелетие. Чтобы как-то изменить ситуацию, надо в первую очередь изменить взгляд на проблему, как со стороны власти, так и со стороны гражданского общества нашей страны. Это должна быть государственная программа по спасению села, и должно сформироваться общественное мнение, что это самое главное российское делание, принципиальная задача. Только вместе государство и общество смогут остановить этот негативный процесс. Должны быть государственные чёткие программы и реальные инвестиции в аграрный сектор, связанные не только с экономической, но и с культурной поддержкой села. Но и общество России должна повернуться к деревне лицом. За последнее столетие отношение к деревенским людям, к крестьянам у нас в стране было и остаётся безобразным, пренебрежительным. Слова “колхозник”, “деревенский” несут в себе негативную нагрузку. А надо сделать всё деревенское, фолковое, этническое модным, привлекательным! Надо провести ребрендинг этих понятий. Надо, чтобы народ туда повалил. Наше Движение приступает к масштабной PR и иной информационной работе в этом направлении. И призывает иные общественные организации работать на этом поприще. Возрождение русской деревни и русской идентичности – это дело всех и каждого!

Президент много говорит об инновациях. И как инновационная политика может сочетаться с сохранением самобытности регионов?

Надо, чтобы прялка и коровник были поданы нашему обществу, что называется с “голливудской улыбкой”. Деревня должна стать привлекательной для инвестиций, для туризма, для жизни в ней. Жить в деревне, должно быть модно!

Но и для коренных сельчан жизнь в селе не может продолжаться, как безрадостное существование на окраине активной жизни Российского государства. Тот же Вебер писал, что изначально германские и русские деревни представляли собой неповторимую сеть. В век инноваций и сетевых технологий необходимо оживлять и возрождать деревенскую жизнь сетевыми методами.

А это: Создание и распространение платформ для горизонтальной и вертикальной коммуникации с использованием средств Веб 2.0 в глубинке – популяризация блогов среди госслужащих, обучению использования социальных сетей для общения с населением и обмена опытом. Но также и создание «аграрных» сетевых сообществ, для обмена хозяйственным, культурным и досуговым опытом через Интернет.

Развитие инновационных методов обучения, в том числе через технологию вебинаров (онлайн-семинаров), чтобы привести опыт и знания центра в глубинку. Для того, чтобы учиться, теперь не обязательно будет «переться» в город. Знания через Интернет придут в любую избу. Понятно, что сами по себе эти инновации с неба не свалятся. Государство должно их разрабатывать и финансировать. А местные энтузиасты, организовываться на местах в сетевые общины и земства, формировать методологии развития села и организовывать на местах «жизнь на своей земле по своим законам». Потому что никакое государство не сможет обустроить нашу жизнь и наш быт за нас самих.

Давайте более конкретно: Сибирь. Кроме нефти и газа – где нам искать пути для роста? На что можно опираться?

Главное богатство Сибири – люди, и их способность в отличие от Центральной России (Великороссии) опираться на «себя самое», не ждать милости от судьбы, царя, партии и т.д. Они самостоятельны, организованны. Когда государство давало сибирякам «дышать», разрешало им небольшие экономические преференции (времена «столыпинской реформы» и НЭПа) – Сибирь мгновенно превращалась в «курицу, несущую золотые яйца». Не смотря на суровый климат, сибиряки делали своё месторазвитие житницей страны, активными темпами развивали торговлю и ремёсла. Необходимо вернуться к этой практике. Именно Сибирь и её глубинка ещё способны стать сетью из «точек роста» российской экономики, а также потянуть за собой вверх остальные регионы России.

Права народов – слово пугающее. Нет ли здесь крамолы? Или я ошибаюсь?

Мы – евразийцы-народники говорим о «евразийском регионализме», а он никак не связан с сепаратизмом. Российская власть сегодня достаточно сильна и не должна бояться давать регионам больше автономии. В этом смысле надо максимально поощрять культурные различия российских регионов, давать им больше прав.

Необходимо поддерживать и развивать этнические и субэтнические различия народов России, нужно прекратить лепить из народов усреднённого «россиянина», закончить процесс региональной глобализации по тотальной «русификации» народов и культур. Это касается всех народов и в первую очередь великороссов. Нужно поощрять развитие региональных русских культур, возрождать великоросские субэтносы (поморы, сибиряки, казаки, староверы), помогать укреплять их идентичность материально и медийно, вводить для подобных субэтнических групп налоговые льготы, как для носителей традиционной культуры русского народа. И не надо этого бояться: как писал Лев Гумилёв: «Сила системы в её сложности».

Местное самоуправление – это кит, на котором должна стоять Россия, это основа «евразийского регионализма». Там, где его нет, необходимо организовать местное самоуправление искусственно, как это делали князья «мономахова дома», переселившись в современную Великороссию. Наряду с княжеской военно-административной властью они вводили и вечевой институт (там, где он отсутствовал у местного населения).

Как я понимаю, вы – не политическое, а экспертное движение? В чем цель вашей работы?

В мире каждый месяц погибает по одному Народу. По большому счёту мировым элитам до этого нет никакого дела, также как и до кровавых межэтнических конфликтов. Ни один такой конфликт за последние десятилетия не был урегулирован международными организациями, призванными этим профессионально заниматься. Налицо фундаментальный кризис ООН и ЮНЕСКО, а также кризис методологии. У международных чиновников и финансистов, у президентов и военных стратегов нет концепций, как изменить подобное положение дел, да они к этому, и не стремятся. Концепция защиты прав народов, провозглашённая в 1976 году на алжирской конференции является достоянием энтузиастов: правозащитников, антропологов, мастеров культуры (вроде Гибсона, Копполы или Андрея Борисова). Вот у них есть концепции спасения народов. (Сегодня нужно говорить именно так: народы необходимо спасать). Но эти люди разрозненны. Новая инициатива не претендует на всеобъемлящесть, но должны, же появиться какие-то «точки сборки» для защитников прав народов? Возникнуть интеллектуальные лаборатории, способные выработать новые концепции грядущего более справедливого мира? Так и родилась идея международного Движения, призванного отстаивать «этническое» на стремительно глобализующейся планете. 29 июля сего года в Париже прошла учредительная конференция Движения по защите прав народов. На ней присутствовали интеллектуалы из разных стран, профессора из Сорбонны, Мармары, Оттавы, режиссёры, книгоиздатели, этнопсихологии, просто неравнодушные люди.

В России наше Движение называют Движение евразийцев-народников. И это верно, потому, что в основе нашей деятельности лежит евразийская идеология.

Евразийство – это философский камень России, ещё нереализованная модель, способная восстановить в России живую связь и сложные пропорции между Государством, Народами и Человеком. Россия это даже не государство, а цивилизация, состоящая из разных народов, связанных общей исторической судьбой. Идеи Евразийства именно в Сибири смотрятся абсолютно привлекательно и органично.

Как у вашего движения выстраиваются отношения с государственной властью и политическими партиями?

Мы искренне считаем, что конструктивные люди есть в самых разных партиях: и в «Единой России» и в «Справедливой» и у коммунистов. Мы хорошо общаемся с Единой Россией, думаем о совместных проектах. Нам чрезвычайно импонируют тезисы президента России Дмитрия Медведева по построению справедливой инновационной экономики, по повороту Российского Государства лицом к людям, по поощрению развития органов местного самоуправления. За этим будущее!

Беседовал Игорь Саргин

Москва

Молчаново.инфо

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.